Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:44, реферат
Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:
заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;
допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;
ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования
ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования
ГОСТ Р 22.9.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ. Общие технические требования
ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования
ГОСТ Р 22.9.05-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
химически опасный объект, ХОО: По ГОСТ Р 22.0.05;
химическая авария, ХА: По ГОСТ Р 22.0.05;
химическое заражение, ХЗ: По ГОСТ Р 22.0.05;
опасное химическое вещество, ОХВ: По ГОСТ Р 22.0.05;
выброс ОХВ: По ГОСТ Р 22.0.05;
пролив ОХВ: По ГОСТ Р 22.0.05;
предельно допустимая концентрация опасного вещества, ПДК: По ГОСТ Р 22.0.05;
токсодоза: Значение заражения, равное произведению концентрации ОХВ на время пребывания человека в данном месте без средств защиты органов дыхания, в течение которого проявляются различные степени токсического воздействия ОХВ на человека (первые слабые признаки отравления - пороговая токсодоза; существенное отравление - поражающая токсодоза; кома - смертельная токсодоза);
зона химического заражения, 3Х3: По ГОСТ Р 22.0.05;
аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации: По ГОСТ Р 22.0.02;
аварийно-спасательные работы АСР при ликвидации аварий на ХОО: Первоочередные работы по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне заражения, локализации источника заражения, подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для данных ЧС поражающих факторов, угрожающих жизни и здоровью людей;
режим деятельности спасателей, РДС: По ГОСТ Р 22.9 02.
4 Общие требования
4.1 Основные мероприятия при ведении АСР на ХОО
Аварийно-спасательные работы должны начинаться немедленно после принятия решения на проведение неотложных работ, вестись с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, соответствующих характеру химической обстановки, непрерывно днем и ночью в любую погоду с соблюдением соответствующего обстановке режима деятельности спасателей до полного завершения работ.
Непрерывность ведения АСР при большом объеме работ и сложной химической обстановке достигается ведением работ посменно.
При выборе режима деятельности спасателей, использующих СИЗ, руководствуются ГОСТ Р 22.9.02.
При проведении АСР на ХОО должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
- разведка аварийного объекта и зоны заражения в интересах проведения АСР, с целью уточнения состояния аварийного объекта, определения типа ЧС, масштабов и границы зоны заражения, получения данных, необходимых для организации АСР, и их беспрепятственного проведения;
- проведение поисково-спасательных работ;
- оказание первой медицинской помощи пораженным, эвакуация пораженных в медицинские пункты;
- локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникших при аварии поражающих факторов.
При организации и проведении АСР необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.8.01, ГОСТ Р 22.9.02 - ГОСТ Р 22.9.05.
4.2 Разведка
Общие требования к разведке - по ГОСТ Р 22.8.01.
Примечание - Химическая разведка должна:
- уточнить наличие и концентрацию ОХВ на объекте работ, границы и динамику изменения химического заражения;
- определить и обозначить проходы (обходы) зоны химического заражения;
- предоставить необходимые данные для организации АСР и мер химической безопасности населения и сил, ведущих АСР;
- вести постоянные наблюдения и контроль за обстановкой в зоне ЧС, своевременно предупредить о резком изменении обстановки.
Химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения ведется путем осмотра местности и объектов ведения АСР с помощью приборов химической разведки, а также наблюдением за обстановкой и направлением ветра в приземном слое.
4.3 Поисково-спасательные работы
Поиск пострадавших поисково-спасательными группами проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.
Спасательные работы в зоне заражения выполняются в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Продолжительность работы смен определяется временем допустимого пребывания в средствах индивидуальной защиты при данных погодных условиях и тяжести работы.
Спасение пострадавших (пораженных) при авариях на ХОО с учетом характера, тяжести поражения и места их нахождения должно осуществляться:
- деблокированием пострадавших, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, а также в поврежденных блокированных помещениях;
- экстренным прекращением воздействия ОХВ на организм путем эвакуации из зоны заражения и использования средств индивидуальной защиты;
- оказанием первой медицинской помощи пораженным;
- эвакуацией пораженных в медицинские пункты и учреждения для оказания первой врачебной помощи.
4.4 Первая медицинская помощь
Оказание медицинской помощи проводится в соответствии с ГОСТ Р 22.3.02.
При оказании первой медицинской помощи пораженным необходимо:
- обеспечить ускоренное прекращение воздействия ОХВ на организм пораженного путем удаления капель вещества с открытых кожных покровов, промывания глаз и слизистых;
- восстановить и поддерживать функционирование важных систем организма проведением простейших мероприятий (восстановление проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца);
- наложить асептические повязки на раны и иммобилизовать поврежденные конечности;
- эвакуировать пораженных в медицинские пункты для оказания первой врачебной помощи и дальнейшего лечения;
Первая медицинская помощь пораженным должна оказываться непосредственно на месте поражения.
4.5 Локализация чрезвычайных ситуаций
Локализацию, подавление или снижение до минимального уровня воздействия возникших при авариях на ХОО поражающих факторов в зависимости от типа ЧС, наличия необходимых технических средств и нейтрализующих веществ осуществляют следующими способами:
- прекращением выбросов ОХВ путем перекрытия задвижек с отключением поврежденной части технологического оборудования, установки аварийных накладок (бондажей) в местах прорыва емкостей и трубопроводов, установки заглушек, подчеканки фланцевых соединений;
- постановкой жидкостных завес (водяных или нейтрализующих растворов) в направлении движения облака ОХВ;
- созданием восходящих тепловых потоков в направлении движения облака ОХВ;
- рассеиванием и смещением облака ОХВ газовоздушным потоком;
- обвалованием пролива ОХВ для ограничения площади заражения и интенсивности испарения ОХВ;
- откачкой (сбором) разлившегося ОХВ в резервные емкости;
- разбавлением пролива ОХВ водой и нейтрализующими растворами;
- охлаждение пролива ОХВ твердой углекислотой или другими нейтральными хладагентами;
- засыпкой пролива сыпучими твердыми сорбентами;
- структуированием (загущением) пролива ОХВ специальными составами с последующим вывозом и нейтрализацией;
- выжиганием пролива.
В зависимости от типа возникшей ЧС локализация и обезвреживание облаков и проливов ОХВ может осуществляться комбинированием перечисленных способов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Типы чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на химически опасных объектах
В зависимости от вида выброшенных (вылившихся) ОХВ (скорости их испарения) могут возникнуть четыре типа ЧС, отличающихся характером поражающих факторов.
Первый тип ЧС (при выбросе легко испаряющихся ОХВ) - практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, распространяющееся на большое расстояние.
Второй тип ЧС (при выбросе ЧС средней летучести) - практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, а также пролив ОХВ и вторичное облако по мере испарения пролива.
Третий тип ЧС (при выбросе мало летучих ОХВ) - возникает пролив ОХВ и вторичное облако по мере его испарения.
Четвертый тип ЧС (при выбросе стойких ОХВ) - образуется пролив ОХВ.
"ГОСТ Р 22.8.05-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования" предоставляется для ознакомления. Вы можете бесплатно скачать его только для личного пользования
Федеральный закон
от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ
Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
(по состоянию на декабрь 2009
в ред. фз №139-ФЗ от 11.11.2003; №127-ФЗ от 02.11.2004; №141-ФЗ от 20.11.2004; № 189-ФЗ от 29.12.2004; №45-ФЗ от 09.05.2005; №53-ФЗ от 28.04.2008; №84-ФЗ от 07.05.2009; №267-ФЗ от 25.11.2009)
Настоящий Федеральный закон:
определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;
устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
7. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Информация о работе Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