Планирование в издательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предоставить сведения и выработать рекомендации, связанной с вопросами планирования в издательском деле.
Для достижения данной цели необходимо решить комплекс задач:
раскрыть понятие планирование
показать специфику планирования в издательском деле
рассмотреть основные виды планирования
рассмотреть вопросы, связанные с подготовкой бизнес-плана

Оглавление

Введение..................................................................................................3
Планирование (объект, функции, цели, задачи)........................6
Виды планирования....................................................................10
Стратегическое планирование.........................................11
Тематическое планирование............................................16
Оперативное планирование.............................................18
Бизнес-планирование.................................................................24
Заключение............................................................................................30
Библиографический список.................................................................32

Файлы: 1 файл

курсовая_планирование в ИД.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Внешняя среда фирмы состоит из рабочей среды и общей среды. Рабочая среда включает участников рынка, контакты (бизнес-связи), с которыми обеспечивают движение ресурсов-затрат и ресурсов-результатов.

    Общая среда состоит из элементов, оказывающих косвенное влияние на фирму (политические, экономические, социальные, технологические факторы).

    Внутренняя  среда включает производство (тип, производительность и возраст оборудования, источники поставок и др.), коммерцию, финансы (доход, прибыль, источники финансирования, показатели баланса), маркетинг (доля рынка, факторы конкурентоспособности, качество маркетинговых исследований, эффективность рекламы, потребители и поставщики, ассортимент), менеджмент персонала, организационную структуру. Описание внутренней среды выявляет сильные и слабые стороны фирмы, ее внутренние возможности.

      На основе анализа среды формируется  философия фирмы, это еще не сама цель, а чувство цели. «Примерами философии фирм в книжном деле, сформулированной в кратком девизе, может служить, например, философия Торгового дома «Библио-Глобус»: ее основные тезисы «Мы занимаемся просветительством», «Все книги России должны быть представлены в ТД «Библио-Глобус». Философия издательства «ОЛМА-Пресс»: «Мы издаем книги для семейного чтения» [5, с.154].

    Философия компании является наиболее постоянным фактором стратегии, конкретизирующимся в миссии на определенный срок.

    Содержание  миссии включает:

    • описание основной деятельности, товаров, услуг;
    • характеристику рынка — основные потребители;
    • экономические цели фирмы (выживание, рост, доходность, доля рынка, производительность труда и т.д.);
    • технологическое и информационное обеспечение;
    • принципы — базовые взгляды и ценности, система мотиваций;
    • внутреннюю концепцию: источники силы и слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
    • имидж фирмы.

    На  основе стратегического анализа  формулируется стратегия фирмы — средство реализации миссии и целей на определенный период.

    В маркетинге под стратегией (от греч Strategia – ведение войска) понимают «комплекс базовых решений, принципов, способностей руководства, направленных на достижение генеральной цели» [1, с. 383].

          Важнейшая составляющая стратегии фирмы — маркетинговая  стратегия. Таким образом, экономическая цель определяет маркетинговую стратегию. Приведем примеры стратегии для книготорговых фирм:

    • Цель: увеличить рентабельность. Стратегия: повысить розничную наценку, снизить затраты.
    • Цель: повысить товарооборот. Стратегия: расширить ассортимент, особое внимание уделять бестселлерам, рекламе, привлечь новые каналы распространения, повысить эффективность использования оборудования.
    • Цель: пробиться на новый сегмент рынка. Стратегия: максимально изучить рынок, понизить цены для этого сегмента рынка, использовать свои конкурентные преимущества и недостатки конкурентов, ввести новые формы обслуживания.

    Маркетинговая стратегия определяет ценовую политику и действия в области рекламы. Другие составные части стратегии: финансы, организация, кадры, технология, информация и т.д. Стратегия фирмы фиксируется в отдельных фирменных документах и отражается в инновационном планировании. 

    Тематическое планирование 

    Тематическое  планирование считают основой плановой работы издательства и разделяют  на долгосрочное (до 5 лет), среднесрочное (от 1 до 3 лет) и краткосрочное (до года). «В советскую эпоху сроки перспективного (долгосрочного) тематического планирования на некоторых издательских предприятиях достигали 15 и даже 20 лет, что объяснялось устойчивым положением большинства издательств, «тяжестью» редакционных портфелей и стабильностью отрасли в целом. Либерализация экономических отношений в нашей стране поставила издателей перед лицом финансовых рисков, заставила их проводить достаточно осторожную хозяйственную политику, и отказаться от долгосрочного планирования своей деятельности» [4, с. 70].

