Правовые основы разрешения коллективных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:56, реферат

Краткое описание

Выбирая тему для курсовой работы я прежде всего руководствовался ее большой значимостью как для науки трудового права, так и для практических целей. Именно законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров является тем инструментом, которым пользуются стороны для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда, а также разногласий, вызванных заключением и исполнением коллективных договоров.

Оглавление

введение……………………………………………………………………………3
1. понятие, предмет, стороны и виды коллективных
трудовых споров…………………………………………………………….4
2. службы по урегулированию коллективных
трудовых споров…………………………………………………………….7
3. порядок разрешения коллективных трудовых споров………8
3.1. примирительная комиссия………………………………………….9
3.2. участие посредника…………………………………………………..11
3.3. трудовой арбитраж…………………………………………………….13
4. забастовка как способ разрешения коллективных
трудовых споров…………………………………………………………….16
4.1. реализация права на забастовку………………………………..20
4.2. правовые последствия признания забастовки
незаконной………………………………………………………………..22
4.3. забастовки связанные с требованием выплаты
зарплаты……………………………………………………………………25
заключение……………………………………………………………………….28
литература…………………………

Файлы: 1 файл

реф. по БЖ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ

 

     Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка должна быть грамотно подготовлена во избежание формальных поводов для признания забастовки незаконной.

     Процедура проведения забастовки регламентирована Законом в главе 3, полностью посвященной  этому вопросу. Так, в соответствии со ст.13 Закона забастовка может быть проведена в случае, если примирительные процедуры не приведи к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, либо не выполняет соглашения, достигнутые в ходе разрешения трудового спора.

     Предупредительная часовая забастовка может быть однократно объявлена после пяти календарных  дней работы примирительной комиссии.

     Никто не может быть принужден к участию  в забастовке либо к отказу от участия  в забастовке.

     Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

     Для проведения забастовки необходимо собрать  общее собрание (конференцию) работников организации, филиала, представительства  или членов профсоюзной организации, объединения профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции).

     Это собрание принимает решение о  проведении забастовки, в котором  указывается:

  • перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

     Решение считается принятым, если за него проголосовало  не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

     Информация  о начале предстоящей забастовки должна быть предоставлена представителями  работников работодателю в письменном виде и не  позднее, чем за десять календарных дней. О проведении предупредительной забастовки работодатель предупреждается за три рабочих дня.

     Информацию  о забастовке Службе предоставляет  работодатель.

     На  избираемый общим собранием (конференцией) орган, возглавляющий забастовку (это  может быть соответствующий профсоюзный  орган), возлагается ответственность за соблюдение всех необходимых требований законодательства, регулирующего проведение забастовки. Такому органу предоставляются следующие полномочия:

  • созыв собрания (конференции) работников;
  • получение от работодателя информации по вопросам, затрагивающим интересы работников;
  • привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;
  • право приостановить забастовку (для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже — достаточно предупреждения работодателя и Службы по урегулирования коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня).

     Полномочия  органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

     Проведение  забастовки не прекращает примирительных процедур по урегулированию коллективного трудового спора. Более того, стороны обязаны продолжать разрешение спора путем проведения примирительных процедур.

     Обязанности по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности  имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возлагается на работодателя, органы исполнительной власти10, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку.

     Минимум необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью  людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен при проведении любой забастовки.

     Этот  минимум определяется соглашением  сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента  принятия решения об объявлении забастовки.

     В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

     Обеспечение выполнения минимума необходимых работ  возлагается в конечном итоге  на организаторов забастовки, в силу того, что в случае его необеспечения забастовка может быть признана незаконной со всеми вытекающими последствиями. В том числе и указанными в ст.22 Закона, предусматривающей ответственность в виде дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины работников, приступивших к проведению забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной, либо об отсрочке или о приостановке забастовки.

     Ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после  признания ее незаконной, состоит  в возмещении убытков, причиненных  незаконной забастовкой, за счет своих  средств в размере, определенном судом. 
 
