Следует отметить, что подавляющее
большинство летчиков-космонавтов, подводников,
полярников в условиях серьезного риска
испытывают стенические эмоции, проявляют
мужество и героизм. И все же если мы обратимся
к истории авиации, то увидим, что проблема
страха и бесстрашия в связи с опасностью
полета с самого начала приобрела большое
значение. Русский физик М.А. Рыкачев, совершивший
в 1873 г. подъем на воздушном шаре, писал:
"Управление шаром требует тех же качеств,
которые необходимы морякам, - быстроты
соображения, распорядительности, сохранения
присутствия духа, осмотрительности и
ловкости"'.
Кроме положительных проявлений
возникающих в экстремальных условиях
возможны и негативные, способные вызвать
различные нарушения психики человека.
В частности могут возникнуть трудные
психические состояния (аффект, тревога,
паника, шок, психологическая оглушенность,
подсознательный автоматизм, фрустрация)
или нарушения психической деятельности
(пограничные психические состояния; психогении;
реактивные психические состояния в форме
ступорозной полной заторможенности,
истерии и фугиформной; неврозы ит.д.).
Угроза для жизни оказывает
воздействие на психическое состояние
космонавтов и астронавтов, о чем свидетельствуют
их самонаблюдения. Приведем примеры.
В.А. Шаталов: в космическом
полете человек "не может избавиться
от мысли, что находится далеко от Земли,
в среде малоизученной и таинственной,
где каждое мгновение его самого и его
товарищей подстерегают неожиданности
и опасности".
Г.М. Гречко: "Я невольно сравнил
ощущение человека во время боевого вылета
с нервным напряжением космонавта. У него
(у космонавта. - В.Л.) оно в течение всего
полета".
В.И. Севастьянов: "...мы, конечно,
получали информацию о метеоритной активности,
но одно дело - в цифрах, и другое - когда
вдруг на стекле иллюминатора в бытовом
отсеке П. Климук заметил эллипсоидную
каверну 5х3 мм, а рядом еще десятка два
поменьше следов от взрывов при столкновении
стекла с микрометеоритами... Мы осознавали
опасность столкновения с метеоритами..."
П.И. Климук: "Незримо на борту
орбитальной станции всегда присутствует
ощущение опасности: ведь от космического
вакуума тебя отделяет только тонкая обшивка.
Это чувство не мешает работать, оно где-то
в подсознании".
В условиях угрозы
для жизни человеку требуется подавить
состояние страха. Это связано с интенсивностью
основных нервных процессов - возбуждения
и внутреннего торможения. В момент выхода
человека из напряженной ситуации начинается
расслабление. Когда интенсивность внутреннего
торможения начинает спадать, берет перевес
подкорка, получается положительная индукция,
которая находит свое разрешение в эйфории,
двигательном возбуждении.
Международный
классификатор болезней (Мкб-10) называет
в качестве самостоятельной единицы психопатологических
последствий чрезвычайной ситуации, наряду
с острыми психотическими и непсихотическими
реакциями на стресс, также стрессовые
расстройства после психической травмы,
или посттравматические стрессовые расстройства.
Посттравматическое
стрессовое расстройство — это состояние,
которое развивается у человека, испытавшего
стрессовое состояние исключительно угрожающего
или катастрофического характера.
Факторы риска развития
посттравматических стрессовых расстройств:
1) личностные особенности
человека;
2) наличие зависимостей;
3) наличие психических травм;
4) возраст человека (молодой
и пожилой);
5) возможность поддержки
со стороны значимых лиц.
На протяжении жизни посттравматпческие
стрессовые расстройства развиваютсяу
1% населения после тяжелых травм.
Критерии диагностики
посттравматических стрессовых расстройств:
1. Человек
находился под воздействием травмирующего
события, при котором:
- он был свидетелем событий,
которые представляли реальную или вторичную угрозу жизни;
- реакция проявилась в виде страха,
ужаса, беспомощности перед воздействием
экстремального характера.
