Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа
Краткое описание
Цель выполнения курсовой работы – определить степень воздействия экстремальных ситуаций на психику человека, получить представление о их влиянии на основные компоненты психической деятельности людей, а также изучить основные позитивные и негативные изменения происходящие при интенсификации основных компонентов психической деятельности, ознакомиться с методами и способами реабилитации, выявить особенности поведения людей — участников экстремальных ситуаций при воздействии на волевую, познавательную и психофизиологическую сферы деятельности человека.
Оглавление
Реферат………………………………………………………………………. 3 Введение…………………………………………...………………………… 5 Особенности формирования элементов психологической структуры личности человека………………………………………...… 6 1.1. Психическая деятельность человека…………………………….… 6 1.2. Личность как социально-психологический феномен………..…… 9 1.3. Психологическая структура личности………………………….... 11 Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..… 13 2.1. Основные компоненты психической деятельности человека...… 13 2.2. Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..… 15 2.2.1. Экстремальность, как фактор воздействия на психическоую деятельность человека….................................… 15 2.2.2. Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций… 18 2.2.3. Поведение людей с разными типами личности в экстремальной ситуациии……………………………...……….. 27 2.3. Методы психической саморегуляции……………….…………… 33 Заключение………………………..……………………………….…….… 38 Приложение 1…….……………………………………………….……….. 39 Список литературы…………………………………………..…….........… 40
психологические (индивидуально-психологические
и социально-психологические) «дефекты» личности, приводящие
к ее виктимогенной деформации;
биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;
психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной дезадаптации, а в результате — развитии
повышенно уязвимой личности.
Как в отношении объекта, инициирующего
виктимность, так и в отношении жертвы
изучение причинной цепочки ведет далеко
за пределы конкретной ситуации. Это предполагает
оценку суммы обстоятельств, повлиявших
не только на формирование жертвенного
(виктимного) поведения, но и в целом на
формирование уязвимой личности с деформированным
личностным профилем.
Одним из основных факторов,
влияющих на формирование поведения жертвы,
является особенность социализации личности,
в том числе тип воспитания. Разговор может
идти либо о жестком, директивном типе
семейного воспитания (гиперпротекция,
повышенная моральная ответственность,
жестокое обращение), либо о противоположном,
при котором ребенок предоставлен самому
себе (гипопротекция).
Таким образом, имея в виду,
что важнейшим институтом социализации
раннего детства остается семья, можно
предположить возможность существования
связи между определенным стилем взаимодействия
детей и родителей и формированием психологического
профиля уязвимой, то есть виктимной, личности.
Каждый из этих факторов может сделать
человека уязвимым, а его поведение —
виктимным.
Поведение типа жертвы проявляется
в неординарной (эксвизитной) ситуации.
В силу этого в зависимости от характера
ЧС можно говорить о техногенных, социальных
и других факторах виктимности. Вероятно,
к виктимности следует отнести также неадекватное
отношение к опасности и отношение к риску.
Если говорить о типологии виктимности,
то она определяется типом ЧС, в которой
виктимность проявляется. Кроме этого
можно различать ситуативную виктимность
и личностную виктимность, если говорить
о ней как о состоянии или как о личностном
радикале.
Виктимность можно классифицировать
по степени осознанности. И наконец, виктимность
может быть активной или пассивной в отношении
опасности и риска. Виктимность всегда
предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные
отношения. Антиподом виктимной личности
будет являться личность безопасного
типа.
Личность безопасного
типа поведения
Исходными положениями, определяющими
содержание личности безопасного типа,
являются возможности и способности человека
удовлетворять потребности в самореализации,
самоопределении, самоутверждении, самостоятельности
и самооценке, что составляет ядро личности.
По качествам, присущим личности, люди
делятся на тех, у кого эти возможности
и способности есть, и на тех, у кого они
в какой-то степени ограничены. Поэтому
для выявления ограничений в поведении
человека предлагается рассмотреть личность
в двух аспектах: психофизиологическом
и социальном.
Психофизиологическим аспектом,
или стороной, личности безопасного типа
выступает деятельность психики и мозга
человека, соотношение социального и биологического
в психике личности. Сталкиваясь в процессе
жизнедеятельности с различными обстоятельствами,
которые могут быть обыденными ситуациями
и ситуациями экстремального характера
(временные, требующие большого напряжения
всей силы воли человека), человек неподготовленный
будет иметь большие сложности, его поведение
трудно предугадать, что может привести
к опасным действиям по отношению к себе,
людям, природе и обществу. Таким образом,
личность безопасного типа должна отличаться
определенным уровнем психологической
устойчивости и психологической готовности
к действиям в различных жизненных ситуациях.