 

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЗАБАСТОВКИ НЕЗАКОННОЙ

 

     Как отмечено, для наступления ответственности  за проведение незаконной забастовки необходимо, чтобы забастовка была признана таковой. Это происходит если:

  • она была объявлена без учета указанных в Законе сроков, процедур и требований;
  • создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц11. (Как и в случаях коллективных споров служащих в Вооруженных Силах, органах внутренних дел и т.п., решение по спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.)

     Кроме того, право на забастовку может  быть ограничено Законом "О чрезвычайном положении"12.

     Запланированная забастовка может быть отложена, а  начавшаяся приостановлена в случаях  создания непосредственной угрозы жизни  и здоровью людей. В этом случае суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. Также в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

     Действующее законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право на участие в забастовках. Так, например, государственный служащий, в том числе и сотрудник налоговых органов, не вправе принимать участие в забастовках13.

     Являются  незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение по коллективному трудовому спору этих работников в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

     Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

     Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать о нем участников забастовки.

     Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники  обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

     Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" предусматривает гарантии работникам в связи с проведением забастовки.

     Так, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и  основания расторжения трудового  договора, за исключением случаев  участия в забастовке, признанной незаконной.

     На  время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

     Работодатель  вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в  забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного  минимума работ (услуг).

     Коллективным  договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного  трудового спора, могут быть предусмотрены  компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке14.

     Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).

     Коллективным  договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного  трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный  законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

     В процессе урегулирования коллективного  трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства (локаут)15.

     В любом случае при проведении забастовки следует учитывать, что эта мера предусмотрена как средство воздействия  при разрешении трудовых споров16. Если же требования, выдвигаемые организаторами забастовки, носят исключительно политический характер, то прекращение работы является нарушением трудовой дисциплины. 

ЗАБАСТОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТРЕБОВАНИЕМ  ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

 

     И в заключение хотелось бы рассмотреть вопрос о законности забастовок, проводимых с требованием о выплате заработной платы, - забастовок, которых сейчас абсолютное большинство.

     В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров” для того, чтобы объявить забастовку, трудовому коллективу необходимо пройти целый ряд предварительных процедур, и описанные выше. Иногда это затягивается на многие месяцы. Еще недавно работодатели расценивать все стихийные забастовки, в том числе и те, что возникают на почве задержек зарплаты, как нарушающие  законодательство.

     Хозяева "заводов, газет, пароходов" часто пользовались вопиющей юридической и правовой безграмотностью людей наемного труда, подавая на рабочих в суд и пытаясь привлечь их к ответственности за "неправомерные и незаконные" действия забастовщиков. Для наглядности можно привести несколько примеров того, как администрации предприятий пытались "засудить" рабочих.

     Так, 16 октября 1996 года Верховный Суд  РФ вынес определение по иску администрации АО “Бакальское рудоуправление” (Челябинская область) к трудовому коллективу.

     На  предприятии зарплата не выплачивалась  с ноября 1995 года. Администрация  в счет долга по “накопительным ведомостям” выдавала работникам на пропитание хлеб. Однако с 1 августа 1996 года была прекращена и выдача хлеба. В связи с чем 5 августа 1996 года возмущенный коллектив прекратил работу. Предусмотренный законом многодневный порядок разрешения коллективного трудового спора, вполне естественно, соблюден не был. Областной суд расценил действия рабочих как “незаконную забастовку”. В ноябре 1996 года кассационная жалоба коллектива была рассмотрена в Верховном суде. Процитируем его определение: “В соответствии с п.б ст.2 Федерального Закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным Законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” не относится”. В итоге решение Челябинского областного суда было отменено постановлением суда Верховного, а действия трудового коллектива были признаны соответствующими действующему законодательству и, соответственно, полностью правомочными.

Информация о работе Правовые основы разрешения коллективных трудовых споров