Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Введение
1.Рынок лизинговых услуг история возникновения и порядок функционирования
1.1.Сущность лизинга, история развития
1.2.Правовые нормы лизинговых отношений
1.3.Особенности лизинговых услуг как объекта и субъекта коммерческой деятельности
2.Рынок лизинга в России
2.1.Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ
2.2.Перспективы развития рынка лизинга
3. Практическая часть
Заключение
Список использованных источников и литературы
В основу деления лизинга на типы и виды положен только один-единственный критерий - срок заключения договора. Все остальные критерии деления, как то: форма организации сделки (прямой, косвенный, возвратный), объём обслуживания, условия амортизации, тип лизинговых платежей, - в Законе даже не упоминаются.
Особого внимания заслуживает вопрос налогообложения лизинговых операций. Как известно, лизингуемое оборудование подвергается двойному налогообложению: первый раз - налогом на добавленную стоимость при покупке оборудования лизингодателем (назовём его НДС-1) и возмещается лизингополучателем в составе амортизационных отчислений, и второй раз - налогом с оборота (или НДС-2), начисляемом на всю сумму «выручки» лизингодателя, включающую не только комиссионное вознаграждение и плату за дополнительные услуги, но и амортизационные отчисления, проценты за кредит, страховые взносы и другие затраты, включаемые в лизинговые платежи, которые добавленной стоимостью не являются.
Принятый после долгих мук Федеральный закон «О Лизинге» не только не отменил этот налоговый произвол, но и придал ему статус закона. А число слагаемых лизингового платежа, предусмотренных статьёй 29 закона, увеличилось с пяти до восьми (согласно «Методическим рекомендациям по расчёту лизинговых платежей»).
Всё сказанное свидетельствует
о том, что установленная сегодня
система налогообложения
Для исправления недостатков Федерального закона «О лизинге» 29 января 2002 года был принят новый закон, название которого изменилось на «О финансовой аренде (лизинге)». Авторы такой новации руководствовались стремлением привести терминологию указанного закона в соответствие с параграфом 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, который называется «Финансовая аренда (лизинг)». Автору представляется, что такая новация не вполне обоснованна.
Во-первых, термин «финансовая аренда» для лизинга не годится по существу, то есть по содержанию. Термин «финансовая аренда» должен, видимо, обозначать аренду финансов, но это не выдерживает критики. С определённой степенью условности его можно отнести к аренде денег. Но даже это мы называем кредитом, а не финансовой арендой. В лизинге же арендуется оборудование. Конечно, его можно рассматривать и как долгосрочный кредит в товарной форме. Аренда предполагает двух субъектов отношений, классический лизинг - трёх: изготовитель (поставщик) оборудования, покупатель - лизингодатель и пользователь - лизингополучатель.
Далее, лизинг отличается от
аренды и по объекту отношений. Арендовать
можно практически любое
Подменой рассматриваемых
понятий выхолащивается инвестиционный
смысл лизинга. Лизинг - это вид
инвестиционной деятельности, это расширение
не только функционирующего, но и авансированного
капитала страны. Традиционная аренда
таковой не является. Она представляет
собой передачу прав пользования
уже имеющимся потенциалом, но не
расширение и не развитие его. Поэтому
отождествление лизинга и аренды
чревато отказом в
При аренде пользователь имеет отношения только с собственником- арендодателем. В лизинге пользователь связан с собственником- лизингополучателем только финансовыми обязательствами. Все вопросы, касающиеся поставки оборудования, а, как правило, и его эксплуатации, он решает непосредственно с поставщиком-изготовителем.
Наиболее яркое различие договоров аренды и лизинга проявляется в решении вопросов ответственности и перехода риска. В договоре аренды арендодатель несёт ответственность перед арендатором за несвоевременное предоставление имущества во владение арендатора, за обнаруженные дефекты и т.д. В договоре же лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся к предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно несёт изготовитель оборудования. Перед пользователем отвечает не собственник оборудования, а изготовитель, который вообще не является стороной договора лизинга.
