Обеспечение продовольственной безопасности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Продовольственная безопасность, прежде всего, отражает социальную направленность в решении важнейших человеческих прав – на обеспечение своего существования. Как отмечается в ст.7 конституции РФ, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В этом аспекте важнейшей основой жизнеобеспечения выступает продовольственная безопасность.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………2
1.Теоритические основы обеспечения продовольственной безопасности России……………………………………………………………………………..4
1.1.Понятие продовольственной безопасности России…………………4
1.2.Факторы определяющие продовольственную безопасность России.9
1.3.Стратегия продовольственной безопасности России………….….13
2.Современное состояние продовольственной безопасности России..18
2.1.Состояние продовольственной безопасности России…………….18
2.2.Значение агропромышленного комплекса…………………………21
2.3.Совершенствование продовольственной безопасности России….26
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………..……………………….33

Файлы: 1 файл

Обеспечение продовольственной безопасности России.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Четвертая сфера – обслуживающая, обеспечивающая заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. В эту сферу также входят научное обслуживание и подготовка кадров для АПК.

Структура агропромышленного  комплекса России характеризуется  несбалансированностью развития производственных и обслуживающих сфер. Вторая сфера  – сельское хозяйство – является главным звеном. Оно производит свыше 50% продукции АПК, сосредотачивает  около 70% всех производственных основных фондов комплекса, в нем занято более 65% работающих в производственных отраслях АПК.

Сбалансированное развитие всех сфер АПК - необходимое условие  решения проблем обеспечения  страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

Сельское хозяйство состоит  из 2-х взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства. Они дают соответственно 40% и 60% сельскохозяйственной продукции. Природной основой сельского  хозяйства являются земельные угодья. В общей земельной площади  России – 1707,5 млн. га - составляют 220, 8 млн. га (13% ) территории страны, в том числе пашня – 131,1 млн. га, то есть 59% площади сельскохозяйственных угодий, сенокосы – около 22 млн. га (10%) и пастбища – около 64 млн. га.

Сельскохозяйственная освоенность  территории закономерным образом меняется с севера на юг. В зоне тундры сельскохозяйственные угодья представлены лишь оленьими пастбищами. В северной части лесной зоны появляются уже отдельные очаги земледелия по долинам рек, где почва более  плодородна и лучше дренирована.

В лесостепной зоне доля угодий возрастает до 50-60%, а пашни  до 35-45% (Брянская, Рязанская области, и т.д.)

Максимум распаханности  приходится на степные районы –  Курскую, Ростовскую, Липецкую, Саратовскую  и другие области, где доля сельхозугодий  составляет более 80%, а доля пашни  – более 60%.

В более южных районах  доля пашни уменьшается, в одних  случаях из-за засушливости климата (например, в Калмыкии в зоне сухих  степей и полупустынь пашня занимает лишь 16,9 %, зато пастбища - 81%), в других случаях – из-за горного рельефа (например, в Дагестане).

В нашей стране на отрасль  сельского хозяйства приходится около 13% стоимости основных фондов , в ней занято 8,6 млн. человек; их доля в общей численности работающих составляет 12,7% . На сельское хозяйство приходится 6,7% национального дохода.

В структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции на долю промышленных товаров приходится до 40 %. Следовательно, развитие некоторых  отраслей промышленности в значительной мере зависит от сельского хозяйства  и численности населения сельской местности.

 

 

Таблица 1. Численность сельского  населения Российской Федерации (на 1 января 2010года; тысяч человек)

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все население

146890

146304

145649

144964

144168

143474

Сельское население

39471

39232

38924

38643

38350

38755

моложе трудоспособного

9037

8796

8558

8231

7879

7670

трудоспособное

21360

21517

21544

21755

22049

22700

старше трудоспособного

9074

8919

8822

8657

8422

8385

 

В настоящее время наблюдается  тенденция увеличения среднего возраста экономически активного населения  России.

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ в общероссийском масштабе численность  сельского населения моложе трудоспособного возраста за шестилетний период ( как видно из таблицы № 1) снизилась на 17,8 %.

