Планирование в издательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: предоставить сведения и выработать рекомендации, связанной с вопросами планирования в издательском деле.
Для достижения данной цели необходимо решить комплекс задач:
раскрыть понятие планирование
показать специфику планирования в издательском деле
рассмотреть основные виды планирования
рассмотреть вопросы, связанные с подготовкой бизнес-плана

Оглавление

Введение..................................................................................................3
Планирование (объект, функции, цели, задачи)........................6
Виды планирования....................................................................10
Стратегическое планирование.........................................11
Тематическое планирование............................................16
Оперативное планирование.............................................18
Бизнес-планирование.................................................................24
Заключение............................................................................................30
Библиографический список.................................................................32

Файлы: 1 файл

курсовая_планирование в ИД.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Достаточно  широк круг функций планирования. Взяв за основу осмысление данного вопроса такими учеными-теоретиками как В.А. Горемыкин, Б.С. Есенькин, Н.Д. Эриашвили и О.А. Эриванский, мы выделили следующие основные функции планирования:

    • безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
    • воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
    • документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы;
    • инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
    • контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
    • координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
    • оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
    • прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
    • упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

    «Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

    • пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
    • точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;
    • наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана» [11, с.47].

    Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.

    Планы при этом группируются:

    По срокам исполнения:

    • оперативно-календарные;
    • текущие;
    • среднесрочные;
    • долгосрочные;
    • стратегические.

    По функциям назначения:

    • производственные (изготовление продукции);
    • коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);
    • инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;
    • планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

    По уровням управления предприятием:

    • общефирменные;
    • цеховые;
    • планы работ функциональных отделов и лабораторий;

    По видам изделий и работ, в том числе по продукции:

    • освоенной производством;
    • находящейся в процессе освоения;
    • проектируемой с учетом освоения в будущем

    Таким образом, планирование выполняет важные организационные и управленческие функции в издательстве. Из приведенных данных можно сделать вывод о видовом разнообразии планов, а так же о широте оснований для деления планов.  
 
 

    Виды и типы планирования 

    На  сегодняшний день предложено немало классификаций видов планирования по разным основаниям. Так, например Б.С, Есенькин различает следующие виды в зависимости от целевой установки, заложенной при разработке плана:

    Реактивное  планирование: стремится избежать инноваций, идеал фирмы ориентирован на прошлые достижения и традиции. Практикуется при планировании от низовых подразделений к сведению и корректировке общего плана руководителем. Обычно такое планирование ведет к завышению затрат подразделениями и снижению ими планов производства. Наибольший недостаток такого планирования состоит в его неспособности адекватно реагировать на изменение внешней среды.

    Инактивное  планирование: состоит в стремлении сберечь достигнутое, удержаться на уровне. Характерно для рутинного нерискового бизнеса, стремящегося к стабильности.

    Преактивное планирование: ориентировано на будущие изменения. При этом превалирует тенденция форсировать изменения, использовать приоритет «первой волны». Как правило, ставится задача не увеличить прибыль, а выжить и развиваться. Ориентация на выбор оптимального экономического варианта плана из нескольких предлагаемых вариантов. План разрабатывается сверху вниз. Достоинство — адекватная оценка внешней среды, недостаток — наиболее рискованный вид планирования.

    Интерактивное планирование: основано на стремлении максимальной активизации творческого потенциала сотрудников, цель — созидание и контроль. Особенно часто применяется при становлении фирмы. В принципе является идеалом планирования, так как ни одна фирма не может полностью контролировать будущее, но приближение к нему может быть сформулировано как задача плана — эффективно адаптироваться к меняющимся условиям.

    Однако наиболее распространенной является следующая классификация (ее придерживаются Г.Н. Степанова, Н.Д. Эриашвили, О.А. Эриванский), основа которой – периодичность (временная продолжительность) плана.

    Выделяют  три основных типа планирования:

    • стратегическое планирование (высший уровень);
    • тематическое планирование (средний уровень);
    • оперативное планирование (низший уровень)

    Выделяют  следующие виды планирования по срокам исполнения (мы предлагаем более обобщенные названия видов, так как у каждого автора своя номинация для каждого вида):

    • краткосрочное планирование
    • среднесрочное планирование
    • долгосрочное планирование

      «При длительности планируемого периода (горизонта планирования) свыше трех лет планирование считается долгосрочным. Долгосрочный план конкретизируется в среднесрочном плане (три года), на основе которого ежегодно составляется годовой краткосрочный план» [5, с. 151]. 

