Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития общества существует опасность возникновения ЧС не только природного, но и техногенного характера, что обусловливает создание единой системы предупреждения и ликвидации ЧС. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Файлы: 1 файл

Реферат обж.docx

— 122.81 Кб (Скачать)

Финансовый университет  при Правительстве

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Искужин Ансар Халитович

Факультет: ММ и АР

Группа: ПМ1-1

Преподаватель:

Верлам Александра Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

Введение

 

В современных условиях развития общества существует опасность возникновения  ЧС не только природного, но и техногенного характера, что обусловливает создание единой системы предупреждения и  ликвидации ЧС.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных  бедствий, аварий, катастроф, вооруженных  конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах  ЧС, созданием сил быстрого развертывания  на все ЧС, где бы они ни происходили.

РСЧС – это единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС, предназначена для предупреждения ЧС в мирное время, а в случае их возникновения  - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды  и уменьшения ущерба объектам экономики.

 

Структура РСЧС

 

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах  и ведомствах, в учреждениях, в  организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается  на соответствующих руководителей  органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные  руководители являются по должности  начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность  за организацию и осуществление  мероприятий ГО, создание и обеспечение  сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств ликвидации ЧС, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы  в управления по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные  подсистемы.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому  административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или  органы, выполняющие родственные  функции. Они планируют, разрабатывают  и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных  чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового  и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и  стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней  являются управления по делам ГО и  ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил  и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются  в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками  и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Штаб является органом  управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

организация и обеспечение  непрерывного управления ГО при любых  авариях, катастрофах и стихийных  бедствиях;

своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения  прилегающих населенных пунктов  о возникновении ЧС;

разработка плана ГО;

осуществление мероприятий  по защите трудового коллектива;

обучение личного состава  формирований ГО, рабочих и служащих;

поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и  ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются  службы:

связи и оповещения;

охраны общественного  порядка;

противопожарная;

аварийно-техническая;

убежищ и укрытий;

медицинская;

противорадиационной и противохимической  защиты;

автотранспортная;

материально-технического снабжения  и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости  от специфики предприятий и наличия  структурных подразделений для  их организации.

 

Основные задачи РСЧС

 

Российская система предупреждения и действий в ЧС решает огромный круг задач, затрагивающий все сферы  деятельности народного хозяйства  страны. Одной из основных задач, решаемых РСЧС, является формирование единой государственной  политики для предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае их возникновения  защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.

Еще одной важной задачей  является формирование и внедрение  правовых и экономических мер, а  так же особо важной стала задача предупреждения возникновения ЧС. К  сожалению, все разработки не могут  обеспечить полную безопасность населения, национального достояния и окружающей среды.

Следует отметить, что в  последнее время наблюдается  нарушение норм при строительстве  и проектировании. Например, допускается  строительство жилых домов и  предприятий в потенциально опасных  местах. Перестало развиваться строительство  защитных сооружений, кроме того около 12% убежищ и противорадиационных  сооружений приведено в негодность.

Оповещение и информирование населения – еще одна важная задача РСЧС. Сложностью в решении поставленной задачи является развитие системы локального оповещения в зонах приближенных к потенциально опасным объектам, но все же видны некоторые продвижения, например, налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Идеалом работы РСЧС является предупреждение всех ЧС, но, к сожалению, в наше время это недостижимая цель, поэтому следующая задача службы – ликвидация ЧС. Она является наиболее ёмкой и решающей для РСЧС. Паводки, сели, землетрясения, ураганы, бури, пожары: всё это происходит постоянно.

Наиболее ярким примером могут послужить торфяные пожары, которые распространились в этом году в нескольких районах нашей  страны. Привлекалось большое количество сил и средств для решения этой проблемы, которые оказались не в полной мере готовыми бороться с такими пожарами. Очень важно, чтобы силы и средства находились в состоянии готовности в любое время. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, она не всегда отвечает современным требованиям.

Подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный  Президентом РФ 21 декабря 1994г. Этот законодательный акт призван  в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная  система обучения всего населения  России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность  за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной  власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту  жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками  способов защиты при ЧС, готовят  их к действиям в составе невоенизированных  формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего  состава, которое организуется в  учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов  и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы  подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые  руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют  необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей  сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения  функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали  заниматься этой проблемой. Они то ли забыли, то ли не хотят понимать, что  главной целью осуществления  работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы  любой объект, любая отрасль или  система функционировали надежно  в самых сложных экстремальных  ситуациях и не только в военных, а главным образом в мирное время. Чтобы аварии, катастрофы и  стихийные бедствия приносили минимум  ущерба, чтобы как можно меньше страдали люди. И решаться вопросы  жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных  и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического  хозяйства словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным  последствиям.

Нельзя без боли в сердце вспомнить такой случай. В центре Москвы, в институте им. Н.В.Склифосовского одном из ведущих лечебных учреждений страны, — однажды зимой в 22 часа погас свет, прекратилась подача электроэнергии, остановились приборы, поддерживающие жизнь больных и пострадавших, не стало воды и тепла. А ведь сюда беспрерывным потоком поступали люди, остро нуждающиеся в срочной медицинской помощи.

И последняя задача. Используя  все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе  безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и  ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться  на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам  ГО и ЧС является одним из силовых  министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная  часть, одно из звеньев всей системы  общегосударственной обороны и  защитных мер. Предупредить человека о  надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи. Об этом должны помнить все!

 

 

Режимы функционирования РСЧС

 

 

В РСЧС установлено три  режима функционирования.

При отсутствии угрозы возникновения  чрезвычайной ситуации органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителей  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, могут устанавливаться следующие  режимы функционирования:

режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При введении соответствующего режима функционирования РСЧС определяются:

обстоятельства, послужившие  основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

границы территории, на которой  может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

Информация о работе Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование