Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:09, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития общества существует опасность возникновения ЧС не только природного, но и техногенного характера, что обусловливает создание единой системы предупреждения и ликвидации ЧС. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Файлы: 1 файл

Реферат обж.docx

— 122.81 Кб (Скачать)

организация взаимодействия и управления.

Решение председателя комиссии по ЧС обычно оформляется на карте (плане, схеме). К решению прилагается  краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.

Задачи до подчиненных  органов управления и сил РСЧС доводятся приказами и распоряжениями.

Способы доведения задач  до исполнителей (по средствам закрытой или открытой связи, по АСУ или  устно с обязательным письменным подтверждением) определяются начальником  органа управления.

 

 

Организация работы органов  управления

 

КЧСПБ и органы управления выполняют свои задачи в районах  ЧС в соответствии с расчетом, по которому определяется состав оперативных  и специальных групп, подготовленных к действиям в районах бедствия на создаваемых вспомогательных  пунктах управления (ВПУ). Также производится распределение личного состава  и по другим пунктам управления, которые занимаются ими при угрозе или с возникновением ЧС.

Состав рабочих групп  определяется руководителями органов  управления с учетом содержания и  объема выполняемых задач, штатной  структуры и обеспечения круглосуточной работы.

В органах управления и  на их пунктах управления создаются  рабочие группы: обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования); направлений (на субъекты РФ, органы местного самоуправления, министерства, ведомства, органы военного командования и другие), информации, эвакотранспортная и другие группы.

В состав расчета пункта управления, как правило, также входят группы оперативного дежурства, спецсвязи, секретного делопроизводства и другие, обеспечивающие деятельность комиссий по ЧС и органов управления.

На группу обобщения обстановки и подготовки предложений (планирования) возлагается: сбор, анализ и оценка обстановки и ее отражение в центре управления; подготовка расчетов и  предложений для принятия председателем  комиссии по ЧС решения; разработка планирующих  документов, проектов приказов, распоряжений. Кроме того, группа осуществляет подготовку предложений и оформление уточненного  решения на каждые очередные сутки  проведения аварийно-спасательных и  других неотложных работ.

Группа направлений создается  для обеспечения управления подчиненными органами и силами РСЧС и другими  силами, выделяемыми для ликвидации ЧС, а также для поддержания  взаимодействия с органами военного командования (военными округами, флотами, гарнизонами) и другими взаимодействующими органами.

Группа направлений осуществляет:

сбор, предварительный анализ, обобщение, оценку данных по обстановке в районах действий подчиненных  сил и представление ее непосредственным и прямым начальникам;

доведение подчиненным приказов, распоряжений и проверка их исполнения;

контроль за прохождением сигналов оповещения; ведение рабочих карт, журналов учета обстановки; запись указаний председателя комиссии по ЧС и докладов, поступающих от подчиненных органов управления.

На группу информации возлагается:

обработка и оценка всех видов поступающей информации и  ведение ее учета;

подготовка донесений  об обстановке и принятых решениях в вышестоящие органы управления;

доведение информации об обстановке расчету пункта управления, представителям служб ГО и взаимодействующих  органов;

изучение опыта проводимых мероприятий и доведение его  подчиненным и взаимодействующим  органам управления, а также решение  других вопросов информационного обеспечения.

На эвакотранспортную группу возлагается: организация взаимодействия и поддержание связи с эвакуационными и транспортно-дорожными органами и службами по подготовке транспортных средств для осуществления эвакоперевозок населения; сбор и обобщение данных по вопросам эвакуации и подготовка предложений председателю комиссии по ЧС по их проведению; осуществление контроля за проведением эвакомероприятий и подготовка транспортных средств к осуществлению эвакуационных перевозок.

Представители (оперативные  группы) функциональных подсистем и  взаимодействующих органов управления, находящиеся на пункте управления комиссии по ЧС или ее оперативной группы, поддерживают постоянную связь с  органами управления, которые они  представляют. Их задачами являются: сбор, обобщение данных об обстановке в  зоне (на объектах) действий представляемых ими служб (органов); доведение до непосредственных начальников информации об обстановке и о распоряжениях, поступивших от вышестоящих органов  управления, и выполнение других возникающих  вопросов.

При угрозе возникновения  ЧС оперативные группы КЧСПБ всех уровней, высылаемые в районы опасности, выявляют причины ухудшения обстановки и вырабатывают предложения по предотвращению ЧС.

С возникновением ЧС оперативные  группы определяют масштабы ЧС и прогнозируют ее развитие. Организуют и руководят  проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, координируют и контролируют действия подчиненных  и взаимодействующих органов  управления по принятию ими экстренных мер по защите населения (эвакуация, оказание помощи пострадавшим и другие неотложные меры). Готовят предложения  председателю комиссии по ЧС для принятия им решения, уточнения плана действий, применения сил и средств РСЧС, использования финансовых, продовольственных, медицинских, материально-технических  и других ресурсов.

Непосредственное руководство  работами по ликвидации ЧС оперативные  группы вышестоящих органов управления осуществляют в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов  РФ, местного самоуправления и другими  органами, развертываемыми в зоне ЧС.

 

Действия органов управления и сил РСЧС при введении режима повышенной готовности

 

 

При угрозе возникновения  ЧС органы управления оценивают сложившуюся  обстановку, прогнозируют ее возможное  развитие и готовят данные для  принятия решения председателем  комиссии по ЧС на проведение комплекса  организационных, инженерно-технических  и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшения ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

На основе анализа обстановки и принятого председателем комиссии по ЧС решения вносятся необходимые  уточнения в планы действий.

Органы управления и силы РСЧС (Войска ГО РФ, различные аварийно-спасательные и другие формирования) частично или  полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные  планом действий для данного режима функционирования.

Кроме того, органы управления:

оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при  возникновении ЧС, прогнозируют ее развитие;

уточняют задачи органам  наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;

проверяют готовность органов  управления, оперативных групп, сил  постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям, отдают необходимые распоряжения;

при необходимости высылают оперативные группы в район ожидаемой  ЧС для организации управления и  проведения мероприятий по предотвращению ЧС или уменьшению возможного ущерба;

уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможности, пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;

готовят предложения о  создании группировки сил РСЧС в  районе возможной ЧС, об организации  управления и мер обеспечения;

разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и  готовности;

организуют слаживание (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения с ними специальных занятий и тренировок;

докладывают вышестоящим  органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.

Последовательность и  сроки проведения мероприятий по подготовке органов управления и  сил, привлекаемых к действиям в  возможных очагах поражения, определяет председатель комиссии по ЧС в своем  решении.

Силы РСЧС постоянной готовности и другие силы, предназначенные к  экстренным действиям, с получением распоряжения (сигнала) в установленные  планом сроки убывают в район  ЧС.

Остальные силы РСЧС и другие, привлекаемые к ликвидации ЧС силы, с получением распоряжения приводят себя в готовность к выдвижению и  предстоящим действиям, пополняют  запасы материальных и других средств.

Органы управления, штабы  воинских частей и соединений Войск  ГО РФ, МО РФ, МВД РФ, специальных  формирований министерств и ведомств РФ производят расчеты на выдвижение подчиненных им сил. При необходимости  подают заявки на железнодорожный (воздушный, морской, речной) транспорт. Определяют требуемое количество технических, транспортных, материальных средств, необходимых  для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Уточняют планы действий (взаимодействия), готовят командирам (начальникам) данные для принятия решения, доводят задачи до подчиненных, осуществляют планирование и обеспечивают устойчивое управление при выдвижении.

Непосредственную ответственность  за безопасное функционирование подведомственных объектов экономики, организацию оповещения производственного персонала, территориальных  органов управления и населения, проживающего в зонах ответственности  объектов, об угрозе или возникновении  аварий на производствах несут соответствующие  министерства, ведомства, организации  РФ и объекты экономики. Они отвечают за состояние и готовность своих дежурно-диспетчерских служб (ДДС), специальных формирований к действиям в условиях ЧС.

Территориальные органы РСЧС оказывают им необходимую помощь в организации ДДС, системы оповещения, в подготовке специальных и других формирований. Осуществляют совместно  с ними контроль за готовностью органов управления и ведомственных сил к действиям при ЧС, а также оказывают необходимую им помощь путем выделения сил и средств территориальных органов.

 

 

Сбор данных обстановки и  ее анализ и оценка

 

Важнейшей обязанностью органов  управления является непрерывный сбор, анализ и обобщение данных по обстановке, ее оценка, подготовка выводов, предложений  и своевременный их доклад председателю КЧСПБ.

Для получения данных об обстановке используются:

данные разведки всех видов;

информация вышестоящих  и взаимодействующих органов  управления;

доклады подчиненных органов  управления, соединений и воинских частей, формирований ГО;

донесения и сводки учреждений сети наблюдения и лабораторного  контроля (СНЛК) и другие источники.

Органы управления должны быть постоянно готовы доложить председателям  комиссий по ЧС данные обстановки, выводы и предложения по ним.

Основными данными обстановки являются:

в повседневных условиях:

сведения о составе, готовности и возможностях органов управления и сил РСЧС, а также сил, привлекаемых к ликвидации ЧС по планам взаимодействия;

сведения о накоплении и содержании фондов защитных сооружений и средств индивидуальной защиты населения;

сведения о мероприятиях по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики; об организации  подготовки руководящего состава органов  управления и сил РСЧС; об организации  повседневной работы учреждений СНЛК по своевременному выявлению признаков  и источников радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения и признаков угрозы возникновения стихийных бедствий;

при угрозе и возникновении  ЧС:

данные об обстановке в  районах ЧС и прилегающих к  ним территорий; о границах и характере  образовавшихся опасных зон; об объемах  и характере предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ;

данные о составе сил  РСЧС, других привлекаемых сил, возможных  вариантах их использования при  ликвидации ЧС, о порядке приведения их в готовность и выдвижения в  районы действий;

о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

данные об обстановке по значению подразделяются на особо важные, важные и обычные.

Особо важные сведения (данные) докладываются немедленно старшему начальнику, остальные (обычные) – представляются в установленные сроки.

Поступившие данные анализируются, оцениваются, докладываются председателю комиссии по ЧС и вышестоящему органу управления, отражаются на рабочих  картах, заносятся в журналы учета, фиксируются на магнитных носителях, вводятся в память ЭВМ.

В результате анализа и  оценки обстановки орган управления делает по каждому ее элементу выводы, в которых определяются:

ожидаемые последствия ЧС и как они могут повлиять на выполнение задач, какие действия необходимо предпринять;

требуемое количество сил  и средств;

меры, которые необходимо принять немедленно и в последующем; задачи по уточнению и сбору дополнительных данных. На основе выводов из обстановки вырабатываются предложения по решению.

 

Основа системы оповещения

 

Оповестить население  — значить предупредить его о  надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном  бедствии, передать информацию о случившейся  аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время — главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это  решает судьбу людей.

Информация о работе Система РСЧС, определение, решаемые задачи, состав сил и средств, комплектование