Всё сказанное свидетельствует о том, что содержание лизинга не тождественно содержанию аренды, оно значительно выходит за пределы обычной аренды.
Во-вторых, замена «лизинга»
на «финансовую аренду (лизинг)»
и сдача позиций в
Что же касается судьбы налога
на добавленную стоимость в
Как и было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации №633 от 29 июня 1995г., отменить этот налог. Но видимо, такой «подарок» вряд ли будет преподнесён российскому производителю сегодня. Не случайно же это постановление объявлено утратившим силу после принятия Федерального закона «О лизинге».
Оставить НДС-2, но точно определить облагаемую базу. Необходимо точно установить: что такое добавленная стоимость в лизинге. Добавленную стоимость нельзя смешивать с выручкой. В законе Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» последний определяется как форма «изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства»
Ясно, что это положение относится, прежде всего, к производственным предприятиям. Лизинговые компании к числу таковых не относятся. Это - посреднические организации, занимающиеся оказанием определённых услуг лизингополучателям.
Приходится ещё и ещё раз повторять, что стоимость самого оборудования, компенсируемая в лизинговых платежах амортизационными отчислениями, никакого отношению к добавленной стоимости не имеет и налогом на добавленную стоимость облагаться не должна. Не являются добавленной стоимостью и проценты за кредит и страховые взносы и тем более различные налоги (на имущество, на пользователей автомобильных дорог). Следовательно, если мы хотим действительно содействовать развитию лизинга в России, нам следует разобрать методику начисления и расчётов по налогу на добавленную стоимость. Этот вопрос не может быть предметом самодеятельности каждой лизинговой компании со своим клиентом и своей налоговой инспекцией. Существуют и другие различия между Федеральным законом «О лизинге» и новым Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», которые отражены в таблице 2.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что интересы развития экономики страны, преодоления инвестиционного кризиса требуют основательного подхода к совершенствованию нормативно-правовой и налоговой базы лизинговых операций.
1.3. Особенности
лизинговых услуг как объекта
и субъекта коммерческой
Объектом лизинга могут
быть любые не потребляемые вещи, используемые
для предпринимательской
В зависимости от объекта
лизинга следует различать
Земельные участки и другие природные объекты у нас в стране могут быть предметом договора аренды Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России, но не могут быть переданы в финансовую аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с предпринимательской целью земли и других природных объектов регулируются в первую очередь земельным кодексом. Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:
- транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)
- оборудование связи (
- сельскохозяйственное
- строительное (краны, бетономешалки и т. п.)
- и многое другое.
Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом:
63
Таким образом, субъектами лизинга являются:
- лизингодатель - физическое
или юридическое лицо, которое
за счет привлеченных и (или)
собственных денежных средств
приобретает в ходе реализации
договора лизинга в
- лизингополучатель - физическое
или юридическое лицо, которое
в соответствии с договором
лизинга обязано принять
- продавец - физическое или
юридическое лицо, которое в соответствии
с договором купли - продажи
с лизингодателем продает
В качестве лизингодателя могут выступать:
- банки и другие кредитные учреждения. В уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность. М.Х.Лапидуса. -М.: Финансы и статистика, 2007.
- лизинговые компании - финансовые
компании, специализирующиеся только
на финансировании сделки (оплате
имущества), или универсальные,
- любая фирма, в учредительных
документах которой
Лизингополучателем может
быть юридическое лицо, осуществляющее
предпринимательскую
Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.
Субъектами лизинга могут
быть также предприятия с
Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий).
Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования. На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как: страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизенгодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.
Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;
б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
в) подготовку проектов законодательных актов;
г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.
Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации.
2. Рынок лизинга в России
1.2. Рынок
лизинговых услуг на
Сегодня лизинг во всём мире
является мощнейшим инвестиционным
инструментом, с помощью которого
финансируется до 30-35% инвестиций в
оборудование. Лизинг мог бы сыграть
существенную роль в преодолении
инвестиционного кризиса и