Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель выполнения курсовой работы – определить степень воздействия экстремальных ситуаций на психику человека, получить представление о их влиянии на основные компоненты психической деятельности людей, а также изучить основные позитивные и негативные изменения происходящие при интенсификации основных компонентов психической деятельности, ознакомиться с методами и способами реабилитации, выявить особенности поведения людей — участников экстремальных ситуаций при воздействии на волевую, познавательную и психофизиологическую сферы деятельности человека.

Оглавление

Реферат………………………………………………………………………. 3
Введение…………………………………………...………………………… 5
Особенности формирования элементов психологической
структуры личности человека………………………………………...… 6
1.1. Психическая деятельность человека…………………………….… 6
1.2. Личность как социально-психологический феномен………..…… 9
1.3. Психологическая структура личности………………………….... 11
Интенсификация основных компонентов психической
деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..… 13
2.1. Основные компоненты психической деятельности человека...… 13
2.2. Интенсификация основных компонентов психической
деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..… 15
2.2.1. Экстремальность, как фактор воздействия на
психическоую деятельность человека….................................… 15
2.2.2. Интенсификация основных компонентов психической
деятельности людей – участников экстремальных ситуаций… 18
2.2.3. Поведение людей с разными типами личности в
экстремальной ситуациии……………………………...……….. 27
2.3. Методы психической саморегуляции……………….…………… 33
Заключение………………………..……………………………….…….… 38
Приложение 1…….……………………………………………….……….. 39
Список литературы…………………………………………..…….........… 40

Файлы: 1 файл

ЧССХ курсовая.docx

— 510.06 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО Ярославский педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

К УР С О В А Я     Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине

 «Чрезвычайные ситуации социального характера»

 

На тему:

«Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций.»

Курсовая     работа    защищена

с  оценкой _____________________

Руководитель       —    доктор

педагогических    наук , профессор

_________________   К.  В.  Аксёнов

«_______» _______________ 2008 г.

 

Работу выполнила студентка

Е   Г   Ф ,      заочного   отделения, 

4   курса, специальность  БЖ-0039

Шмакова Анжела Викторовна

«             »                                     2008 г.

                              А. В.  Шмакова

 

Ярославль – 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                              стр.

Реферат……………………………………………………………………….   3

Введение…………………………………………...…………………………   5

  1. Особенности формирования элементов психологической

структуры личности человека………………………………………...…   6

1.1. Психическая деятельность человека…………………………….…   6

1.2. Личность как социально-психологический феномен………..……   9

1.3. Психологическая структура  личности…………………………....   11

  1. Интенсификация основных компонентов психической

деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..…   13

2.1. Основные компоненты психической деятельности человека...…   13

2.2. Интенсификация основных компонентов психической

деятельности людей – участников экстремальных ситуаций……..…   15

2.2.1. Экстремальность, как  фактор воздействия на

          психическоую деятельность человека….................................…   15

2.2.2. Интенсификация основных компонентов психической

         деятельности людей – участников экстремальных ситуаций…   18

2.2.3. Поведение людей с  разными типами личности в 

          экстремальной ситуациии……………………………...………..   27  

2.3.  Методы психической саморегуляции……………….……………   33

Заключение………………………..……………………………….…….…   38

Приложение 1…….……………………………………………….………..   39

Список литературы…………………………………………..…….........…   40

 

РЕФЕРАТ

Данная курсовая работа представлена на 37 страницах, имеет 1 таблицу, 5 источников использованной литературы.

Ключевые слова: психология, психика, интенсификация, экстремальная ситуация, основные компоненты, структура, личность, индивид, индивидуальность, направленность личности, саморегуляция, стресс, мотивационная сфера, восприятие, мышление, понимание, внимание, эмоции, субъективность, адаптация, волевая сфера, познавательная сфера, психофизиология, виктимность, психопатологические особенности, дезаптация, эксвизитная ситуация, безопасный тип поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, аутогенная тренировка, медитация, аутогипноз, …

Цель выполнения курсовой работы – определить степень воздействия экстремальных ситуаций на психику человека, получить представление о их влиянии на основные компоненты психической деятельности людей, а также изучить основные позитивные и негативные изменения происходящие при интенсификации основных компонентов психической деятельности, ознакомиться с методами  и способами реабилитации, выявить особенности поведения людей — участников экстремальных ситуаций при воздействии на волевую, познавательную и психофизиологическую сферы деятельности человека.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Во введении в сжатой форме дано определение психологии экстремальных ситуаций, перечислены исследуемые проблемы, а также их возможные последствия. Раскрыто понятие стресса, рассмотрены принципы построения классификации стрессоров по различным признакам.

В главе 1 кратко описана эволюция возникновения психической деятельности человека, раскрыто понятие личности и ее психологической структуры.

Основное содержание пунктов главы 2 посвящено проблеме интенсификации основных компонентов психической деятельности людей — участников экстремальных ситуаций, описаны методы психической саморегуляции, их воздействие на организм человека

В заключении сформулированы выводы по содержанию курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Психология экстремальных ситуаций — это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

Стресс (данный термин переводится с английского как "давление, напряжение") — это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.).

В зависимости от вида стрессора и характера его воздействия выделяют различные виды стрессов, в наиболее общей классификации — физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.

Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. В стрессовых ситуациях происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение.

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

1.1. Психическая деятельность человека

Эволюционное развитие материи вело к возникновению ее высшего свойства – психики. Первейшей способностью реагировать на внешние воздействия была и есть раздражимость, свойственная и растениям, и простейшим организмам.

