Применение современных педагогических технологий в курсе ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все больше обостряются противоречия между эволюционным прошлым человека и его нынешним образом жизни:
1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.
2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
I.1. Понятие «педагогическая технология»
I.2. Классификация педагогических технологий
I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий
Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
II.1. Особенности формирования личности безопасного типа
II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оглавление курсовая по обж.docx

— 59.41 Кб (Скачать)

Содержательно аспект формирования безопасной личности включает в себя как безопасность самой личности (личную, производственную, национальную, информационную и пр.), так и безопасность ее поведения (для государства, общества, нации). В рамках реализации названных содержательных приоритетов, каждый факт, любая учебная  информация в учреждении образования  любого типа и уровня рассматривается  как существенный для выживания  человека, нации, государства и общества факт, как существенный для реализации жизненных траекторий каждой личности. Связи между фактами рассматриваются  как необходимые условия формирования свободного цельного непредвзятого  взгляда личности на мир -мировоззрения.

Именно   такая   мировоззренческая   гуманистическая   идея     -     цель, касающаяся полноценной  жизненной самореализации личности, направленная на реализацию интересов общества, государства, на сохранение личности, ее безопасность и безопасность общества и государства, на наш взгляд, может служить одним из подходов к построению современной системы обучения и воспитания личности.

Поэтому актуальной концепцией современного образования  становится концепция воспитания жизнеспособных поколений, суть которой основывается на идее наличия воспитательного  пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетания интересов личности и  общества, служения гуманистическим  ценностям.

Жизнеспособность - это способность выживать, не деградируя, а развиваясь. Цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся к изменяющимся условиям, обладающей высокой духовностью, активностью, целеустремленностью.

Подготовка  личности безопасного типа должна теперь стать целью, в первую очередь, общего образования, являющегося одним  из наиболее действенных механизмов управления мировоззрением и менталитетом человека и общества.

Принцип безопасности должен занять сегодня  место ведущего принципа, поскольку  он имеет и методологическое, и  прикладное значение:

с одной  стороны (методологическое) - определяет идею, дающую концептуальную основу модели формируемой личности - личности безопасного  типа;

с другой - (прикладное) -  он отвечает за то, чтобы  весь учебный процесс был безопасен  и не наносил вреда личности.

Необходимость системного представления учащихся о новой ситуации в мире, направленного  на выполнение главного условия выживания  и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, требует значительного  развития содержания образования. Всестороннее рассмотрение вопросов безопасности личности, общества, государства, затрагивающее  все направления человеческой жизнедеятельности  от принципов здорового образа жизни и стимулов деятельности до развития жизненных стратегий личности и философии бытия, может быть охвачено только новой широкой образовательной областью, имеющей перекрестные связи практически со всеми предметами общеобразовательной программы.

Проблема  обеспечения безопасности жизнедеятельности  личности достаточно широко рассматривалась  в отечественной школе с различных  методологических позиций.

Во-первых, через формирование убеждения в  необходимости здорового образа жизни, и решалась она в учебных  заведениях в рамках уроков физической подготовки.

Во-вторых, значительное внимание уделялось научной  организации труда, и, прежде всего, его безопасности в процессе трудового  обучения. Фрагментарные знания по этому вопросу предлагались также  на уроках физики, химии, биологии и  т. д. Четкая же концепция подготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в обществе на сегодняшний день отсутствует.

В настоящее  время ведется большая научно-исследовательская  и организационная работа по разработке и реализации концепции личной и  национальной безопасности через общеобразовательную  школу, учреждения педагогического  образования, университеты. На основе внедрения идеи формирования личности безопасного типа, обсуждается вопрос о том, чтобы внести предметную область  «Основы безопасности жизнедеятельности» в базовый учебный план как  самостоятельную образовательную  область, центрирующую вокруг себя различные  предметные области школьного образования.

 

 

II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в

современной системе образования.

 

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие  с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации  2002 г., обнародованным в докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) и опубликованным в «Медицинской газете», к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет — 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом [5, С. 15].

Здоровье  ребенка, его социально-психологическая  адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой  он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет  этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда  порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых  связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют  проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1)  стрессовая педагогическая тактика;

2) несоответствие  методик  и  технологий   обучения   возрастным   и функциональным возможностям школьников;

3) несоблюдение  элементарных  физиологических  и  гигиенических требований к организации учебного процесса;

4) недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5)   провалы в существующей системе физического воспитания;

6)  интенсификация учебного процесса;

7) функциональная  неграмотность педагога  в вопросах  охраны  и укрепления здоровья;

8) частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9) отсутствие  системной работы по формированию ценности здоровья и  здорового  образа  жизни  [7, C. 181].

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции  физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В  результате существующая система школьного  образования имеет здоровьезатратный  характер.

Современное представление о здоровье имеет  системный характер: Всемирная организация  здравоохранения еще в 1946 году в  своем Уставе записала, что «... здоровье следует понимать как состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Состояние  благополучия (в современном представлении  качество жизни) определяется реализацией  базовых потребностей человека. Поэтому  основным критерием здоровьесберегающей  направленности урока может служить  соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка.

Так, А.М. Кушнир полагает, что предметом педагогики должны быть «...закономерности зависимости  аксиоматики природного устройства человека и эффективности учебно-воспитательных воздействий». В несоответствии образовательного процесса принципу природосообразнрсти  исследователь видит причины  массовой утраты здоровья российскими  школьниками [9, С. 51].

Для определения  базовых потребностей учащихся целесообразно  опираться на известную модель - иерархическую пирамиду потребностей [10, C. 167]. Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.

Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой  жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка, статическая поза, ведущая к гиподинамии, состояние учебного помещения и  т.п.) чаще всего обсуждается и  медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.

Поэтому важной составляющей работы учителя  является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям  СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания  для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.

Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе  требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных  профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

После удовлетворения физиологических потребностей на следующей  ступени находится потребность  в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный  стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными  требованиями и психофизиологическими  возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания и т.п.) находится  на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует  у учащихся дидактогенные неврозы.

Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает  у детей представление о самих  себе как об объектах возможных манипуляций  агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоление жизненных  ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы  риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.

Рассмотренные выше потребности относятся к  гомеостатическим, недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качество жизни человека в  наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, «человеческими»  потребностями. Согласно концепции  А. Маслоу, это «потребности роста». В процессе жизни человека они  могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые  побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост (вспомните, например, опыт собственной  творческой деятельности). Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общего образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения.

Создание  в школе условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом  взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения [15, C. 102]. Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).

Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей  образования. Цели усвоения учащимся пресловутых  предметно-дисциплинарных ЗУН и  морально-нравственных норм сменяются  необходимостью создания условий для  развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать  ответственные решения. Становление  этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности  в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении).

Изменение целей ведет к необходимости  изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты  их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников [14, C. 93].

Таким  образом,   анализ   показывает   недостаточное   удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.

Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования  смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной  воспитательной работе.

При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет  эффективной.

Итак, мы выявили как проблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающей  направленности:

Информация о работе Применение современных педагогических технологий в курсе ОБЖ