Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:46, реферат

Краткое описание

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Оглавление

1.Психологическая готовность ……………………………………………………………………………………………….2
2.Предупреждение паники……………………………………………………...…………………………………………..…5
3.Чувство долга и ответственности……….........................................................................................................5
4.Подготовка населения – государственная задача………………………….………………………………..………...………6

Файлы: 1 файл

Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС..doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Морально-психологическая  подготовка населения для действий в ЧС.

Содержание:

1.Психологическая готовность ……………………………………………………………………………………………….2

2.Предупреждение паники……………………………………………………...…………………………………………..…5

3.Чувство  долга и ответственности……….........................................................................................................5

4.Подготовка населения – государственная задача………………………….………………………………..………...………6

Особые условия, в которых может оказаться  человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость.  Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.  Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания,  осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности. 

Во всех трудных  ситуациях решающую роль играет моральная  закалка и психическое состояние человека.  Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах. 

Психологическая готовность

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у люден большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовность оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.    

 Тяжелая  картина разрушений и опустошений,  непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

От морально-психологической устойчивости бойцов частей, подразделений и невоенизированных сформировании ГО зависит в немалой степени, с каким качеством, в какие сроки будут проведены спасательные работы. Должное ли внимание уделяется психологической совместимости при комплектовании отрядов, команд, групп для отправки в район ЧС? По существу, никакого. В подразделения включают специалистов, тех, кто на месте работ будет всего нужнее. Это главный критерий.   

 Вот  почему руководителям ликвидации  последствий аварий, катастроф и  стихийных бедствий при таком положении все чаще приходится прибегать к помощи добровольцев, которые готовы идти в самые опасные мес-та. Так было в Чернобыле, Башкортостане, Арзамасе, где люди шли на риск сознательно, уверенные, что способны управлять своим поведением и противостоять воздействию стрессовых факторов.   

 Опыт  ликвидации аварий говорит, что  экстремальные ситуации могут  побуждать человека на такие  дела и поступки, на которые  он не решился бы в обычных  условиях. Так, во время землетрясения  в Армении ничем особым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян проявил в ходе спасательных работ высокое самообладание и истинный героизм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезумел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.   

 У  неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется  чувство страха и стремление  убежать из опасного места,  у других — психологический шок, сопровождаемый оцепением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волен. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, “у страха глаза велики”, нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение— “сердце готово вырваться из груди”, спазмы периферических кровеносных сосудов — “побелел как мел”, появляется холодный пот, слабеют мышцы — “опустились руки”, “коленки подогнулись”, меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.   

 Такое  состояние бывает довольно продолжительным  — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам населенного пункта.   

 Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта н навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.   

 Что  делать, как поступить, чтобы избежать  такого подавленного состояния людей?    

 Во-первых, надо учитывать, что человек,  перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой-либо физической работе и не одного, а в составе группы.   

 Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие  на человека нужны постоянная  подготовка к действиям в экстремальных  условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств. Главным здесь является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте пли на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика и еще раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с населением, а тем более с личным составом формировании (подразделений) нужно давать не только словесное описание нужных действий, не ограничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать приемы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений.   

 В-третьих,  особое значение приобретает  подготовка коллективов — всех  тружеников предприятий, организаций  и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирования и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тренировках. Опыт ликвидации трагических событий, в которых концентрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы общества, должен быть широко использован на занятиях по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. 

Надо  помнить, что уровень психологической  подготовки людей — один из важнейших  факторов. Малейшая растерянность и  проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива парализуют волю. 

Так, во время  зимовки на станции “Восток” (в  Антарктиде) в 1985 г. случилось ЧП: в момент, когда на улице температура упала до 70 градусов мороза, загорелась дизель-электростанция. От зимовщиков потребовалось предельное напряжение физических, моральных н умственных сил. Руководитель экспедиции растерялся, и здесь появился лидер — мастер буровой бригады. Он взвалил на себя всю ношу вожака. До этого случая был обычным работником, ничем не выделялся. Только чрезвычайная ситуация высветила в нем человека волевого, с твердым характером, за которым пошел коллектив.Паника — это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свoё поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку. В такой атмосфере стоит только одному высказать, проявить желание убежать из района бедствия, как людская масса начинает слепо подражать.Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами "очевидцев”.

Как показывает опыт ликвидации последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф — это результат не только неосведомленности, но и низкой подготовки людей к действиям в экстремальных ситуациях, отсутствие психологической закалки. Среди людей всегда найдется слабая личность — паникер. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной. Реальность вытесняется плодами воображения. Поэтому часто говорят: "у страха глаза велики”.Поводом для паники может служить крайнее утомление людей, когда они долгое время остаются в бездеятельности, неведении, напряженном ожидании. Немалую роль играет сильно пониженный тонус сознательной активности. Он делает индивида неспособным к правильному поведению в критической ситуации. Повышенная же эмоциональная возбудимость и активизация воображения стимулируют импульсивные, нерациональные действия. Чаще это случается при неожиданном и внезапном наступлении опасности.К возникновению страха и паники может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.

В любом  случае индивидуальный страх первичен, он является предпосылкой, почвой для группового страха, для паники и зависит от эмоциональной восприимчивости, устойчивости. Коллектив, объятый паникой, по существу перестает быть коллективом, теряет его признаки.

Что надо противопоставить панике?

Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические рассказы о предпринимаемых мерах.

Вот пример. 4 июня 1988 г. в 9.00 на железнодорожном переезде у станции Арзамас-1 произошел сильнейший взрыв двух вагонов, перевозящих взрывчатые вещества. Над городом навис огромный черный "гриб”. Все это потрясло жителей. Но ровно через 17 мин по распоряжению начальника ГО города — председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. Далее сообщения повторялись регулярно, людям разъясняли обстановку, к ним обращались за помощью. Даже намека на панику нигде не наблюдалось.

А вот  другой пример. 12 сентября 1990 г. в Усть-Каменогорске на заводе ядерного топлива (производство бериллия) произошел взрыв. Однако об аварии штаб ГО города никто не оповестил. Время шло, а население пребывало в неведении. Поползли слухи и кривотолки. И только через два с половиной часа начальник штаба ГО на свой страх и риск, не дожидаясь команды руководства, которое растерялось, передал по радио заранее заготовленный на случай беды текст. Но к данной ситуации эта информация не подходила. В ста километрах от города комбайнеры, услышав такое сообщение, побросали машины, спасаясь от якобы радиоактивного облака. Пришлось составлять новый текст — ушел еще час, а в это время в облаке бериллиевой пыли с концентрациями, в сотни раз превышающими предельно допустимые, одни дети шли из школы, другие на занятия во вторую смену.

Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна периодически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.А если паника все же возникла? Как быть? Что делать? Ее следует немедленно, решительно пресечь. И желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный характер, не охватила большие массы и быстро поддается ликвидации.

Предупредить  панику

Для этого  в первую очередь следует отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя па-пики. Дать возможность людям хоть па мгновение очнуться от страха и попытаться взять управление толпой на себя. Постараться переключить внимание людей с действий "лидера” паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Здесь должны найти место властные и громкие команды людей с волевым характером.

Информация о работе Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС