Аварии и катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры

Оглавление

Введение………………………………………………………………………


Аварии и катастрофы……………………………………………
Основные мероприятия по предупреждению аварий………..
Проблемы экологической безопасности……………………….
Общие рекомендации…………………………………………..
Промышленные риски………………………………………


Заключение…………………………………………..



Библиографический список…………………………………………..

Файлы: 1 файл

авария.docx

— 57.27 Кб (Скачать)

При большом содержании в  воздухе газов и пыли (сажи) и  застое воздуха над промышленными  районами в связи с метеорологической  инверсией, сопровождающейся ростом температуры  снизу вверх, образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли, ртутных паров и различных органических веществ).  
Неблагоприятное влияние на здоровье людей оказывают выбрасываемые автотранспортом соединения свинца (в бензин для повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец), приводящие к нервным расстройствам, малокровию, потере памяти, слепоте.  
Одна из наиболее тяжелых форм загрязнения окружающей среды - кислотные дожди. Сернистые соединения преобразуются в атмосфере в серную кислоту, вследствие чего в окрестностях газоперерабатывающих заводов, тепловых электростанций и далеко за их пределами выпадают кислотные дожди, которые убивают растения, губят почву и загрязняют поверхностные и подземные воды.  
Неблагополучная ситуация складывается в районах расположения заводов микробиологической промышленности, выбросы которых в атмосферу приводят к грибковым поражениям,болезням легких, бронхов, кожи, снижению иммунитета у населения.  
Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в квартирах в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее.  
Что отравляет воздух в наших квартирах? Конечно, свинцовые белила, линолеум, пластики, ковры из синтетических волокон, поролоновая обивка кресел, диванов, стиральные порошки. Однако львиную долю (70-80%) вредных веществ в воздух квартир привносит современная мебель. В древесностружечных плитах (основы мебели) содержится много синтетического клеящего вещества. Кроме того, полимеры, краски, лаки этой мебели в силу деструкции тоже загрязняют воздух токсичными химическими соединениями.  
Загрязнение комнатного воздуха сказывается на здоровье не сразу. Сначала ухудшается самочувствие, потом начинает болеть голова, от бессонницы появляются раздражительность, утомляемость.  
Если вы хотите наглядно определить чистоту наружного воздуха, то повесьте в проеме открытого окна чистую влажную марлю. Вечером, сняв марлю, понюхайте ее и сравните ее цвет с первозданным (белоснежным), а затем сделайте для себя вывод.  
Как в повседневной жизни ослабить вредное воздействие находящихся в воздухе токсичных веществ на организм? Для этого следует придерживаться некоторых правил.  
Прежде всего надо научиться дышать носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек, будто влажная щетка, собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Почаще освобождайте слизистую носа от накопившейся пыли. А перед сном обязательно протрите каждую ноздрю изнутри влажной ваткой.  
Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей, заводов вдохи надо делать неглубокие, поверхностные. Ведь воздух, наполненный вредными и опасными веществами, при глубоком дыхании постепенно загрязняет легочную ткань вредными веществами.  
Как известно, вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Однако в значительно большей степени она загрязняется агропромышленным комплексом, а также хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, в частности, от предприятий перерабатывающей промышленности. Среди загрязнителей наиболее распространены нефть и нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли разных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы, болезнетворные микробы и т.д.  
Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также неумеренная химизация сельского хозяйства не могут не отразиться на качестве продуктов питания.  
Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов, используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание - метагемоглобинемия, сопровождающаяся цианозом - синюшностью кожи, анурией (прекращением выделения мочи), увеличением печени и селезенки.