    Стратегическое  планирование 

    Под стратегическим планированием понимается «процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей предприятия на основе поддержания стратегического соответствия между ними, его потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга» 9, с.73]. «Оно является обобщением долгосрочного, среднесрочного, годового и оперативного планирования» [13, с.181].

    Стратегическое  планирование вошло в практику в 70-е и 80-е годы XX века, пришло на смену долгосрочному планированию.

    При стратегическом планировании, по мнению Ю.А. Эриванского, необходимо учитывать ряд особенностей предприятия, функционирующего в условиях рыночных отношений.

    Предприятие – «это сложная социально-экономическая  система, которая создается для достижения определенных целей и характеризуется:

    • наличием определенных ресурсов и их преобразованием в материальные блага (продукцию);
    • соизмерением затрат на производство и реализацию продукции (оказания услуг) с результатами деятельности;
    • сложностью и динамичностью внутренней среды;
    • обязательностью развития и изменением критериев развития» [13, с. 180].

    Предприятие является открытой системой, на которую  воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность деятельности предприятия будет в значительной мере определяться ее активными действиями и возможностями.

    Смысл и особенности стратегического планирования состоят в том, что оно:

    • поддерживает целенаправленный и устремленный в будущее образ мышления и поступков;
    • координирует решения и действия в области маркетинга;
    • сдерживает стремление к максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач;
    • ориентирует в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чем на реагирование на уже происходящие изменения;
    • позволяет руководству предприятия установить обоснованные приоритеты распределения всегда относительно более или менее ограниченных ресурсов, наметить конкретные цели и мобилизовать все свои ресурсы для их достижения;
    • служит для информирования сотрудников о целях и необходимых ресурсах и является предпосылкой конструктивной критики;
    • мотивирует сотрудников, если от достижения целей предприятия зависит достижение их личных целей (карьера, зарплата, престиж);
    • создает предпосылки для оценки и контроля результатов.

    Стратегическое  планирование неоднородно по своей  структуре, оно включает несколько этапов. Сопоставив точки зрения разных ученых, таких как  Б.С. Есенькин, Е.И. Комаров и  Ю.А. Эриванский, мы выявили основные этапы стратегического планирования:

    • Прогнозирование развития внутренней и внешней среды фирмы – сюда входит анализ определенного круга факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. На этом этапе дается и оценка риска. Прогноз помогает вырабатывать обоснованный подход ко всем планам;
    • Выяснение и выбор вариантов развития (стратегии). В практике управления весьма редки ситуации, требующие одного-единственного подхода. Поэтому необходимо произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности и с позиций требуемых ресурсов, а в конечном счете  –  выбрать наиболее подходящий вариант;
    • Определение основных ориентиров фирмы (миссия, цели). При этом на всех уровнях управления "работает" общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где это необходимо, где они облегчают процесс принятия решений);
    • Разработка программы действий и составление графика работ. Программа представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление программы начинается с анализа тех или иных задач, причем следует избегать чрезмерных деталей; подробности отрабатываются позднее;
    • Формирование бюджета (бюджетирование). Это этап чрезвычайной важности, он включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов, в первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля выполнения плана и качества менеджмента (управления);
    • Формирование стратегического плана   Маркетинговая стратегия определяет ценовую политику и действия в области рекламы. Другие составные части стратегии: финансы, организация, кадры, технология, информация и т.д. Стратегия фирмы фиксируется в отдельных фирменных документах и отражается в инновационном планировании.

    Рассмотрим  основные характеристики стратегического  планирования в книжном деле.

    Стратегическое  планирование – «составной элемент  стратегического управления. Оно характеризует особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, концепций, приоритетов), способный сделать их действенными» [13, с. 182].

    «Стратегическое планирование ставит перед фирмой долгосрочные цели, не только учитывая ее текущую деятельность, но опирается также на результаты анализа и прогноза развития внутренней и внешней среды» [5, с. 153].

Информация о работе Планирование в издательской деятельности