2. Травмирующее событие
повторно переживалось в виде одного или
нескольких следующих проявлений (интрузия):
- навязчивые воспоминания о
событиях, включающие образы, мысли, ощущения;
- повторяющиеся и очень беспокойные
сны о пережитом событии;
- такие действия или ощущения,
как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения
воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды
при пробуждении;
- сильный психологический дистресс
под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые
символизируют или напоминают какой-то
аспект травмирующего события;
- физиологическая реактивность
под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают
какой-то аспект травмирующего события.
3. Постоянное избегание
стимулов, связанных с травмой и общим
оцепенением:
- попытки избежать мыслей, ощущений
или разговоров, связанных с травмой;
- попытки избежать действий,
мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме;
- частичное или полное забвение
аспектов травмы;
- снижение интереса к ранее значимым
видам деятельности;
- чувство отчужденности или
отрешенности от окружающих;
- сужение эмоционального диапазона
(неспособность полюбить);
- неспособность прогнозировать
свою жизнь на длительную перспективу.
4. Устойчивые проявления
повышенного возбуждения, отсутствовавшие
до травмы (гиперактивность):
- трудности при засыпании или
нарушение продолжительности сна;
- раздражительность или вспышки
гнева;
- трудность концентрации внимания;
- сверхнеосторожность;
- усиленная реакция на испуг.
5. Продолжительность
расстройства (симптомы наблюдаются более
1 месяца).
6. Расстройство вызывает
значимый дистресс или нарушения в социальной,
трудовой или других сферах жизнедеятельности.
Выделяются следующие
типы расстройств:
- острое — симптомы сохраняются менее
3 месяцев;
- хроническое — симптомы сохраняются 3 и
более месяцев;
- острогенное — симптомы возникают по прошествии
6 месяцев.
При посттравматических стрессовых расстройствах
можно наблюдать следующую клиническую
картину:
- нарушение сна;
- социальное избегание — дистанцирование
и отчуждение от других, включая членов
семьи;
- изменение поведения, эксплозивные
вспышки, раздражительность или склонность к физическому насилию
над другими;
- злоупотребление алкоголем
или наркотиками;
- антисоциальное поведение и
совершение противоправных действий;
- депрессия, суицидальные мысли;
- высокий уровень тревожной
напряженности и психической неустойчивости;
- неспецифическне соматические
жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические
переживания).
Для развития посттравматических
стрессовых расстройств характерно 5 фраз:
1. Начальное воздействие.
2. Сопротивление/отрицание.
3. Допущение/подавление.
4. Декомпенсация.
5. Совладание с травмой.
Первичные симптомы
посттравматических стрессовых расстройств:
1. Повторное переживание травмы
(несколько форм):
- повторяющиеся ночные кошмары;
- психический дистресс, связанный с событием, имеющим сходство с пережитыми событиями;
- воспоминания.
2. Эмоциональное отчуждение.
3. Повышенная возбудимость
(расстройство сна, ярость, гнев, тяга к
насилию).
Вторичные симптомы:
1. Нарушение сердечной деятельности.
2. Нервное истощение.
3. Нарушения в работе
желудка.
4. Сексуальные нарушения.
5. Тревожное ожидание
сексуальных неудач.
6. Личностные нарушения (эмоциональная
недостаточность, раздражительность,
неадекватная самооценка).
7. Нарушение отношений
с супругой (-ом) и детьми.
Степень интенсификации основных
компонентов психической деятельности
человека в экстремальных ситуациях во
многом зависит от его личностных факторов.
В качестве примера психических
измений в посттравматическом периоде
можем наблюдать проявление отчужденности,
страха, чувства раздражительности переходящей
в депрессию, и усиливающихся при появлении
факторов возникших в результате конкретной
стрессовой ситуации.
Участник первой экспедиции
на Луну М. Коллинз рассказывал: "Там,
в космическом пространстве, постоянно
ловишь себя на мысли, которая не может
не угнетать... Путь на Луну был хрупкой
цепочкой сложных манипуляций. На каждого
участника полета ложились огромные, порой
нечеловеческие нагрузки - нервные, физические,
нравственные. Космос не прощает даже
малейших ошибок... А ты рискуешь главным
- своей жизнью и жизнью товарищей... Это
слишком большое напряжение, от которого
не уйдешь и десять лет спустя".