При приеме высоких доз  нитратов с продуктами или питьевой водой через 4-6 часов появляются тошнота, одышка, посинение кожных покровов и слизистых, а также наблюдается  расстройство желудочно-кишечного  тракта. Сопровождается все это общей  слабостью, головокружением, болями в  затылочной области, сердцебиением. Первая помощь - обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых  слабительных, свежий воздух. В профилактике и лечении отравлений хорошо зарекомендовала  себя аскорбиновая кислота (витамин  С).  
Однако, как считают специалисты, нитратная опасность на порядок менее актуальна, чем опасность отравления пестицидами и тяжелыми металлами (ртуть, свинец, кадмий, мышьяк и др.).  
Пестициды - химические вещества для борьбы с сорняками и возбудителями болезней растений, вредителями древесины, изделий из кожи, шерсти, хлопка, переносчиками особо опасных заболеваний человека и домашних животных.  
Наиболее опасны хлор-, фосфор- и ртутеорганические пестициды. Накапливаясь в организме в течение длительного времени, они проявляют различные вредоносные свойства: канцерогенность (вызывают рак), тератогенность (появление уродства у новорожденного), аллергичность, мутагенность (изменение наследственности).  
Корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на их поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу (яблоки, груши), нужно это сделать, особенно если вы не знаете в каких условиях выращен этот продукт.  
  

                                       4.Общие рекомендации: 
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КАТАСТРОФА  
Меры предосторожности: 
по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии); 
громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму; 
не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу); 
запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон); 
на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас; 
спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием. 
В случае железнодорожной катастрофы: 
 
Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой. 
 
После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров. 
 
Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив ногой (металлическим предметом) стекла, предварительно очистив рамы от осколков. Детей и пострадавших вытаскивайте на руках. Постарайтесь немедленно сообщить по ближайшему телефону или через посыльных о катастрофе на станцию, вызвать “Скорую помощь” и аварийно-спасательные службы. При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение. 
 ВАШ КОРАБЛЬ ТОНЕТ  
Рекомендации: 
1. Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана, наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Возьмите с собой документы, завернув их в полиэтиленовый пакет и положив под нижнее белье. Быстро, но без спешки поднимитесь на палубу и по команде капитана садитесь по одному в шлюпки (на плоты), пропуская вперед детей и женщин. 
2. Если сесть в шлюпку невозможно, возьмите с собой любой плавающий предмет (круг, доску, пустую полиэтиленовую бутылку с закрытой пробкой и т.п.) и, осмотревшись, прыгайте в воду ногами вниз. Оказавшись в воде, отплывайте от борта корабля на 200 - 300 м, чтобы вас не затянуло под воду или под днище корабля; помогайте находящимся рядом людям держаться на воде. Постарайтесь собраться группой для оказания друг другу помощи и организации совместных действий по спасению. 
3. Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им за пояс и на буксире плывите к берегу за шлюпкой. Экономьте свои силы и чаще делайте самомассаж рук и ног для восстановления кровообращения. 
4. Длительное время находясь в шлюпке, не пейте морскую воду. При сильной жажде кладите на голову мокрый платок, обтирайте им тело. Используйте для добывания пищи снасти, имеющиеся в каждой спасательной шлюпке, ловите рыбу, выжимайте из нее сок и пейте его; никогда не теряйте надежды на спасение и боритесь за свою жизнь всеми возможными способами. Выбравшись на берег или будучи подобранным проходящим судном, немедленно сообщите свои данные, название корабля, время и место катастрофы, количество спасшихся вместе с вами людей. 
АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА САМОЛЕТА 
В случае авиакатастрофы: 
1. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа, не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета. 
2. После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего. 
3. Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         5.Промышленные риски 
Человек всегда стремился обустроить свою жизнь, он жаждал иметь все больше бытовых благ, не задумываясь о необходимости поддержания гармонии в природе. Эгоизм и халатность привели к нарушению равновесия в природе и, если мы хотим выжить, надо осмыслить ситуацию, найти средства для приостановки процесса ее гибели. 
Химические производства 
Технологический процесс все больше выходит из-под контроля человека, что создает для него различные опасности. Одной из них является загрязнение среды обитания из-за обширных выбросов во время аварий на химических производствах, что наносит тяжелый ущерб здоровью людей и оборудованию. Частицы ядовитых веществ, попадая в человеческий организм из воздуха, воды и пищи, накапливаются в нем и ведут свою разрушительную работу. 
Все это представляет серьезную опасность для людей, учитывая высокую плотность населения в городах. Противоаварийные меры входят в обязанности руководства предприятия, которое должно следить за соблюдением рабочими и служащими норм безопасной эксплуатации оборудования и создавать соответствующие службы для снижения до минимума риска здоровья людей в случае возникновения опасности. Вместе с тем, каждый человек, будь он на производстве или вне его, ощутивший резкий или непривычный запах либо обнаруживший какие-либо другие характерные признаки аварии, должен немедленно поставить в известность должностных лиц предприятия, местные власти и соответствующие аварийные службы города. 
Как вести себя в случае аварии: 
 1. На открытом воздухе: 
-если вы попали под непосредственное воздействие газа или жидкости, надо прикрыть нос и рот носовым платком, шарфом и т.д., чтобы очистить вдыхаемый воздух; 
-избегайте пребывания на воздухе; если невозможно возвратиться домой, попытайтесь найти какое-либо закрытое или защищенное помещение; снимите верхнюю одежду, которая контактировала с зараженным воздухом и поместите ее до стирки в синтетический мешок; 
-проводите глубокое очищающее дыхание, при появлении хотя бы легких признаков удушья обеспечьте дыхание с помощью кислородной смеси; 
-требуйте экстренного медицинского вмешательства. 
2. Дома: 
-немедленно разденьтесь, примите душ и хорошо промойте части тела,

наиболее подверженные риску (глаза, руки, волосы); 
-не надевайте зараженную одежду без тщательной стирки; если это невозможно, лучше ее выбросить; 
-плотно закройте двери и окна, выключите вентиляционные приборы и кондиционеры; 
-отключите электроэнергию при помощи общего выключателя (газы и пары могут оказаться взрывоопасными); 
-не ищите убежища в погребе или подвале: более тяжелые, чем воздух, токсичные газы скапливаются у поверхности земли; 
-учителям, ответственным за судьбу доверенных им детей, желательно следовать данным мерам предосторожности, не дожидаясь официальных указаний, удерживая детей внутри зданий, в закрытых помещениях и принимая вышеперечисленные меры. 
 3. После отбоя химической тревоги: 
-не употребляйте в пищу фрукты и зелень из огорода или же любые продукты, выставленные для продажи на открытом воздухе; 
-не употребляйте в пищу яйца, а также мясо скота и птицы, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне; 
-не пейте как колодезную воду, так и воду из-под крана, поскольку зараженными могут оказаться и источник, и водопровод; 
-избегайте употребления молока, полученного после объявления тревоги, пользуйтесь консервированным или сухим молоком; 
-употребляйте в пищу консервированные продукты либо приобретенные до начала катастрофы; 
4. Гражданское самосознание должно оградить земледельцев от: 
-скармливания животным зеленого корма и сена, хранящихся под открытым небом; 
-поение скота поверхностными или колодезными водами; 
-продажи на рынке продуктов, загрязненность которых установлена либо предполагается; 
Необходимо быть в курсе сообщений радио, телевидения, печати, чтобы следовать правилам и инструкциям, которые, возможно, будут дополнительно выработаны властями. 
Загрязнение вод. 
В последнее время загрязнение прибрежной природной среды достигло тревожного уровня. Основные причины связаны с ростом городов и все более развивающейся промышленностью, не принимающей, однако, охранных мер (установка очистных сооружений и др.). 
Чтобы бороться с загрязнением в масштабе страны, нужны строгие законы, обязывающие устанавливать очистные сооружения с регулярным контролем за их работой. Давать разрешение на сооружение новых предприятий надо лишь при обеспечении полной безопасности для окружающей среды. Необходимо запретить выпуск моющих средств, не поддающихся биологическому разложению, а также установить строгий контроль за применением агрохимических препаратов в сельском хозяйстве. Надо предоставить земледельцам соответствующую информацию по правильному применению удобрений, гербицидов, инсектицидов, фунгицидов и консервантов, которые часто используются в избыточных количествах и приводят к опасным последствиям. 
Меры предосторожности для отдельного человека ничтожны в сравнении с законодательными задачами, однако представляется возможным: 
-избегать посещения загрязненных пляжей; 
-не купаться в реках даже при отсутствии запрета; 
-после купания принять душ и выстирать с мылом купальный костюм. 
Загрязнение воздуха. 
По мнению ученых, которые годами наблюдают за этим тревожным явлением, человечеству грозит катастрофа более ужасная, чем ядерная война. Население все в большей степени подвержено различным видам аллергии, хроническим отравлениям, бронхитам, сердечно-дыхательной недостаточности и легочным опухолям. 
В городах и промышленных зонах проблема атмосферного загрязнения, без сомнения, наиболее актуальна. Поэтому необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: 
-избегать центра города и не выходить на улицу в часы напряженного уличного движения, а также пытаться избегать пребывания в промышленных зонах, особенно в туманные дни; 
-не возить детей в колясках, которые находятся на уровне выхлопных труб автомобилей, отдавать предпочтение нагрудным сумкам для ношения младенцев; 
-не ходить по туннелям и галереям, т.е. местам, наиболее загрязненными выхлопными газами; 
-выбирать для пеших прогулок зеленые зоны, поскольку таким образом при усиленном дыхании в организм попадает большее количество кислорода; 
-понимать, что дома основными источниками загрязнения являются табачный дым и работа на кухне, угольное и керосиновое отопление, использование газовых плит и изолирующих материалов синтетического происхождения, содержимое баллончиков с дезодорантом, трихлорэтилен и хлор;

-не курить дома, в закрытых помещениях, особенно там, где находятся дети; 
-оповестить соответствующие службы, если вы обнаружили какой-либо источник загрязнения; 
-не вывешивать белье в туманные дни и дни с низкой облачностью, чтобы избежать его загрязнения имеющимся в воздухе смогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

Современный транспорт –  зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими  видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен.

За последнее время (по сравнению с предыдущим годом) количество аварий техногенного характера увеличилось  на 28%. Растёт и количество техники, но количество аварий увеличивается  несравнимо с ростом количества техники. Это стремление по сравнению с  предыдущими годами увеличилось  даже не на 28%, а гораздо больше.

Остается низкой безопасность транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном  видах транспорта. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в  странах ЕС этот показатель составляет 9-10 человек.

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение  надежности технологического процесса.

Уместно отметить, что транспорт  является источником опасности не только для его пассажиров, но и для  населения, проживающего в зонах  транспортных магистралей, поскольку  по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. – 208 с.

2. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004

3. Горай В. Ф. Безопасность и защита населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2001.

4. Транспортная стратегия  Российской Федерации на период  до 2030 года.// Министерство транспорта  Российской Федерации. – М., 2008.

5. Н. Лямов. «Об итогах работы Ространснадзора в 2008 году и задачах на 2009 год» // Доклад исполняющего обязанности руководителя

Федеральной службы по надзору  в сфере транспорта 27 февраля 2009 года

6. Прогноз техногенных  чрезвычайных ситуаций в 2009 году. // Q-протектор, 27.12.2008. [оригинал статьи: http://www.q-protektor.ru/blog/98/]

7. Сибиряков В. Г. , Системный  подход к анализу аварий и  катастроф. http://www.trizland.ru/trizba.php?id=51

8. http://www.spasaisya.ru/CHS/chs2.html

9. http://www.mchs.gov.ru/

10. http://otipb.ucoz.ru/publ/8-3-2


Информация о работе Аварии и катастрофы