Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:33, реферат

Краткое описание

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей.

Классификация основных форм трудовой деятельности
Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:
Труд, требующий большой мышечной активности
Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, о

Оглавление

1. Трудовая деятельность человека с. 3-10
2. Негативное воздействие шума на человека и защита от него с. 10-19
3. Естественное и искусственное освещение с. 19-26
4. Расчётная часть с. 26-33
5. Литература с. 34

Файлы: 1 файл

Реферат ОБЖ1.DOC

— 220.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

  Реферат

  по  дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

    на  тему: Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов 
     
     
     
     
     
     
     

  Выполнил: студент 1 курса

  группы       

                                                                                Проверил:         
 
 
 
 

  Санкт-Петербург, 2009

  План

  1. Трудовая деятельность человека  с. 3-10

  2. Негативное воздействие шума на человека  и защита от него с. 10-19

  3. Естественное и искусственное освещение с. 19-26

  4. Расчётная часть с. 26-33

  5. Литература с. 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Трудовая деятельность человека

  Труд  – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей.

    

  Классификация основных форм трудовой деятельности

  Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

  Труд, требующий большой мышечной активности

  Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает  мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время  социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

  Механизированная  форма труда

  Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

  Труд, связанный с автоматическим и  полуавтоматическим производством

  Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

  Конвейерный труд

  Отличается  дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью  операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

  Труд, связанный с управлением производственными  процессами и механизмами

  Человек выступает в роли оператора, и  чем менее автоматизирован процесс  управления, тем больше его участие.

  Умственный  труд

  Восприятие  и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

  Формы умственного труда:

  Операторский - контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным  напряжением.

  Управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

  Творческий  труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

  Труд  преподавателей и медицинских работников - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени  и информации для принятия правильного  решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

  Труд  учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

  Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

  Физический  труд - характеризуется большой нагрузкой  на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

  Энергозатраты при физическом труде, в зависимости  от тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.

  Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов  мышления, внимания, памяти.

  Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

  Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 - 3000 ккал в сутки.

  Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

  Суточный  расход энергии при умственном труде  повышается на 48% при чтении вслух  сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

  Исходя  из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на три класса:

  Оптимальные условия труда. Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются  предпосылки для поддержания  высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются  такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

  Допустимые  условия труда. При них вредные  воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального  состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

  1 и 2 классы соответствуют безопасным  условиям труда.

  Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

  Опасные условия труда. Воздействие вредных  факторов в течение смены создаёт  угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

  Физиологические основы трудовой деятельности.

  Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое  время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).

  Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

  Утомление по своей биологической сущности - нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

  Важным  показателем состояния организма  является работоспособность, которая  зависит от возраста, состояния здоровья, моральных и материальных стимулов. В течение рабочего дня она  меняется, имея три периода (рис. 1.2.1)

  Рисунок 1.2.1. Изменение работоспособности  человека в течение рабочего дня 

  

  1 – период врабатывания, или вхождения  в работу, (0,5 - 1,5 часа), имеет низкие  показатели работоспособности.

  2 – период устойчивого сохранение  работоспособности (2 - 2,5 часа).

  3 – период снижения работоспособности  в результате утомления.

  Для снижения утомления в процессе труда  и повышения работоспособности  используют следующие эффективные  методы: рациональная организация рабочего места и времени; рациональный режим труда и отдыха; производственная гимнастика; комнаты психофизиологической разгрузки.

  Для поддержания высокого уровня работоспособности  при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий. Постепенное  вхождение в работу после сна  или летнего отдыха обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. Соблюдение привычной последовательности и систематичности в работе обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа. Правильное чередование умственного труда и отдыха, чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность. Высокая работоспособность сохраняется и при систематических упражнениях в умственном труде. Хорошим отдыхом не только для глаз, но и для головного мозга, является закрытие глаз на несколько минут, глубокое ритмичное дыхание, умеренная мышечная нагрузка в паузах, длительный, спокойный сон.

  Факторы тяжести и напряжённости трудового  процесса

  В соответствии с Р.2.2 755-99, различают  три класса условий труда по показателям  тяжести и напряженности труда.

  Оптимальный (легкий) труд. Затраты энергии - до 174 Вт.

  Допустимый  труд (средней тяжести). Затраты энергии - от 175 до 290 Вт.

  Вредный (тяжелый) труд. Затраты энергии - свыше 290 Вт.

  Физическая  тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно  мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. С учетом вида нагрузки и нагружаемых мышц физическая работа делится на статическую и динамическую.

  Статическая работа связанна с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном  состоянии, с поддержанием тела или  его частей в пространстве (фиксация рабочей позы).

  Внешняя мышечная работа отсутствует, но остаётся напряжённое состояние мышц, длящееся бесконечно долго. Это приводит к  сильному утомлению мышц, а с учётом недостаточного их кровоснабжения, к  заболеванию мышечной и периферийной нервной системы. Пример статической работы - часовой на посту.

  Динамическая  работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а так  же самого тела человека или его  частей, в пространстве.

  При этом энергия организма расходуется как на поддержание определённого напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы. Динамическая работа подразделяется на общую мышечную работу, выполняемую более чем 2/3 мышц скелетной мускулатуры, в том числе ног и туловища (грузчики, сельхозрабочие); региональную мышечную работу, которая выполняется мускулатурой плечевого пояса и верхних конечностей; локальную мышечную работу с участием менее чем 1/3 скелетных мышц.

Информация о работе Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов