Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:44, реферат
Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:
заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;
допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;
Необходимо помнить, что промышленными (фильтрующими противогазами) можно пользоваться только при содержании кислорода в помещениях (загазованной зоне) не менее 18% (по объему) и только при определенном содержании вредных примесей, а также в течение установленного времени.
Например, фильтрующе-поглащающая коробка КНФ-1 марки "К" предназначена для защиты от аммиака при концентрации до 2,3 мгл при времени защитного действия до двух часов, а марки "В" — от кислых газов, в том числе хлора, синильной кислоты и сернистого газа, но при концентрации (по синильной кислоте) до 10 мг/л и времени защитного действия до 20 минут.
Разведку района заражения ведут с учетом направления ветра. Для защиты территории от распространения газов на пути их движения устраивают водяные завесы, которые также осаждают и нейтрализуют вредные вещества.
Обеззараживание (дегазацию) СДЯВ осуществляют, большей частью, путём разлива дегазирующих растворов с помощью машин и механизмов.
Пункты сбора пострадавших располагают на незараженной местности с наветренной стороны от места разлива СДЯВ. что исключает распространение ею паров на людей.
В целях предотвращения распространения разлива СДЯВ устраивают земляные валы или отводные каналы и котлованы для его сбора.
Всякий раз, когда бойцы формирований направляются в очаг поражения (зону заражения), они должны быть тщательно проинструктированы специалистами и врачами.
Организация работ и меры безопасности в зоне катастрофического затопления.
Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях включает: поиск их на затопленной территории, погрузку на плавсредства или вертолёты и эвакуацию в безопасные места. В случае необходимости пострадавшим оказывают первую медицинскую помощь. Только после этого приступают к спасению и эвакуации животных. Материальных ценностей и оборудования. Порядок спасательных работ зависит от того, произошло наводнение внезапно или до этого заранее были проведены соответствующие мероприятия по защите населения и материальных ценностей.
Разведывательные звенья, действующие на быстроходных катерах и вертолётах, прежде всего определяют места наибольшего скопления людей. Небольшие группы разведчики спасают самостоятельно. Для вывоза используются теплоходы, баржи, баркасы, катера, лодки, плоты.
При поиске на затопленных территории экипажи плавсредств периодически подают звуковые сигналы.
После завершения основных работ по эвакуации населения патрулирование в зонах затопления не прекращается. Вертолеты и катера продолжают поиск.
В ходе спасательных работ на воде не допускается пользование неисправными или неприспособленными для спасения плавсредствами. Запрещается перегружать лодки и катера. Высота их сухого борта должна быть не менее 20 см, а при волнении — не менее 35.
Для обеспечения посадки и высадки людей сооружают временные причалы, а плавсредства оборудуют сходнями. Подготавливают и другие приспособления для снятия людей с полузатопленных зданий, сооружений, деревьев и других предметов. Спасатели должны иметь багры, веревки, спасательные круги и другие необходимые средства и приспособления, а личный состав, принимающий непосредственное участие в спасении людей на воде, должен быть в спасательных жилетах.
Необходимо помнить, что входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из спасателей выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше.
К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.
В зонах вероятных катастрофических затоплений и районах, где периодически возникают наводнения, руководителей предприятий и жилищных органов (на основе прогнозирования), а также население обязательно знакомят с границами возможных зон затопления и его продолжительностью, с сигналами и способами оповещения об угрозе затопления или наводнения, а также местами, куда должны эвакуироваться люди.
6.Особенности спасательных работ в зимних и ночных условиях.
В первую очередь следует предусмотреть защиту людей от холода в районах проведения работ, на маршрутах движения и, если требует обстановка, в загородной зоне. Прежде чем приступать непосредственно к работам, потребуется расчистить от снега и льда территорию не только там, где произошла авария (катастрофа), но и прилегающую, а также дороги, по которым придется подвозить технику.
Для защиты людей от непогоды и низкой температуры используют сохранившиеся жилые, административные и другие здания и сооружения, подвальные помещения. В них утепляют окна. двери, а при необходимости — стены, потолки, устанавливают печи или другие отопительные устройства, при их отсутствии — временные сооружения полевого типа: навесы, палатки или строят землянки.
Личный состав перевозят в автобусах или автомобилях с крытыми кузовами. На маршрутах движения через 15 — 20 км устанавливают пункты обогрева. Их целесообразно размещать в жилых, административных зданиях или других, приспособленных для этих целей, помещениях. На открытой местности для пунктов обогрева вблизи дорог выбирают площадки, защищенные естественными препятствиями (лощины, овраги). Площадки могут быть обнесены оградой из досок, хвороста или обвалованы снегом. В зимнее время пункты обогрева необходимо устраивать непосредственно вблизи места аварии (разрыва нефтегазопровода, падения самолета, крушения поезда).
При выполнении спасательных и других неотложных работ для проезда и доставки техники, возможно, потребуется предварительная расчистка территории. Для этого применяют снегоочистители, бульдозеры, грейдеры и уборочные машины. Это же делается при разливе СДЯВ, дезактивации в условиях радиоактивного заражения.
Поливо-моечные и пескоразбрасывающие машины в зимнее время оснащают сменным оборудованием в виде плужного снегоочистителя или совка-разгребателя. Использование снегопогрузчиков, роторных и шнекороторных снегоочистителей наиболее эффективно для расчистки магистралей и проездов.
Землеройные работы в зимних условиях осложняются также тем, что уже при небольшой глубине промерзания грунта (свыше 20 — 30 см) разработка верхнего слоя экскаватором или бульдозером невозможна без предварительного рыхления. Как правило, восстановление поврежденных сетей связано с производством в том или ином объеме земляных работ.
Большей частью спасательные и аварийно-спасательные работы приходится вести круглосуточно, а это значит требуется освещение в тёмное время суток. Для освещения места работы наиболее удобны источники направленного или заливающего света - различного типа прожекторы, которые применяются при освещении строительных площадок, а также используются для декоративного освещения улиц , зданий, памятников.
Кроме светильников и прожекторов можно использовать осветительные лампы мощностью 100, 150, 300 и 500 Вт. С этой целью по периметру места работы на расстоянии 20 - 30 м лампы подвешиваются на столбцах или кронштейнах.
В оснащении спасательных подразделений необходимо иметь комплекты осветительных приборов, кабели, треноги или разборные мачты, которые на автомобилях перевозят к месту аварии. Питание светильников электроэнергией осуществляется передвижными электростанциями. Для кратковременного освещения можно пользоваться светом зажжённых фар автомобиля, тракторов, тягачей.
Заключение.
От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых ликвидацией последствий ЧС, а также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РФ принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников спасательных подразделений. В частности, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, определяет полномочия руководителей процесса ликвидации ЧС, вводит комплекс гарантий для работников спасательных служб.
Для достижения наибольшей эффективности работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях.
МЧС России имеет достаточно большой опыт работы в самых различных чрезвычайных ситуациях, в том числе уникальный опыт по спасению арктических экспедиций, ликвидации последствий островных и шельфовых землетрясений, крупных затоплений и т.д. Но, как показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области организации спасательных и иных неотложных работ.
Список использованной литературы:
1. Авакян А. Б. Наводнения / - М.: Знание, 1989.
2. Завьялов В. Н. Гражданская оборона. Учебное пособие. — М.:1989;
3. Зайцев А.П., Коржавин А.В., Корнеев А.И. под ред. Алтунина Т.И. Гражданская оборона. Учебное пособие для населения. — М.: «Воениздат», 1982;
4. Кащенко Н.Д. Профилактика химических аварий//Наука и жизнь, №7, 1999г.
5. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже ХХ1 века / В.И. Осипов // Вестн. РАН. - 2001. - N: 4.
6. Основы безопасности жизни. - 1999. - N: 3.
Требования безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ
Командир спасательной группы обязан:
руководить ведением спасательных работ, определить наиболее эффективные и безопасные способы стабилизации транспортного средства, деблокирования пострадавших, предотвращения возникновения или локализации возникших поражающих факторов;
контролировать выполнение спасателями мер безопасности при ведении спасательных работ, принимать необходимые меры при их нарушении;
немедленно организовать оказание необходимой помощи спасателям при их ранении или травмировании в ходе ведения спасательных работ;
координировать действия с подразделением обеспечения безопасности дорожного движения и другими службами для привлечения к ликвидации последствий ДТП, в том числе и по вопросам обеспечения безопасности ведения спасательных работ.
При организации и ведении спасательных работ в первую очередь организовать проведение операций, направленных на обеспечение доступа к пострадавшим персонала бригады скорой помощи для оказания им необходимой первой медицинской и первой врачебной помощи.
Не допускать без выполнения мер страховки проведения работ по стабилизации аварийного транспортного средства, находящегося в неустойчивом положении.
Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм. Не допускать при отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших извлечения их из аварийного транспортного средства до тех пор, пока им не будет оказана необходимая первая медицинская помощь при травмах, а также извлечения их из аварийного транспортного средства, пока не будет закончена расчистка блокирующих конструкций (обломков). Для защиты пострадавшего от разлетающихся обломков деталей при их резке и осколков стекла применять экраны из фольги, оргстекла, устанавливая их между пострадавшим и местом работы спасателя.
Начиная спасательные работы, принимать меры предосторожности, убедиться, какой системой безопасности оборудована аварийная машина, и каково состояние указанной системы. Во избежание внезапного травмирования сработавшей воздушной подушкой при ведении работ запрещается находится между рулем (передней панелью) и пострадавшим, резать, пилить, сверлить электрическую проводку, рулевое колесо и рулевую колонку, а также вырывать руль и рулевую колонку.
Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки или отсоединить (перекусить) кабель от аккумулятора, в том числе и от индивидуального источника питания.
Спасатели при ведении спасательных работ обязаны:
строго выполнять все указания командира аварийно-спасательной группы, быть внимательными, строго выполнять требования безопасности, установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента;
не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента;
работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения;
при выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного транспортного средства, под машиной и т. п.) не допускать создания помех и опасности работающим рядом спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях;
при использовании спасательных средств и инструмента применять их только в соответствии с предназначением и возможностями. Не допускать использования их в качестве рычага для взламывания аварийных конструкций и деталей;
при проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горючесмазочные материалы. При появлении тяги горючего немедленно принимать меры по ее прекращению. Не допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.
При деблокировании пострадавших не допускать применения силы для извлечения их из обломков, извлечение осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей. Принимать меры по предотвращению травмирования осколками стекла. Осколки сметать или покрывать чехлом. Удаление стекол в кузове аварийного транспортного средства производить учитывая способ их крепления, используя присоски и чехлы.
При оборудовании аварийного транспортного средства системой ремней безопасности с механическим натяжением, во избежание внезапного травмирования пружиной, запрещается разрезать, распиливать механизм натяжения ремней и механизм управления системой.
При оборудовании аварийного ТС пиротехнической системой натяжения ремней безопасности запрещается пилить, сверлить, резать указанную систему. Начиная работу, необходимо отключить систему от источников питания, отсоединив кабель аккумулятора. При выполнении работ по стабилизации аварийного объекта необходимо выполнять следующие требования безопасности:
? подходить к аварийному транспортному средству только с наименее опасной стороны, указанной командиром;
? запрещается подлезать под аварийное транспортное средство, выдергивать (вынимать) из-под него камни, ветки и другие предметы во избежание внезапной дестабилизации аварийного объекта.
Работы по деблокированию пострадавших начинать только после стабилизации транспортного средства и перевозимого груза. Для стабилизации использовать табельные, а также подручные средства (клинья, брусья, балки). При ведении работ по деблокированию соблюдать осторожность, не допускать внезапного смещения средств стабилизации и нарушения устойчивости аварийного транспортного средства.
Общие требования
Safety in emergencies. Emergency and rescue works
at chemically hazardous objects. General requirements
ОКС 13.020
ОКСТУ 0022
Дата введения 2000-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 мая 1999 г. № 179
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятого Государственной Думой 11 ноября 1994 г.; "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", принятого Государственной Думой 14 июня 1995 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах.
Положения настоящего стандарта являются обязательными для органов управления всех уровней, организаций, осуществляющих планирование и проведение работ, а также для должностных лиц, ответственных за организацию и проведение аварийно-спасательных работ, и исполнителей этих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
Информация о работе Меры и техника безопасности при проведении спасательных работ