Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития общества существует опасность возникновения ЧС не только природного, но и техногенного характера, что обусловливает создание единой системы предупреждения и ликвидации ЧС. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Файлы: 1 файл

Реферат обж.docx

— 122.81 Кб (Скачать)

В России, как ни в какой  другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы ни было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

Хотелось бы напомнить, что  в Великую Отечественную войну  для оповещения населения об опасности  нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная  сеть и сирены. В целом такая  система оповещения удовлетворяла  требованиям того времени. Сигналы  воздушной тревоги и ее отбоя  подавались своевременно, население  слышало их отчетливо.

Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных  средств и спасательных взводов.

Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны  смешанные авиационные отряды.

Особого внимания в силах  МЧС заслуживает Государственный  Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это  первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее  из профессионалов высокого класса. Они  не раз убедительно доказывали, что  хорошо знают свое дело и умеют  отлично работать в самых сложных  условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.

Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом  — 10 мин., зимой — 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой — 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины).

Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при  чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.

Для уверенного получения  сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады  держали репродукторы постоянно  включенными в сеть. Метроном круглые  сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда  появлялась необходимость, звучал голос  диктора. Люди узнавали о налетах  вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в  той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда  «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.

В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась  гражданская оборона (1961 г.), людей  учили, если звучит сирена — это  сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения  с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

Шло время, менялась международная  обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и  расширить систему оповещения.

Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

Буйство стихии не прекращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население нужно  предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.

В случае опасности людей  надо было предупредить, где бы они  ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех  пор завывание сирен, прерывистые  гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная  тревога, как это предусматривалось  прежде.

Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор  радиотрансляционной сети и слушать  сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного  хозяйства переводятся на круглосуточную работу.

Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в  Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано  около100 тыс. сирен. В Австрии имеется  их порядка 5 тыс., но этого, считают  специалисты, мало, и в ближайшие  годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.

Речевая информация

На каждый случай чрезвычайной ситуации местные органы власти совместно  со штабами по делам ГО и ЧС заготовляют  варианты текстовых сообщений, приближенным к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее  отвечающий реальным условиям.

Отсутствие информации или  ее недостаток способствует возникновению  слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это — среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще более важно, чтобы  информация, данная населению, была правильно  понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении  урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись  беспечно, мер защиты не приняли  и в результате — стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.

В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился  до северо-западных районов нашей  страны. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда  через четыре дня Воркуту окутала  ураганная пурга, на объектах последовали  аварии, одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха  — 25С), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах  застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего  этого могло и не быть!

Есть конечно примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами, взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО — председателя горисполкома И. Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались сообщения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.

Таким образом, принятая и  ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и  ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу  привлечь внимание всего населения  города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью  создаваемых систем централизованного  оповещения, базирующихся на сетях  связи и проводного вещания (радиотрансляционной  сети), специальной аппаратуре П-164 и  электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители.

Аппаратура П-164 предназначена  для объединения всех средств  по доведению звуковых сигналов и  речевой информации в единую систему  централизованного оповещения в  городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя  ее, можно дистанционно управлять  электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Локальные системы оповещения.

Чтобы оперативно оповещать  население об авариях на АЭС, химически  опасных предприятиях, гидроузлах и  других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее  время создаются так называемые локальные системы оповещения. С  их помощью можно своевременно оповещать  не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также  все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Вместе с тем локальные  системы, хотя и самостоятельные, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системой централизованного оповещения. Приходится с сожалением констатировать, что Постановление Правительства  «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Главное преимущество локальных  систем — их оперативность, которая  в условиях аварий и катастроф  так необходима. В критической  ситуации дежурный диспетчер (сменный  инженер) сам принимает решение  и немедленно подает сигнал. Первоначально  он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует  речевая информация, поясняющая порядок  действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут  применяться и подвижные звукоусилительные станции.

Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы  информация об угрозе заражения или  затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха  или волны прорыва, и чтобы  оставалось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны  дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного  персонала потенциально опасных  объектов. Быстро, почти мгновенно  оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот  главное требование к тем, кто  несет дежурство на диспетчерском  пункте.

Ответственность за организацию  связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение  и поддержание связи в исправном  состоянии отвечают начальники служб  связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного  хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние  аппаратуры связи, кабельных и воздушных  линий, организуют аварийно-восстановительные  и ремонтные работы на сооружениях  и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся  специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).

 

Заключение

 

От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных  в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых  ликвидацией последствий ЧС, а  также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников  спасательных подразделений.

Для достижения наибольшей эффективности работ на месте  ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической  поддержки, специальное техническое  обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный  аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях.

Информация о работе Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование