Элементами психологической
структуры личности являются ее психологические
свойства и особенности, обычно называемые
«чертами личности». Их очень много. Так,
в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова,
содержащем 51 333 слова, около 1500 слов означают
свойства личности. В грузинском языке
их около 4000, в болгарском — 2500. А ведь
далеко не все свойства личности могут
быть названы одним словом. Но все это
труднообозримое число свойств личности
психологи уже давно пытаются уложить
в некоторое число подструктур.
Психологические подструктуры
личности одновременно являются и ее уровнями, находящимися
в иерархической зависимости одна от другой.
Низшим уровнем личности является
биологически обусловленная подструктура,
в которую наряду с темпераментом как системой
природных свойств типа нервной системы
входят также возрастные, половые, а иногда
и некоторые препатологические и даже
патологические свойства психики. Эта
подструктура признается как достаточно
самостоятельная и традиционно включается
во все учебники психологии.
Следующий уровень личности
является психологической подструктурой,
которая включает в себя все индивидуальные
свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами
личности. Они обобщены в подструктуру
личности, которая объединяет в себе индивидуальность
проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления,
восприятий, чувств и воли.
Следующим уровнем личности
является ее социальный опыт, в который входят
приобретенные человеком знания, навыки,
умения и привычки. Большое значение
опыт личности имеет для ее социальной
характеристики. При этом если опыт личности
взять за целое, то он тоже может быть разделен
на свои подструктуры, находящиеся в иерархическом
соподчинении. На основе знаний возникают
навыки, которые служат основой умений
и привычек. И все они базируются на элементах
предшествующих подструктур личности
и в видоизмененном виде включают их в
себя.
Высшим уровнем личности (требующим
уже социально-психологического анализа)
является ее направленность. Если направленность
личности взять за целое, то и в ней можно
увидеть подструктуры, которые могут быть
уложены в следующий иерархически взаимосвязанный
ряд: влечения, желания, интересы, склонности,
идеалы, индивидуальная «картина мира»
и высшая форма направленности — убеждения
[5, стр. 39-40.].
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И
ИХ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Основные компоненты
психической деятельности человека
Развитие идей о саморегуляции
психической деятельности и психических состояний привело
в середине XIX в., к тому, что И. М. Сеченов
выдвинул принцип обратной связи в формировании
и течении психических состояний, ставший
впоследствии одним из важнейших принципов
системной организации психической деятельности
человека. Таким образом, И. М. Сеченов
фактически открыл новый этап в эволюции
учения о психических состояниях, который
в дальнейшем привел к возникновению подлинно
научных исследований проблемы адаптации
человека к изменяющимся условиям среды
и противодействия организма вредным
влияниям.
Проблема изучения психических
состояний тесно связана с разработкой
концепции о гомеостазе и адаптации. Существо
этой связи заключается в том, что психическое
состояние человека отражает важные особенности
(уровень) гомеостаза и адаптированности
индивида, их психические компоненты [2,
стр. 10.].
Основной целью адаптации, т.
е. оптимального приспособления организма
к конкретным условиям, являются сохранение
функционально-морфологического единства
организма индивида, высокого уровня его
деятельности и обеспечение оптимальных
возможностей для достижения имеющихся
потребностей. Внешние и внутренние препятствия,
мешающие достижению цели, вызывают в
организме целый ряд изменений, смысл
которых состоит в преодолении этих препятствий
и в восстановлении оптимального уровня
активности и деятельности. Своеобразной
точкой отсчета в возникновении адаптационных
реакций обычно считается внешний или
внутренний стимул. Однако не менее важным
является и диспозиционное состояние
организма и особенно личности, когда
речь идет о человеке, о его готовности
или неготовности к мобилизации сил, способности
более или менее адекватно отвечать на
стрессовые стимулы [2, стр. 14.].
Решающим фактором, определяющим
механизмы формирования психических состояний,
отражающих процесс адаптации к сложным
условиям у человека, является не столько
объективная сущность «опасности», «сложности»,
«трудности» ситуации, сколько ее субъективная,
личная оценка человеком.
Учитывая чрезвычайно высокую
сложность, многогранность и многокомпонентность
психической сферы человека, высокую иерархизацию
ее структуры, можно полагать, что в индивидуализации
проявлений психической адаптации важную
роль играют отдельные компоненты этой
структуры, уровни их развития и активности
— в первую очередь интеллектуальные,
эмоциональные, волевые стороны психики
и ведущие подструктуры системы отношений
личности [2, стр. 15.].
Итак, выделим отдельно подструктуру
основных компонентов психической деятельности
человека, имеющих важное значение в условиях
чрезвычайной ситуации, а также определяющих
тип личности:
- Познавательные;
- Волевые;
- Психофизиологические.
2.2. Интенсификация
основных компонентов психической
деятельности людей – участников
экстремальных ситуаций
2.2.1. Экстремальность,
как фактор воздействия на психическую
деятельность человека
Ситуации обыденной жизни человека
— допускаемая вариативность условий.
Выходящие за рамки обыденной жизни —
экстремальные ситуации.
Классификация экстремальных
ситуаций:
- Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др. Влияние природных катастроф на психологические особенности поведения человека;
- Техногенные катастрофы: взрывы газа; аварии на атомных станциях; авиа– и автокатастрофы и др. Препятствия непреодолимой силы и их влияние на психологию поведения человека;
- Социальные катастрофы: военные действия; межэтнические конфликты; теракты; бандитские нападения; захват заложников и др. Влияние социальных катастроф на психологические особенности поведения человека;
- Физическое и психическое
насилие. Психологические последствия насилия;
- Стигматизация как элемент психического и социального насилия. Психологические последствия стигматизации.
Экстремальные ситуации и сопутствующие
им факторы, кроме негативного воздействия
способствуют интенсивному функционированию
основных компонентов психической деятельности.
Основополагающее значение имеют положительные
изменения в целемотивационной сфере.
При этом следует заметить, что цель и
мотивы могут не совпадать. К основным
видам положительных мотивационных изменений
относятся:
- Интенсификация, повышение
силы мотивации (интенсификация (от лат. intensio — напряжение, усиление и facio — делаю), усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности);
- Повышение уровня (качества,
содержания) мотивации
(мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий).
В отличие от многих других
профессий, деятельность летчиков, космонавтов,
подводников и полярников протекает в
условиях достаточно высокой степени
риска погибнуть в результате аварий,
катастроф и несчастных случаев. В основе
определения степени риска лежит допущение,
что каждый вид человеческой деятельности
влечет за собой какую-то вероятность
аварий и катастроф. Для летчика-истребителя
риск погибнуть в мирное время в 50 раз
выше по сравнению с летчиками гражданской
авиации, для которых он равен трем-четырем
случаям смерти на 1000 летчиков. Так, за
период с 1950 по 1970 г. военно-воздушные силы
США в результате катастроф потеряли 7850
самолетов, при этом погибло 8600 летчиков.
Особенно высока степень риска погибнуть
в результате катастрофы у летчиков, испытывающих
новые образцы летательных аппаратов.
Американский летчик-испытатель У. Бриджмен
писал, что во время освоения реактивных
самолетов только на военно-воздушной
базе Эдвардс за девять месяцев погибли
62 летчика-испытателя. Сам он тоже погиб
в испытательном полете.
Профессиональный долг является
одним из факторов повышения уровня мотивации
в экстремальных ситуациях, способствует
проявлению таких волевых качеств как:
мужество, ответственность, храбрость,
способность к самопожертвованию.
Примером такого поведения
во время космического полета может служить
случай с американским кораблем "Аполлон-13",
стартовавшим к Луне 11 апреля 1970 г. 14 апреля
на корабле, находившемся на расстоянии
328 тыс. км от Земли, взорвался баллон с
жидким кислородом. Осколками был поврежден
и второй баллон. А так как этот кислород
использовался для работы батарей топливных
элементов, составляющих главный источник
электроэнергии основного блока корабля
и систем жизнеобеспечения, то экипаж
оказался в критическом положении. Недостаток
электроэнергии сразу же отразился на
работе системы терморегуляции - температура
внутри корабля упала до 5 градусов Цельсия.