Эти реакции на уровне физиологического отражения активизировались нуждой в чем-либо, закреплялись биохимической и генетической памятью и предварялись опережающим отражением (особый  вид отражения как предвосхищение каких-либо сигналов).

Переход к психическому отражению и при эволюции животного мира, и при развитии человека из оплодотворенной яйцеклетки становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познания внешних воздействий. Ранее всего появляется способность отрицательно переживать состояния организма и воздействия внешнего мира, сигнализирующие о возможности наступления гибели организма, и положительно – сигнализирующие об избавлении от опасности. Так возникла та форма отражения, которая называется эмоциями и которая наиболее тесно связана, даже у взрослого человека, с физиологическими формами отражения.

От физиологического отражения эмоция отличается тем, что является переживанием, т. е. субъективным явлением. Именно эмоции положили начало эволюционирующим психическим процессам, показанным в приложении 1.

В дальнейшем усложнение рецепторов определяет появление способности отражать мир  в виде простейших образов, сигнализирующих о том или ином жизненно важном явлении. Так возникли ощущения как форма отражения, как «субъективный образ объективного мира», а у человека – как «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Поэтому если переживание как элемент сознания начинается с эмоций, то образное познание как второй элемент сознания – с ощущений [3, стр. 6,9,26,27.].

Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных,  слуховых и других рецепторов организма. Это то, что человек имеет в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и социальной. После ощущений у человека появилось опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, и мышление этими понятиями. Так у человека в результате труда и общения  возникла новая форма уже не непосредственного, а опосредованного понятием отражения – мышление. Это привело к возникновению еще ряда чисто человеческих форм отражения.

На основе комплексных ощущений, присущих животным, и понятий, свойственных только человеку, возникла новая форма отражения – человеческого восприятия. На основе эмоций и понятий возникла также новая форма отражения – чувства. Опережающее отражение, приняв форму предвидения, привело к образованию воли. Наряду с механической памятью, свойственной животным, у человека развита смысловая память и память воли, лежащая в основе волевых навыков активности, решительности, настойчивости, самообладания и дисциплины.

Биологические потребности дополняются у человека интеллектуальными, эстетическими и творческими [3, стр. 27.].

Приоритетная роль во всей психической деятельности и поведении человека принадлежит сфере направленности личности (ее называют еще мотивационной, потребностно-мотивационной, ценностно-целевой, нормативно-потребностной).

Сфера направленности личности включает в себя внутренние побудительные силы – взгляды, убеждения, верования, потребности, идеалы, стремления, интересы, желания, цели, планы, склонности, установки, мотивы и др. Она напрвляет активность личности, ей подчиняются мысли, внимание, эмоции, действия, усилия, воля. Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. Именно напрвленность личности в наибольшей степени обуславливает психологическую реакцию и поведение людей в экстремальных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Личность как  социально-психологический феномен

 Личность  является  объектом изучения многих наук: философии,   социологии, этики, эстетики, права, педагогики, медицины, и этот список далеко не исчерпывающий. Каждая из этих наук изучает личность в своем, специфическом аспекте, точно так же, как и психология с ее различными отраслями. Для философии и социологии, как писал В. И. Ленин, изучение личности связано прежде всего с исследованием действий людей, находящихся в определенных общественных отношениях, целей, на достижение которых эти действия направлены, и мотивов этих действий. «...Социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения».

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».

Индивид — это отдельный человек в группе или обществе в целом (хотя ни группа, ни общество не являются только суммой индивидов). Этим понятием широко пользовались основоположники марксизма, понимая под ним единичность. Поскольку человек может рассматриваться в двух своих качествах — как организм и как личность, Маркс и Энгельс применяли понятие индивид к человеку в этих обоих смыслах: «...Развитие индивида, — писали они, — обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...».

Понятие индивидуальность также относится к человеку и как к организму (без этого не надо было бы индивидуализировать лечение и обучение, трудовые и спортивные нагрузки), и как к личности. Нельзя забывать слова Ленина, что «индивидуальности» существуют не только в духовном, но и в физическом мире». Ведь без этого были бы не нужны ни живопись, ни фотография. Нельзя понятие индивидуальности ставить ни рядом, ни над личностью. Личность (и притом каждая личность) — это всегда неповторимая индивидуальность, что соответствует вполне справедливой формулировке: «личность неповторима». Но индивидуальность есть и у коллективов, и у животных, и даже у вещей.

Понятие личность имеет очень много определений. Большинство из них скорее определяют человека в целом, например как существо «в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности», или как «продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания».

Из всех определений личности наиболее четко отграничивает ее от понятия «человек» следующее: личность — это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.

Выделение человеком своего Я из не — Я есть основной критерий начала формирования и сознания и личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее возможность человеку преобразовать мир. Ведь «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его», как записал в «Философских тетрадях» Ленин мысль Гегеля, развив ее дальше: «...т. е. что мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»[5. стр. 37-38.].

Каждый человек индивидуален, а главные его отличия связаны с особенностями его личности. В ней нет «частей». Функционирующих независимо, самостоятельно.

Личность – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

 

 

 

 

 

1.3. Психологическая  структура личности

Если за целое взят человек, как субъект деятельности и  носитель сознания,  то все его свойства укладываются в две основные категории: человек как организм и человек как личность.

Организм человека — это совокупность его телесных или материальных свойств, развившихся из свойств его животных предков, в дальнейшем изменившихся в процессе истории человечества. Организм сохраняет некоторые генетически унаследованные от родителей особенности психики.

У личности, взятой, как целое, есть также две взаимопроникающие стороны, две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социальная, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в определенной социальной среде.

Информация о работе Интенсификация основных компонентов психической деятельности людей – участников экстремальных ситуаций