Вот как сложилась дальнейшая
судьба "величайшей тройки" - Нейла
Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза.
Армстронг уединился в вилле в штате Огайо
и всячески старается сохранить положение
"добровольного изгнанника". Олдрин
через два года после полета почувствовал,
что нуждается в помощи психиатра. Трудно
поверить, что в 46 лет он превратился в
непрерывно трясущегося человека, погруженного
в глубокую депрессию. Он утверждает, что
стал таким вскоре же после своей "прогулки"
по Луне. Коллинз, который несколько суток
дежурил на лунной орбите и ждал там возвращения
товарищей, возглавляет Национальный
музей воздухоплавания и космонавтики,
открытый в 1976 г. И еще одна любопытная
деталь: после полета его участники ни
разу не встречались. Здесь следует сказать,
что и среди советских космонавтов некоторые
даже не хотят вместе проходить послеполетную
реабилитацию, просят развести их в разные
санатории.
Космонавт Г.С. Шонин пишет:
"Да, труден, тернист путь в космос...
Профессия космонавта предполагает огромный
труд (и на земле, и в космосе), преданность
своему делу, способность и готовность
пойти на риск. На этом пути не только победы,
но и поражения, и даже трагедии. Из двадцати
человек "гагаринского набора" в
Центре подготовки продолжают (на 1975 г.
- В.Л.) работать только восемь. Кто погиб
в космосе, кто - в воздухе, кто - на земле...
У одних не выдержали нервы, других подвело
здоровье... Таковы факты. Такова жизнь..."
2.2.3. Поведение
людей с разными типами личности в условиях
экстремальной ситуации
Неумение действовать в сложной
ситуации и возникновение страха вынуждает
человека вести себя неправильно, оказываясь
в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств.
Человек же, наученный действовать в сложных
ситуациях под воздействием страха, в
состоянии адаптироваться к нему и психологически
чаще выходит победителем из экстремальной
ситуации, при этом оказав помощь другим
людям.
Если ум и воля в какой-то степени
подчинены человеку и регулируемые, то
эмоции зачастую возникают и действуют
на поведение непроизвольно, помимо воли
и желаний. Следовательно, можно предположить,
что, воздействуя на психику человека
специальными методами и средствами, формируя
его ум и волю, можно научить его на сознательном
уровне понимать и контролировать такую
эмоцию, как страх. Этим занимаются все
исследователи психики человека. Что нужно
знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить
чувство страха, растерянности, приобрести
уверенность, добиться комфортного состояния
при неблагоприятной ситуации? Как бороться
с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью,
паникой и т. д., то есть спутниками страха?
Первым, что для этого необходимо,
является знание отличительных особенностей
личности, неспособной противостоять
обстоятельствам, другими словами, личности
типа жертвы. Зная особенности данного
типа личности, можно формировать в человеке
черты, которые помогают ему эффективно
противостоять чрезвычайным обстоятельствам.
В совокупности эти качества объединяются
в личность безопасного типа.
Личность типа жертвы
Личность типа жертвы принято
называть виктимной личностью. Ее поведение
тесно связано с объектом, который ее инициирует.
Явления, связанные с поведением жертвы,
в дальнейшем будут называться виктимностью.
Выделяют следующие условия,
которые сделали личность уязвимой и поставили
ее в позицию жертвы:
- социально-демографические
характеристики, включающие пол, возраст,
национальность, место происшествия
(особое значение играют пол и возраст);
- специфика поведения до чрезвычайного происшествия;
- особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;
- отношения, связывающие объект (субъект) и потерпевшего.
На основании анализа виктимологических
исследований было определено, что в личностной
структуре потерпевшего как типа личности
имеются элементы разноуровневого порядка,
которые активизируются под воздействием
факторов ситуации риска и являются психологическими
предпосылками превращения этой личности
в жертву. Под субъективной предрасположенностью
стать жертвой можно понимать: