Применение современных педагогических технологий в курсе ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время все больше обостряются противоречия между эволюционным прошлым человека и его нынешним образом жизни:
1. Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, с развитием гиподинамии.
2. Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека с возникновением перенапряжения его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
I.1. Понятие «педагогическая технология»
I.2. Классификация педагогических технологий
I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий
Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ.
II.1. Особенности формирования личности безопасного типа
II.2. Сущность здоровьесберегающих технологий, применяемых в современной системе образования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оглавление курсовая по обж.docx

— 59.41 Кб (Скачать)

- технологии  свободного воспитания делают  акцент на предоставление ребенку  свободы выбора и самостоятельности  в сфере его жизнедеятельности;

- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований[3, C.119].

По категории  обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная  на среднего ученика;

- технологии  продвинутого уровня (углубленного  изучения предметов);

- технологии  компенсирующего обучения (поддержки);

- технологии  работы с отклоняющимися.

И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад  в достижение целей обучения.

По направлению  модернизации традиционной системы  выделяют следующие группы технологий:

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
  • природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;
  • альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);
  • педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].

Интересную  классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:

  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:

- предметный  план действий;

- внешнеречевой  план действий;

- свернутый  или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:

- единой  основы;

- сквозных  идей курса;

- межпредметных  идей.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.
  • Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.
  • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
  • Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).

 

I.3. Краткий обзор современных педагогических технологий.

 

Существует  множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

1. Технология  личностно-ориентированного образования.

Эта технология представляет собой воплощение гуманистической  философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная  идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования  ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции  педагога по отношению к детям. Это  ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности  и сознание собственной ответственности  за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения  и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования [9, C. 53].

2. Игровые  технологии.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций  и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и  без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и  с использованием ТСО.

Технология  развивающих игр Б.П. Никитина интересна  тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор  задач, которые ребенок решает с  помощью кубиков, квадратов из картона  или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.

Задачи  дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка  в изометрии, чертежа, письменной или  устной инструкции. Так знакомят его  с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает  перед ребенком не в абстрактной  форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих  играх в этом заключается их главная  особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как  целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных  игр и элементов – забота каждого  учителя начальной школы.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности  в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение  в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

В учебном  процессе применяются различные  модификации деловых игр:

- имитационные  – на занятиях имитируется  деятельность какой-либо организации,  предприятия или его подразделения.

- операционные  – они помогают отрабатывать  выполнение конкретных специфических  операций.

- исполнение  ролей – вырабатывается тактика  поведения, действий, выполнения  функций и обязанностей конкретного  лица.

- деловой  театр – разыгрывается какая-либо  ситуация, поведение человека в  этой обстановке.

- психодрама  и социограмма – это «театр»,  но уже социально-психологический,  в котором, отрабатывается умение  чувствовать ситуацию, оценивать  состояние другого человека [2, C. 19].

3. Технология  развивающего обучения.

В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные  психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.

С первых дней своей жизни ребенок под  влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими  поколениями, присваивает его. В  процессе овладения этим опытом и  происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

- проблемность  обучения;

- оптимальное  развитие различных видов мыслительной  деятельности;

- индивидуализация  и дифференциация обучения;

- специальное  формирование как алгоритмических,  так и эвристических приемов  умственной деятельности;

- специальная  организация мнемической деятельности [12, C. 11].

Учебная деятельность требует владения разными  приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут  иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.

Существует  система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

  • перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;
  • поиск новых приемов учебной работы;
  • управление своей учебной деятельностью;
  • приемы общения.

Технологии  развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной  психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться  принципом: «главное – не навредить!».

 

 

Глава II. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

ОБЖ.

 

II.1. Особенности формирования личности безопасного типа.

 

Глобальные  изменения, происходящие в современном  мире, в значительной степени связаны  с внедрением новых технологий, которые  не только дают человечеству возможность  более широкого удовлетворения своих  потребностей, но и определяют тенденции  возрастания угроз для жизни  и здоровья людей.

Безопасность  является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее  время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных  катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано, с неумением населения  предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях [5, C. 16].

В России проблема безопасности стоит чрезвычайно  актуально также и в связи  с особенностями развития страны, проводящей, по сути, революционные  преобразования государственной системы. Последнее десятилетие характеризуется  такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование значительной его  части за чертой бедности, непрерывное  участие в военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде  и другими.

При этом вопросы формирования личности безопасного  типа выходят на первый план. Кажется, что не вызывает сомнений потребность  обучения подрастающего поколения  безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача должна стать  ключевой при определении стратегии  развития системы образования. В  ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: личность, родители (законные представители), государство, общество. Однако в государственных  подходах к развитию образования эта проблема отходит на второй план. Не случайно Государственный образовательный стандарт содержания общего среднего образования в первом варианте (2002 год) даже не представил эту важнейшую область. И это несмотря на то, что необходимость формирования основ безопасности в учреждениях образования законодательно закреплена.

Проблема  формирования навыков безопасной жизнедеятельности  рассматривалась в отечественной  педагогической науке, прежде всего  с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к  военной службе. Новые вызовы времени  обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе  образования.

Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей  деятельности, свое предназначение, стремящийся  жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением  и развитием жизни на Земле  и во Вселенной, готовый к самым  решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких  идеалов защиты Отечества, он уважает  историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей [20, C. 59].

Образовательная идея создания условий для формирования личности безопасного типа, способной  самореализоваться в условиях реальной жизни, может и должна стать системообразующей  идеей развития образования сегодня.

Существенным  в реализации данного направления  является направленность на сохранение каждой личности через повышение  уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной восходить к  высшим человеческим стремлениям, жизненным  идеалам и приоритетам, личности, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.

Все это  имеют прямое отношение к решению  проблемы безопасности. Формулировка и методологическая оценка проблемы глобальной безопасности, а также  безопасности национальной и личной должна внести коррективы в ценностно-целевые  приоритеты развития образования, конкретизировать содержание и направления образовательной  деятельности по интеграции, определить ступени и механизмы реализации.

Представляется, что система обучения и воспитания способна подготовить личность к  преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно  уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и  реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности, которая становится предпосылкой развития обстоятельств самим человеком - субъектом деятельности.

Информация о работе Применение современных педагогических технологий в курсе ОБЖ