Психологическую устойчивость
личности безопасного типа обусловливают
стойкие общинно-коллективистские мотивы
в поведении; знание окружающего мира;
осознание возможных угроз и опасностей
по отношению к себе. Психологическая
готовность личности безопасного типа
объясняется предвидением опасностей,
осознанием возможностей уклониться от
опасностей; наличием навыка преодоления
опасности.
Социальная характеристика личности безопасного
типа выражается в активности человека
в обществе, в применении опасных и безопасных
способов самореализации в условиях взаимодействия
с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых
отношений в обществе, общения с другими
людьми, своего личного физического развития
и выполнения других действий, а именно:
служба в армии, взаимоотношения с государственными,
административными и правоохранительными
органами и др.
Исходя из требований, предъявляемых
к человеку средой обитания (природа, общество,
техногенная среда), основными чертами
личности безопасного типа можно назвать:
3) грамотность во всех областях
обеспечения безопасной жизнедеятельности;
4) наличие навыков защиты
от угроз природы, людей, исходящих
от внешних источников и из самого себя.
Содержание поведения личности
безопасного типа определяется наличием
трех основных компонентов, единство и
реальность которых существенно влияют
на приобретение комфортного уровня взаимодействия
личности и среды обитания человека. Такими
компонентами являются:
1) предвидение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Предвидение опасности предполагает:
правильную оценку ситуации
(вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности,
правовая и нормативно-практическая подготовленность);
предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной), военных действий;
предвидение опасности от собственного
«Я» (грозящей самому себе, среде обитания, другим людям).
Осознавая возможность уклониться
от опасности, человек должен знать природу
возникновения и характер развития опасных
ситуаций, знать свои силы и возможности
преодоления опасности, уметь правильно
оценить ситуацию. Кроме того, необходимо
формировать у человека уверенность в
том, что он, не сумев уклониться от опасности,
все же способен преодолеть ее последствия.
Человек должен уметь вести себя адекватно
сложности опасной ситуации (на воде, в
лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать
способы защиты и владеть навыками их
применения (укрытие от опасности или
во время опасности и применение способов
борьбы с последствиями опасностей), владеть
навыками само- и взаимопомощи (при ранении,
при ожогах, при поражении током, при укусах
ядовитых змей, в условиях автономного
выживания в природе и т. д.).
Общая цель формирования личности
безопасного типа должна сводиться к выработке
навыков и умений, позволяющих правильно
строить свое поведение и таким образом
снижать уровень исходящих от себя угроз,
а также осуществлять профилактику опасностей,
окружающих человека в современном мире.
Интенсификация основных компонентов
психической деятельности людей – участников
экстремальных ситуаций при исчезновении
непосредственной угрозы (чаще всего в
условиях полной безопасности) в некоторых
случаях может перейти в посттравматическое
стрессовое расстройство.
2.3. Методы психической
саморегуляции.
Представленные далее методы
могут способствовать нормализации функционирования
психики человека, оказавшегося под влиянием
экстремальной ситуации. Эти методы могут
стать эффективным только в результате
их систематического использования в
сочетании с мероприятиями других уровней
(медицинского, социального, экономического).
В связи с тем, что использование
фармакологических препаратов не исчерпывает
всех возможностей по коррекции эмоционального
стресса и дает много побочных эффектов,
сегодня широкое распространение приобретают
немедикаментозные методы коррекции стресса,
в том числе различные приемы саморегуляции
(аутогенная тренировка, медитация, аутогипноз).
Аутогенная тренировка
Зарождение и внедрение метода
аутогенных тренировок связывают с именем немецкого
психотерапевта И. Г. Шульца. Благодаря
работам Шульца и его
многочисленных учеников и последователей
во всех странах аутогенная
тренировка получила широкое признание
в первую очередь как метод
лечения и профилактики
различного рода неврозов и функциональных
нарушений в организме. В
дальнейшем по мере накопления
практического опыта использования аутогенной
тренировки среди различных контингентов
больных и здоровых людей оказалось, что
она может служить действенным средством
психогигиены и психопрофилактики,
средством управления состоянием человека в экстремальных
условиях деятельности.
Популярность этого метода
как действенного психогигиенического
и психопрофилактического средства, безусловно,
связана с убыстрением темпов жизни, возрастанием
нагрузок на нервную систему современного
человека и ростом его общей осведомленности
в вопросах психогигиены. В настоящее
время аутогенные тренировки прочно вошли
в систему подготовки спортсменов, все
шире применяются в производственных
коллективах и на транспорте в виде психогигиенических
эмоционально-разгрузочных процедур.
Однако до сих пор еще не все их возможности
широко известны, и потому не всегда они
находят выход в практику.
Явления, лежащие в основе аутогенных
тренировок, были хорошо известны медицинской
науке задолго до разработки самого метода.
Круг этих явлений складывался прежде
всего из опыта медицинской гипнологии,
накопившей богатейший экспериментальный
материал, свидетельствующий о возможности
целенаправленного управления физиологическими
и психическими функциями человека посредством
внушения в гипнозе, причем не только в
глубоких его стадиях, но и в самых поверхностных
и даже в бодрствующем состоянии. Во множестве
случаев отмечалось, что аналогичные результаты
могут быть достигнуты и с помощью самовнушения.
Другим источником, который
был ассимилирован методом аутогенных
тренировок, явилась древнеиндийская
система йогов. Наряду с чистейшей мистикой
в арсенале йоги за длительную историю
ее существования накопились наблюдения,
свидетельствующие о тесной взаимосвязи
духовного и физического состояний человека
и о возможности с помощью специальных
физических приемов и самовнушения воздействовать
на психику и физиологические функции
организма.
В аутогенных тренировках используются
три основных пути воздействия на состояние
нервной системы.
Первый и наиболее важный путь
связан с особенностями влияния тонуса
скелетных мышц и дыхания на центральную
нервную систему. Известно, что психическое
состояние человека определенным образом
проявляется в характере дыхания, в мимике
и жестах, накладывает своеобразный отпечаток
на произвольные движения. Было отмечено,
что если сознательными усилиями затормозить
двигательные реакции, свойственные тому
или иному внутреннему переживанию, то
оно заметно ослабевает или же исчезает
совсем. Наоборот, если человек придает
своей позе и движениям характер, свойственный
тому или иному эмоциональному состоянию,
его постепенно охватывает и соответствующее
внутреннее переживание.
Теснейшая взаимосвязь между
состоянием центральной нервной системы
и тонусом скелетной мускулатуры позволяет
посредством сознательного изменения
тонуса мышц влиять на уровень психической
активности. Бодрствующее состояние человека
всегда связано с поддержанием достаточно
высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее
деятельность, тем выше этот тонус, тем
интенсивнее поток активирующей импульсации
поступает от мышц в нервную систему. И
наоборот, полное расслабление всех мышц
снижает уровень активности центральной
нервной системы до минимума, способствует
развитию сонливости. Эта важная физиологическая
закономерность лежит в основе всей системы
аутогенных тренировок.
Аналогичным образом сказывается
на уровне психического тонуса нервной
системы и ритм дыхания. В процессе эволюции
человека сложилась устойчивая зависимость:
частое дыхание обеспечивает высокую
активность организма. Произвольное урежение
и выравнивание ритма дыхания (естественно
это происходит во время сна) приводит
к преобладанию процессов торможения.
Второй путь воздействия на
нервную систему связан с использованием
активной роли представлений, чувственных
образов (зрительных, слуховых, тактильных
и пр.). Постоянное удерживание перед мысленным
взором мрачных, безрадостных картин,
в которых человек постоянно чувствует
себя «потерпевшей стороной», рано или
поздно подтачивает здоровье. И совершенно
противоположным, оздоравливающим образом
действуют светлые, оптимистические образы
и представления.
Следует иметь в виду, что в
состоянии мышечной расслабленности действенность
мысленных образов значительно повышается.
Этот эффект продуктивно используется
в аутогенных тренировках.
Наконец, третий путь воздействия
на психофизиологические функции организма
связан с регулирующей и программирующей
ролью слова, произносимого не только
вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней
речи (в форме самоприказов, самопереговариваний
и т. п.) давно используется
в спорте для повышения эффективности
тренировок, мобилизации внутренних резервов
во время соревнований. В состоянии
релаксации, достигаемой в процессе аутогенной
тренировки, влияние словесного самовнушения
на физиологические функции значительно
возрастает. Характер этого влияния определяется
смысловым содержанием словесных формулировок.
Построение фраз при самовнушении должно
быть предельно простым и кратким, а их
мысленное произношение — медленным,
в такт дыханию.
Мы рассмотрели три пути целенаправленного
воздействия на непроизвольные функции
человеческого организма. В аутогенных
тренировках эти воздействия используются
последовательно в комплексе: релаксация + представление
+ словесное самовнушение. Практическая
отработка соответствующих навыков должна
проводиться в той же последовательности
[1, стр. 213-218.].
Медитация
В последнее время в нашей научной
и популярной литературе, посвященной
вопросам психопрофилактики, начинает
встречаться термин «медитация» (от лат. meditatio — размышление).
Исследованиями установлено, что он обозначает
вполне реальные психофизиологические
процессы, вызываемые посредством психического
самовоздействия, которые с большой пользой
могут применяться в оздоровительных
целях. Имея много общего с аутогенными
тренировками и самогипнозом, медитация
обладает и специфическими особенностями
действия.
Медитация представляет собой
состояние, в котором достигается высшая степень
концентрации внимания на определенном
объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение»
внимания. И в том и в другом случае наступает
остановка процессов восприятия и мышления,
происходит особого рода чувственная
изоляция человека от внешнего мира [1,
стр. 223.].