Все это происходило, когда "Аполлон-13"
приближался к Луне. Только благодаря
находчивости и мужеству астронавтов
корабль, облетев Луну на расстоянии 250
км, вернулся на Землю.
2.2.2. Интенсификация
основных компонентов психической
деятельности людей — участников
экстремальных ситуаций
Попадая в экстремальные ситуации,
люди проявляют более интенсивное стремление
к достижению целей, руководствуются зрелыми
в социальном отношении мотивами.
Первоначальная классификация
социальных мотивов была предложена Г.
Мюрреем и объединила более 20 мотивов
(мотив достижения, мотив социального
успеха, мотив аффилиации – стремление
к людям, мотив помощи и т.д.) [4, стр. 192].
Познавательными
изменениями в психической деятельности,
способствующими успеху человека в экстремальных
условиях, выступают:
• снижение порогов ощущений
и повышение чувствительности
органов чувств (зрения, слуха, обоняния
и др.);
• повышение внимательности:
выраженная избирательность ее, интенсивность,
сочетание концентрированности, быстрой
переключаемости и устойчивости;
• активизация мышления, усиление
практичности и широты мышления, направленности
на осмысление происходящего, выработку
оценочных суждений;
• большая четкость и ясность
мысли, скорость мышления;
• выраженное стремление к
поиску наилучших решений, обдуманности
и расчетливости поведения, отвечающего
обстановке, обеспечивающего успех, снижающего
уровень риска и опасности;
• повышение доли быстрых,
интуитивных решений (при наличии соответствующего
опыта и подготовленности);
• активизация прогностичности
мышления, стремления к предвидению развития
событий и выполнению упреждающих действий.
Немало положительных изменений бывает
и в эмоциональной сфере;
• обострение высших чувств:
патриотизма, долга, ответственности,
коллективизма, порядочности, совести
и др.;
• возникновение острого интереса
к новой ситуации, ее компонентам и проблемам;
• эмоциональный подъем, увлеченность,
азарт, страсть, активность высших чувств;
• вера в свои силы, возможности,
успех;
• надежда на благополучный
исход;
• оптимальная интенсивность
психологического стресса (эустресса
и экстресса);
• терпение (терпеливое переживание);
• повышенная толерантность,
эмоциональная устойчивость к психогенным
факторам;
• чувства радости, восторга
при достижении успеха.
Положительные изменения
свойственны и волевой сфере:
• оптимальная мобилизованность,
концентрация сил на решении задачи;
• внутренняя готовность к
встрече с трудностями, неожиданностями
и их преодолению;
• повышение бдительности;
• повышение активности и энергичности;
• большая настойчивость и
упорство в достижении целей;
• проявление стойкости,
мужества, готовность
к
самопожертвованию;
• устойчивость к временным
неудачам;
• самообладание.
Экстремальные ситуации
стимулируют положительные изменения
и в психофизиологической сфере:
• быстрота адаптационных перестроек
в организме (биологический эустресс);
• высокий уровень работоспособности
и более длительное, чем обычно, его сохранение
(по данным исследований - в 1,5-2 раза и более);
• повышенная выносливость
к дискомфортным условиям;
• увеличение мышечной силы;
• повышение устойчивости
к заболеваниям;
• снижение болевой чувствительности
(«психогенная анестезия»).
Нередко при возникновении
ситуаций силовой борьбы и противодействия
активизируется мотивация агрессивности,
которую можно рассматривать как положительное
проявление способное помочь в преодолении
экстремальных трудностей и достижении
успеха.
Угроза для жизни определенным
образом воздействует на психическое
состояние людей. В вахтенном журнале
дрейфующей станции "Северный полюс-2"
есть запись океанолога М.М. Никитина:
"С неудобствами можно мириться. Но
вот с постоянной угрозой встречи с медведем
никак не свыкнешься. И это отравляет наше
существование". Ц.П. Короленко приводит
наблюдения за членами экспедиции, прибывшими
для работы в район дельты реки Лены: "Некоторые
лица полушутя, полусерьезно, явно стесняясь,
говорили, что "здесь как-то страшновато".