Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и катастрофы. Понятия «риск», «опасность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

В общественном сознании прочно укоренилось представление об экологии как о степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Экология же, как наука изучает взаимоотношения в живой природе, и вот как раз они-то и нарушаются человеком все чаще и чаще.

Оглавление

Введение
1. Понятия - «авария», «катастрофа»
2. Промышленные аварии и катастрофы
3. Понятия «риск»
4. Понятия «опасность»

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

Наименование:

реферат Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и  катастрофы. Понятия «риск», «опасность»

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность  по antiplagiat.ru:

Дата публикации:

09.10.2012

Описание (план):

Санкт-Петербургская  государственная  академия сервиса  и экономики

Кафедра «Экология»  
 

«Понятия  – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и  катастрофы. Понятия «риск», «опасность».». 

Работа  выполнена студентом 1 курса                

      специальность 060800 _____ группы

Ромашовым Иваном Ивановичем

Работу  проверил____________________  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Санкт-Петербург

2012 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 

Введение 

1. Понятия - «авария», «катастрофа»

2. Промышленные аварии и катастрофы 

3. Понятия «риск» 

4. Понятия «опасность»  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение      

В общественном сознании прочно укоренилось  представление об экологии как о  степени загрязнения окружающей среды. На самом же деле это далеко не так. Экология - это наука, и она, как и все остальные науки, не может быть плохой или хорошей. Часто мы слышим: "здесь плохая экология" или "там экология нарушена". Экология же, как наука изучает взаимоотношения в живой природе, и вот как раз они-то и нарушаются человеком все чаще и чаще. Решая небольшие проблемы с позиции силы, мы получаем гораздо большие проблемы. Человечество развивается на ограниченном пространстве планеты Земля за счет ее ресурсов. С возрастанием противоречий в вещественных, энергетических и информационных связях общества и природной среды неизбежно возникают экологические проблемы. В настоящее время часть биосферы преобразована людьми с помощью технических средств в техносферу, где многие процессы направлены противоположно естественному ходу. Это приводит к экологическим кризисам, когда под воздействием стихийных природных явлений или в результате действия антропогенных факторов нарушается равновесие в биогеоценозах.      

История развития земной цивилизации связана  со стихийными бедствиями, авариями и  катастрофами. Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб. Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века.     

Замечено, что наиболее быстро возрастает число  катастроф с высоким экономическим  ущербом: за 30 лет их число увеличилось  в 4,1 раза. За это же время число  катастроф с пострадавшими возросло в 3,5, а катастроф с погибшими – в 2,1 раза.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

1. Понятия - «авария», «катастрофа»       

АВАРИЯ  – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка  работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.      

Согласно  «Федерального Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (с изменениями), авария – это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.      

Однако  это определение узкоспециализировано, так как аварии происходят не только на опасных объектах. К тому же данное определение не уточняет последствия данного происшествия и территории, на которых могут произойти аварии. Наиболее полное определение термина «авария» дается в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности»:     

АВАРИЯ – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде.     

КАТАСТРОФА – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.      

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается  в тяжести последствий и наличии  человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых  разрушаются производственные и  жилые здания, повреждаются техника  и оборудование. В ряде случаев  они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных  жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве  сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.     

И аварии и катастрофы относятся к  чрезвычайным ситуациям Классификация  ЧС техногенного характера. Транспортные аварии (катастрофы):     

- аварии товарных поездов, пассажирских  поездов;     

- аварии речных и морских грузовых  судов;     

- аварии (катастрофы) речных  и морских пассажирских судов;      

- авиакатастрофы в аэропортах, населенных  пунктах;     

- авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;     

- аварии (катастрофы) на автодорогах  (крупные автокатастрофы);     

- аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;     

- аварии на магистральных трубопроводах.      

Пожары, взрывы, угрозы взрывов.      

- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях  и технологическом оборудовании промобъектов;      

- пожары на объектах добычи, переработки  и хранения легковоспламеняющихся, горючих и ВВ;     

- пожары на транспорте;     

- пожары в шахтах, подземных и  горных выработках, метрополитенах;     

- пожары в зданиях и сооружениях  жилого, социально-бытового, культурного  назначения;     

- пожары на химически опасных  объектах;     

- пожары на радиационноопасных объектах;     

- обнаружение неразорвавшихся б/пр;      

- утрата ВВ (боеприпасов).     

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) химически      

опасных веществ (АХОВ).     

- аварии с выбросом (угрозой выброса)  АХОВ при их производстве, переработке или хранении;     

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;     

- образование и распространение  АХОВ в процессе химических  реакций, начавшихся в результате аварии;     

- аварии с химическими боеприпасами.      

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных  веществ (РВ).     