Нормальное функционирование сельского хозяйства позволяет  обеспечить работой другие отрасли  экономики. Так один работник сельского  хозяйства даёт возможность работать, примерно, примерно семи трудящимся других отраслей, которые производят для него средства производства, обслуживают, перерабатывают и реализуют продукцию.15

 

2.3. Совершенствование продовольственной  безопасности России

 

Важным направлением в  области обеспечения продовольственной  безопасности России является разработка и принятие комплексных целевых  программы государственного регулирования  продовольственного хозяйства страны. В условиях отказа от сплошного государственного планирования агропромышленного производства наиболее действенным инструментом его государственного регулирования  должны быть комплексные целевые  программы, охватывающие как собственно производство, так и другие сферы  продовольственного хозяйства, а также  различные стороны производственных отношений.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний  цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также  создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции  и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

Важную роль в механизме  рыночного регулирования играют цены на сельхозсырье и продовольствие: с одной стороны, они стимулируют  рост предложения, а с другой, влияют на платежеспособный спрос населения, делая более или менее доступными для него продовольственные товары. Проблемным моментом в вопросе ценовой  политике в аграрной сфере остается существование диспаритета цен  между сельскохозяйственной продукций  и продукцией, создаваемых в различных  отраслях промышленности.

Отсюда вытекает необходимость  выработки и проведения четкой государственной  концепции ценообразования на продовольствие, которая обеспечивала бы необходимую  доходность сельскохозяйственных товаропроизводителям и доступность для населения животноводческой продукции. Такая концепция должна включать установление предельных рыночных цен на продовольствие, гарантированных цен на сырье, закупаемое в федеральный и региональные фонды, дополнительные закупки избыточной сельскохозяйственной продукции государством.

В области финансово-кредитной  политики обеспечения продовольственной  безопасности РФ необходимы целевые  ассигнования из бюджета на развитие и поддержку отечественных товаропроизводителей.

В сфере налоговой политика в контексте обеспечения продовольственной  независимости РФ важное значение приобретают  положения, содержащиеся в налоговом  законодательстве, в частности в  Налоговом кодексе РФ,применение льготных условий налогообложения  к отечественным сельхозтоваропрозводителям будет способствовать увеличению их числа на аграрном рынке страны, и стимулировать расширение производства тех субъектов сельскохозяйственного  производства, которые в настоящий  момент осуществляют деятельность по производству, переработки и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции.

В области страховой политики наблюдается следующее - в России отменено государственное страхование  сельскохозяйственных предприятий  и заменено страхованием через коммерческие страховые компании. Хозяйства аграрного  сектор весьма неохотно участвуют в  коммерческом страховании из-за недостатка денежных средств, чрезмерно высоких  ставок страховых платежей и общей  невыгодности новых условий страхования. В этой связи необходимо сформировать государственно-коммерческую систему  страхования на основе долевого участия  бюджета в страховых выплатах.

Таким образом, для обеспечения  и поддержания продовольственной  безопасности России необходимо обозначить следующие приоритеты государственной поддержки аграрного сектора, согласно которым Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ необходимо:

  • установить государственное регулирование цен и тарифов на потребляемые сельским хозяйством электроэнергию, тепло, транспорт, горюче смазочные материалы, удобрения, средства защиты растений и животных, сельхозтехнику, восстановить эквивалентные отношения между промышленностью и сельским хозяйством;
  • запретить перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории;
  • ввести мораторий на импорт тех видов зарубежного продовольствия, которые могут производиться в России и быть конкурентоспособными на мировом рынке продуктов питания;
  • ужесточить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к импортному продовольствию;
  • особое значение при государственном регулировании уделять федеральным программам «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села»;
  • осуществлять финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий, превратить их в жизнеспособные, рыночно-ориентированные производственные единицы
  • обеспечить развитие и бюджетную поддержку всех форм собственности и всех форм хозяйствования, обратив особое внимание на коллективные хозяйства;
  • сформировать систему непрерывного сельскохозяйственного обучения, формировать кадровые резервы всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
  • совершенствовать механизмы финансового лизинга сельскохозяйственной техники, развивать отечественное сельскохозяйственное машиностроение. Сельскохозяйственные предприятия сейчас имеют чрезвычайно изношенный парк сельскохозяйственной техники, а средств для его обновления у большинства предприятий не хватает. В этих условиях единственный выход - организация финансового лизинга. В федеральном бюджете в течение последних лет предусматриваются довольно значительные суммы для обеспечения роста лизинга;
  • отработать механизмы долгосрочного кредитования; создать специальный фонд льготного кредитования.
  • создавать страховые резервы отдельных ресурсов (региональные фонды семян, ветеринарных препаратов, средств защиты растений и др.), развивать систему страхования рисков сельских товаропроизводителей;
  • разработать и внедрить мероприятия, обеспечивающие качество и безопасность продуктов питания, выращивание экологически чистого пищевого сырья на загрязненных индустриальными выбросами землях.
  • проводить модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности, внедрять высокоэффективное оборудование и прогрессивные технологии;
  • разработать и принять перспективные региональные программы поддержки и развития агропромышленного комплекса, направленные на обеспечение продовольственной безопасности как отдельных регионов, так и России в целом.

Информация о работе Обеспечение продовольственной безопасности в РФ