Проблемы международной торговли. Перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики
Выделяется ряд задач:
изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли;
дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации;
рассмотреть инструменты торговой политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
Глава 1. Международная торговля - 5 -
1.1 История международной торговли - 5 -
1.2 Теории международной торговли - 7 -
1.2.1 Классическая теория международной торговли - 8 -
1.2.2 Теория Хекшера - Олина -10 -
1.2.3 Парадокс Леонтьева - 10 -
1.2.4 Неотехнологические теории -12 -
1.2.5 Теория "технологического разрыва" -13 -
1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" - 13 -
1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ - 15 -
1.3 Элементы международной торговли. - 16 -
1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома. - 16 -
1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. - 17 -
Глава 2. Проблемы международной торговли. Перспективы развития - 18 -
2.1 Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск. - 18 -
2.2 Кредитный риск и время выполнения контракта. - 19 -
2.3 Правительственные постановления. - 20 -
2.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли - 20 -
2.5 Перспективы развития. - 21 -
Глава 3. Торговая политика - 22-
3.1 Инструменты торговой политики - 23 -
3.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли - 24 -
3.1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли - 26 -
3.1.3 Скрытые методы торговой политики - 28 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 31 -
Список литературы - 33-

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 82.01 Кб (Скачать)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ - 3 -

Глава 1. Международная торговля - 5 -

1.1 История международной торговли - 5 -

1.2 Теории международной торговли - 7 -

1.2.1 Классическая теория международной торговли - 8 -

1.2.2 Теория Хекшера - Олина -10 -

1.2.3 Парадокс Леонтьева - 10 -

1.2.4 Неотехнологические теории -12 -

1.2.5 Теория "технологического разрыва" -13 -

1.2.6 Теория "цикла жизни продукта" - 13 -

1.2.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ - 15 -

1.3 Элементы международной торговли. - 16 -

1.3.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома. - 16 -

1.3.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. - 17 -

Глава 2. Проблемы международной торговли. Перспективы развития - 18 -

2.1 Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск. - 18 -

2.2 Кредитный риск и время выполнения контракта. - 19 -

2.3 Правительственные постановления. - 20 -

2.4 Основы юридического обеспечения мировой торговли - 20 -

2.5 Перспективы развития. - 21 -

Глава 3. Торговая политика - 22-

3.1 Инструменты торговой политики - 23 -

3.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли - 24 -

3.1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли - 26 -

3.1.3 Скрытые методы торговой политики - 28 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 31 -

Список литературы - 33-

 

ВВЕДЕНИЕ

Почему  государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Теории  международной торговли, берущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

  • что лежит в основе международного разделения труда?
  • какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
  • какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

В современных  условиях активное участие страны в  мировой торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Данная курсовая работа представлена тремя главами. Глава 1 «Международная торговля»; глава 2 «Проблемы международной торговли. Перспективы развития»; глава 3 «Торговая политика».

Цель  данной работы – наиболее полно  рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики

Выделяется  ряд задач:

  1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
  2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли;
  3. дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации;
  4. рассмотреть инструменты торговой политики.

 

Глава 1. Международная торговля

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».[12, c. 5]

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира [1, с. 30]. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

1.1 История международной  торговли

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов  и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным  импульсом этого процесса послужило  создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного  периода явилось заметное ускорение  темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со  второй половины XX века, когда международный  обмен приобретает «взрывной  характер», мировая торговля развивается  высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно  возрастал и объем мировой  торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн и в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов.[1, c. 634]

Именно  в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.) [1, c. 33]. После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На  стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд  факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  3. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
  4. регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);
  5. либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;
  6. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  7. получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

По  имеющимся прогнозам, высокие темпы  мировой торговли сохранятся и в  дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн долл. [26, c. 634]

Со  второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней  торговли. Это повлияло на соотношение  сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока  развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе, машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%. [1, c. 35]

1.2 Теории международной  торговли

Проблемы  международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления  экономической теории еще не были развиты.

Первой  попыткой теоретического осмысления международной  торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.

1.2.1 Классическая  теория международной торговли

А. Смит обосновал тезис, в соответствие с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров. [20, c. 330-331]

Взгляды А. Смита были дополнены и развиты  Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек. [16, c. 116-117] Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

Эти исходные предпосылки были необходимы для  выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных.

 

1.2.2 Теория Хекшера - Олина

Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.

Сущность  неоклассического подхода к международной  торговле и специализации отдельных  стран состоит в следующем: По причинам исторического и географического характера распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою очередь, зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон еще короче: «Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии». [10, c. 34]

Информация о работе Проблемы международной торговли. Перспективы развития