- аварии на АС, АЭУ производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;     

- аварии с выбросом (угрозой выброса)  РВ на предприятиях ядерно-топливного  цикла;      

- аварии транспортных средств  и космических аппаратов с  ЯУ или грузом РВ на борту;     

- аварии при промышленных и  испытательных ядерных взрывах  с выбросом (угрозой выброса) РВ;     

- аварии с ядерными б/пр в  местах их хранения или установки;      

- утрата радиоактивных источников.      

Аварии  с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).     

- аварии с выбросом (угрозой выброса)  БОВ на предприятиях и в  НИУ (лабораториях);      

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;     

- утрата БОВ.     

Внезапное обрушение зданий, сооружений.     

- обрушение элементов транспортных  коммуникаций;     

- обрушение производственных  зданий и сооружений;     

- обрушение зданий и сооружений  жилого, социально-бытового и культурного назначения.     

Аварии  на электроэнергетических системах.      

- аварии на автономных ЭС с  долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;     

- аварии на электроэнергетических  системах (сетях) с долговременным  перерывом электроснабжения основных  потребителей или обширных территорий;     

- выход из строя транспортных  электроконтактных сетей.     

Аварии  в коммунальных системах жизнеобеспечения.     

- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;      

- аварии на тепловых сетях (системах  горячего водоснабжения) в холодное время года;     

- аварии в системах снабжения  населения питьевой водой;     

- аварии на коммунальных газопроводах.      

Аварии  на очистных сооружениях (ОС).     

- аварии на ОС сточных вод  промышленных предприятий с массовым  выбросом загрязняющих веществ;     

- аварии на ОС промышленных  газов с массовым выбросом  загрязняющих веществ.     

Гидродинамические аварии.     

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;     

- прорывы плотин с образованием  прорывного паводка;     

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек  и др.) с образованием волн прорыва  и катастрофических затоплений;     

- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;     

- прорывы плотин и т.д., повлекшие  смыв плодородных почв или  отложение наносов на обширных территориях.     

Аварии, чаще всего, проходят в своем развитии 5 характерных фаз:     

- первая – накопление отклонений  от нормального процесса;     

- вторая – инициирование аварии;      

- третья – развитие аварии, во  время которой оказывается воздействие  на людей, природную среду и  ОЭ;     

- четвертая – проведение АСДНР,  локализация аварии;     

- пятая – восстановление жизнедеятельности  после ликвидации последствий аварии.     

Считается, что человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% - при авиакатастрофах и 80% - при катастрофах на море.     

Наиболее  вероятными являются аварии на больших  технологических системах, что обусловлено  увеличением их числа, сложности, ростом мощности агрегатов и территориальной концентрации аварийно-опасных объектов.     

Каждая  вторая авария происходила на сетях  и объектах теплоснабжения, каждая пятая авария случалась на сетях водоснабжения и канализации. С 1994 г. обострилась обстановка по умышленному созданию ЧС (технологический терроризм) на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров.     

Ежегодно  в России по данным РАН в различного вида авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.     

Причинами роста числа техногенных аварий, в первую очередь, являются, изношенность значительной части основных фондов и падение технологической и производственной дисциплины.     

Анализ  действительных причин аварийных ситуаций на промобъектах свидетельствует о том, что вероятность их возникновения зависит от:     

- устойчивости функционирования, ремонтопригодности  и долговечности технических систем и оборудования объектов;     

- зависимости процесса в технологической  цепи системы от влияния возможных стихийных явлений, некомпетентности персонала;      

- совпадения различных стадий  технологического процесса и  рассматриваемой и смежных системах;;     

- множества случайных сочетаний  различных внешних факторов.     

Характер  последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария, как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются здания, повреждается техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Особую опасность представляют взрывы на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.      

Возникающие при авариях  и катастрофах пожары могут вызвать  взрывы, которые в свою очередь  могут быть вторичной причиной пожара. Знание причин возможных производственных аварий на том или ином предприятии  и всесторонняя оценка опасности, которую  может представлять предприятие  в случае аварии для рабочих и  служащих и проживающего вблизи населения, позволяют:     

- правильно определить мероприятия  по предупреждению аварий;     

- предусмотреть необходимые меры  по защите людей и снижению  ущерба в случае возникновения  аварии.     

Большое значение имеют своевременность  и полнота проведенных оргмероприятий по предупреждению аварий и катастроф. К таким мероприятиям относятся:     

- организация устойчивости системы  управления в любых возможных  условиях обстановки;      

- на каждом объекте должен быть разработан план ликвидации возможных аварий, организована подготовка рабочих и служащих к работе в аварийных условиях, предусмотрен резерв сил и средств для ликвидации последствий аварии.     

Разработка  этих мероприятий позволяет заблаговременно  подготовить необходимые силы и средства, обеспечивающие успешную ликвидацию аварий в кратчайшие сроки.     

Информация о работе Понятия – «авария», «катастрофа». Промышленные аварии и катастрофы. Понятия «риск», «опасность»