    Тематическим  планированием называется «деятельность книгоиздательских предприятий по координации выпуска литературы, направленная на более полное удовлетворение общественных потребностей в книгах и брошюрах» [4, с. 72]. Тематическое планирование помимо управляющей функции решает ряд задач издательского маркетинга, давая возможность заинтересованным читателям получить презентативную информацию о новинках книжного рынка.

    Тематический  план состоит из перечня названий литературных и других печатных произведений, которые должны быть выпушены за определенный период. Тематические планы могут быть простыми и аннотированными — последние содержат краткую аннотацию издания, включенного в тематический план. По характеру содержащихся в них сведений тематические планы напоминают рекламно-информационные материалы, размещаемые в специальной периодике и сети Интернет. Однако содержание тематических планов существенно шире, поскольку они служат задачам эффективной организации работы издательского предприятия. Тематические планы обращены ко всему репертуару издательства, в то время как рекламно-информационные материалы — к отдельным издательским проектам.

    Перспективный тематический план включает «работы, уже  заказанные авторам, темы произведений, к написанию которых издательство будет привлекать авторов, переиздания многотомных собраний сочинений, избранных сочинений художественной литературы, научные труды, справочные издания, учебники, произведения художественной литературы, а также другие издания, требующие для своего создания, редактирования или полиграфического исполнения длительного времени. В перспективном тематическом плане выпуска литературы указывают фамилию автора (составителя, переводчика), название темы или произведения, язык издания, ориентировочный объем произведения в авторских листах, тираж издания, число печатных листов-оттисков, состояние работы на момент разработки плана и год издания.

    Тематическим  планированием в современном  издательстве заняты книжные редакции и плановый отдел. Всесторонне оценить содержание произведения в издательстве, его новизну и актуальность, разумеется, может только редактор. Квалифицированный ведущий редактор способен также предварительно рассчитать себестоимость издания, определить приблизительный размер авторского гонорара и т.д. Причем точность этой калькуляции должна быть такова, чтобы позволить на ее основе принять безошибочное решение об издании произведения или отклонении авторского предложения.

    Дальнейшие  расчеты проводит плановый отдел, который  уточняет показатели предварительной калькуляции, а также распределяет величину постоянных издательских расходов на себестоимость всех изданий, включенных в тематический план. Отличительной особенностью краткосрочного тематического планирования является тесное взаимодействие книжных редакций и планового отдела с дирекцией и бухгалтерией издательства, занятыми оформлением издательских договоров. Лишь после подписания договора можно с достаточной степенью уверенности прогнозировать величину издательской себестоимости проекта.

    Определяя объем каждой тематической группы в  процентном соотношении к общему объему выпуска и тираж отдельного издания, плановые работники вынуждены обращаться к опыту выпуска изданий того же вида литературы, данным маркетинговых исследований. Фактически речь идет еще об одном аспекте тематического планирования — выявлении и группировке убыточных, малобюджетных и высокоприбыльных изданий, соотношение которых в плане выпуска должно быть таким, чтобы обеспечить прибыль по основной деятельности предприятия. 

    Оперативное планирование 

    Оперативное планирование – «это разработка комплекса взаимоувязанных годовых планов. В свою очередь они должны быть тесно связаны с общей стратегией развития фирмы, обеспечиваются проведением маркетинговых исследований, повышением и укреплением конкурентоспособности фирмы, организацией производства и реализации» [5, с. 156]. Система оперативного планирования конкретизирует стратегический план, устанавливая конкретные сроки и показатели, которые должны быть достигнуты за планируемый год, рассчитывает потребные для этого материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

    Для издательства основным оперативным  планом является тематический план выпуска изданий. «Годовой тематический план выпуска увязывается с планом закупок необходимых полиграфических ресурсов, потребностью в полиграфических услугах и планом реализации. В свою очередь план реализации увязывается с совокупностью договоров поставки с книготорговыми фирмами» [12, с.331] . Товарное покрытие плана реализации образуется из запаса готовой продукции на складе на начало периода и поступлений на склад в течение периода. Запас готовой продукции представляет собой «замороженные» оборотные денежные средства и поэтому должен нормироваться. Снижение уровня запасов ниже нормы ставит под угрозу срыва выполнение всех планов издательства. План выпуска должен обеспечить товарное покрытие плана реализации и создать запас на будущий период.

    Таблица 1

Тематический  план научных изданий  Омского государственного университета на  2009 г. 
 

    Примечания:

    * Издание монографий, связанных с  защитой докторских диссертаций,  принимается по решению НТС. Символом  # выделены учебные пособия по иностранным языкам, финансирование которых частично планируется из средств указанного факультета. Вид переплета: тв – твердый переплет; ч/б – мягкая обложка с оформлением в 1 краску (черную); цв – полноцветная мягкая обложка 100% заливки; 50% цв – мягкая обложка с полноцветным изображением  только на лицевой стороне книг (50% заливки). 

Наименование  издания Объем (а.л.) Тираж Срок сдачи  рукописи Вид переплета Предвар. расчет (тыс. руб.) Источники финансирования (в %)
  НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ           Централизованные средства Средства подразделений
  Исторический  факультет              
1 Волошина В,Ю. Культурно-просветительская деятельность научной общественности русского зарубежья в 1920-1930-е гг.: монография (докторская диссертация] 20,0 150* 30.09 Тв 50,0 100%  
2 Корзун В.П. Профессорская  семья как звено интеллектуальной сети (Александр Сергеевич и Иван Александрович Лаппо-Данилевские): монография (серия Труды ученых Омского университета) 15,0 300 01.11 Тв 66,0 100%  
3 Мухина Г.А. Французские  просветители и ранние романтики: взгляд на историю: монография 20,0 200 30.10. Тв 46,0 30% 70% другие источники
4 Очерки историографии  и теории историко-культурных исследований западно-сибирского города: монография /под ред. Томило в а Н.А., Алисова Д.А. 12,0 300 30.09 Тв 51,0 30% 70% другие источники
5 Ремнев А.В. Сибирь в имперской географии власти XIX — начала XX вв.: монография (серия Труды ученых Омского университета! 40,0 300 01.03 Тв 123,0 100%  

 

Таблица 1 (продолжение) 

6 Социальные  институты: ретроспекция и реальность: сборник научных статей 8,0 200 30.10 50% цв 22,0 30% 70%
7 Суворова Н.Г. Власть и крестьянское общество Западной Сибири конца XVIII-XIX вв.: монография (докторская диссертация] 20,0 150* 30.09 Тв 50,0 100%  
8 Татаурова Л.В. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья XVII-XIX вв. (по материалам комплекса ИЗЮК-1): монография 20,0 500 30.09 Тв 94,0 30% 70% Президиум СО РАН (при заключении договора]
9 Тихонов С.С. Современные  методы археологических исследований: монография (докторская диссертация) 12,0 150* 30.05 50% цв 28,0 100%  
10 Толочко А.П. Омск в истории русско-казахских экономических, культурных и общественных связей (конец XIX — начало XX вв.) 12,0 250 01.03 Тв 46,0 30% 70%
  Филологический  факультет              
11 Кузьмина Н.А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены культуры и языка в интертекстуальной интерпретации: монография (серия Труды ученых Омского университета) 15,0 300 30.01 Тв. 525 100%  
12 Современная речевая  коммуникация: стратегии и жанры: сборник научных трудов / под ред. Иссерс О.С. 10 150 30.03 50% цв 25,0 30% 70%
  Экономический факультет              
13 Бородина О.Н., Стукен Т.Ю. Экономическая эффективность обучения персонала в организации: монография 10,0 100 01.06 50% цв 23,0 30% 70%
14 Карпов А.А. Интегральные и конкурентные процессы в российской экономике: монография 12,0 500 30.06 Тв 66,0 30% 70%
15 Киселева A.M. Местные  сообщества как социально-экономическая основа гражданского общества: монография 12,0 500 15.10 50% цв 42,0 30% 70%
16 Миллер М.А. Экономические  и демографические аспекты физической активности населения: монография 12,0 500 01.03 Тв 66,0 30% 70%
17 Попович A.M. Реорганизация, реструктуризация и трансформация компаний: монография 13,0 100 15.09 Тв 33,0 30% 70%
18 Руденко И.В. Государственное  регулирование социально-трудовых процессов: монография 12,0 150 01.03 Тв 37,0 30% 70%
19 Руденко И.В. Концепции антикризисного управления: монография 12,0 150 30.03 Тв 37,0 30% 70%
20 Синявец ТД. Контроллинг  персонала: теория и механизмы: монография 16,0 500 30.01 Тв 80,0 30% 70%
21 Стукен Т.Ю. Внутрифирменная  политика оплаты труда: монография 12,0 150 01.06 50% цв 28,0 30% 70%
  Факультет международного бизнеса              
22 Авдеева О.А. Сравнительный  анализ механизма функционирования рынка СМИ зарубежных стран и России: монография 6,0 100 30.03 50% цв 165 30% 70%
23 Верховен О.А. Типы инноваций и их роль в экономическом росте России: монография 14,0 120 30.10 Тв 39,0 30% 70%
  Юридический факультет              
24 Рыбаков В.А. Рецепция права: общетеоретические вопросы: монография (докторская 11,0 150* 30.01 50% цв 29,0 100%  
25 Степашин 5.М. Специальные  правила назначения наказания: монография 20,0 200 01.04 Тв. 613 30% 70%
  Факультет иностранных  языков              

Информация о работе Планирование в издательской деятельности