Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Введение
1.Рынок лизинговых услуг история возникновения и порядок функционирования
1.1.Сущность лизинга, история развития
1.2.Правовые нормы лизинговых отношений
1.3.Особенности лизинговых услуг как объекта и субъекта коммерческой деятельности
2.Рынок лизинга в России
2.1.Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ
2.2.Перспективы развития рынка лизинга
3. Практическая часть
Заключение
Список использованных источников и литературы
Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления.
Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?
Первая и наиболее существенная помеха - это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн. рублей и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту- 204/214 и Ил-96. Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций. Учебное пособие. Ось- 89. -М., 2000. -С.33,34. А 16 апреля 2002 года на совещании председателя правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает. Куликов А.Г. Почём фунт лизинга в России//Деньги и кредит.2002.№4.С.22-28.
Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы.
Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, являются:
- высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, - запредельные процентные ставки за кредит
- недальновидная, ничем не
обоснованная и разрушительная
система налогообложения
- равнодушие, неисполнительность
и безответственность
- отсутствие чёткой и
обоснованной государственной
Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге. К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.
Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается прежде всего двумя основными факторами:
1.Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной активностью.
2.Низкой инвестиционной активностью
Негативное влияние на
развитие лизинга в России оказывает
чрезмерное расхваливание преимуществ
лизинга по сравнению с другими
инструментами мобилизации
Например, вызывает замечание
такое утверждение В.А. Горемыкина,
что «преимущество - увеличение производственного
потенциала. Факторы, обуславливающие
преимущество, - одинаковый стартовый
капитал позволяет при лизинге
задействовать значительно
Если машина стоит 5 млн. руб., то на ссуду в 5 млн. руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.
Вряд ли можно согласиться и ещё с одним «преимуществом» лизинга, выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по ссудам». Надо полагать, что автор подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению противоречат два обстоятельства:
1. Лизингополучатель
2. Лизинговая сделка - равноправное
соглашение двух сторон, каждая
из которых стремится извлечь
свою выгоду. Почему мы должны
рассчитывать на такое
Большинство авторов отмечают,
что в России лизинг для производителя
выгоднее обычного банковского кредитования.
Чтобы форсировать развитие лизинга
(как одной из важнейших составляющих
инвестиционного процесса), необходимо
действительно сделать его
Меры государственной поддержки
В целях создания благоприятных
условий для развития лизинга
как эффективного механизма преодоления
промышленного спада и
Все мероприятия и меры
по государственной поддержке
Для поддержки частного капитала
государство принимает долевое
участие в создании инфраструктуры
лизинговой деятельности в отдельных
целевых инвестиционно-
Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки.
Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.
Государство содействует
созданию новых кампаний, специализирующихся
на лизинге: дорожно-строительного
и строительно-монтажного оборудования,
оборудования для производства цемента,
материалов и изделий на его основе,
технических средств и
В качестве вывода можно сказать,
что в Федеральном законе «О финансовой
аренде (лизинге)» имеется целая
глава «Государственная поддержка
лизинговой деятельности». В ней
насчитывается 12 мер государственной
поддержки лизинговой деятельности.
Однако большинство из них носят
не обязательный, а рекомендательный
характер. Кроме того, большинство
этих мер носят формальный характер.
Так, в качестве первой меры государственной
поддержки лизинговых организаций
названа «разработка и
2.2. Перспективы развития рынка лизинга
Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно сегодняшним
правилам, применяются неизменные процентные
ставки за кредит на весь срок действия
лизингового договора. Но цена кредита
не остаётся неизменной. Сохранение прежнего
порядка установления платы за кредит
может ущемлять интересы сторон лизинговой
сделки (кредитора или
Но самое главное заключается
в том, чтобы осознать народно-хозяйственное
значение лизинга как мощного
инструмента мобилизации
Необходимо многообещающие
намерения подкрепить надёжными
инструментами достижения намеченных
целей и, прежде всего разработкой
программы инвестиционного
Полное восстановление инвестиционной
функции амортизационных
Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и освоение новых технологий
Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы
Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга