Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:26, курс лекций

Краткое описание

ЛЕКЦИЯ № 1 «ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК»
ЛЕКЦИЯ № 2 «ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ»
ЛЕКЦИЯ № 3 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
ЛЕКЦИЯ № 5 «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Файлы: 1 файл

Lekcionnyj material.doc

— 878.00 Кб (Скачать)

Различия в удельном весе сельскохозяйственных грузов обусловливают большие колебания в издержках на их погрузку, транспортировку, оказывают существенное влияние на уровень использования транспортных средств. При перевозке объемных грузов расходы в 2—3 раза выше, а уровень использования транспортных средств в 1,5—2 раза ниже, чем при транспортировке грузов с большим удельным весом.

Для перевозки в сельском хозяйстве применяются автомобили, тракторы, живая тягловая сила, а на большие расстояния — речной, воздушный и железнодорожный транспорт. На животноводческих фермах распространены разного рода наземные трубопроводы, подвесные дороги и т. д. Для сравнительной экономической оценки транспортных средств используют следующие основные показатели: затраты труда на единицу работы, ее себестоимость, сумма приведенных затрат.

Исследования и опыт передовых предприятий показывают, что наибольший экономический эффект достигается при использовании автомобилей, особенно при транспортировке грузов на большие расстояния, то есть на межхозяйственных перевозках. Это объясняется тем, что при перевозках на короткие расстояния скорость автомашин значительно снижается: при транспортировке грузов на 10 км — на 1 %, на 1,5 км — почти на 17 %.

На внутрихозяйственных  перевозках экономически целесообразно использовать тракторы, особенно при отсутствии хороших дорог. С ростом парка машин доля гужевого транспорта в общем объеме выполняемых работ значительно снижается. Он необходим при транспортировке внутрифермских грузов, на обслуживании машинно-тракторных агрегатов, а также при выполнении многих других хозяйственных работ. Расчеты показывают, что себестоимость тонно-километра при перевозке грузов тракторами в 3—4 раза, а лошадьми в 4—5 раз выше, чем автомобилями.

Однако это не означает, что тракторный парк и конный транспорт не должны использоваться на перевозке сельскохозяйственных грузов. Наоборот, в целях сокращения сроков выполнения работ, особенно в наиболее напряженные периоды года (весенний сев, уборка урожая), следует в максимальной степени использовать все имеющиеся в хозяйстве транспортные средства, а в случае необходимости и при наличии реальной возможности привлекать дополнительно транспорт специализированных и других организаций. Наряду с прямым эффектом (экономией затрат труда и средств) необходимо учитывать совокупный эффект, получаемый хозяйством в результате проведения важнейших работ в лучшие агротехнические сроки и сокращения потерь выращенного урожая. Прибавка урожая в данном случае окупает дополнительные затраты.

Важная составная часть  организации производства — определение потребности хозяйства в транспортных средствах. При определении необходимого числа грузовых автомашин для выполнения тех или иных работ следует иметь данные, характеризующие объем, расстояние перевозок, продолжительность рабочего периода, фактическую грузоподъемность, состояние дорог.

Объем перевозок рассчитывают, исходя из валового сбора продукции сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, объемов перемещаемых минеральных и органических удобрений, строительных материалов, кормов, семян, нефтепродуктов и т. д. При этом учитывают расстояние и повторность транспортировок, например поступление зерна с поля на зерноочистительный ток, с тока в хранилище или на заготовительный пункт.

Общий объем грузоперевозок (с учетом экономической целесообразности и реальных возможностей хозяйства) распределяют по видам транспортных средств — на грузовые автомашины, тракторы и живую тягловую силу.

Среднесписочную потребность хозяйства в автомобилях на расчетный период устанавливают на основе объема грузоперевозок и средней производительности одной автомашины за период.

Потребность хозяйства  в транспортных прицепах рассчитывают, исходя из наличия колесных тракторов, используемых на транспортных и других хозяйственных работах. При этом на 1 трактор планируется иметь 1 прицеп.

Потребность в специальных  автомашинах (автопередвижные ремонтные мастерские, механизированные заправочные агрегаты и т. д.) определяют на основе объема тех или иных работ и норм нагрузки, установленных в хозяйстве на 1 специальную машину (агрегат).

Важное значение имеет  расчет потребности в транспортных средствах для выполнения отдельных  работ в определенный отрезок рабочего времени. Его можно произвести по схеме, предложенной Н. И. Толкачевым.

Время одного рейса (Тр) определяют по формуле, ч:

 

где l - длина пути в один конец, км; VСР — средняя скорость движения, км в 1 ч; tП — время на погрузку, ч; tР— время на разгрузку, ч.

Число рейсов одной автомашины (NP) рассчитывают так:

где NРД — число рабочих дней за период; ТН — продолжительность работы машины в наряде, ч.

Объем грузоперевозок одной  автомашины за рабочий период (Qа) будет равен, т:

где Га — среднефактическая грузоподъемность одной автомашины, т.

Число автомашин, необходимое  для перевозки грузов (Nа), определяют по формуле:

где QП - объем грузов, подлежащих перевозке за рабочий период, т.

Потребность в автомобилях на перевозке зерна от комбайнов на ток при средних условиях организации производства в значительной мере зависит от числа комбайнов в уборочно-транспортном подразделении. Эта потребность резко возрастает при уменьшении числа комбайнов в подразделении, так как соответственно возрастают простои автомобилей в ожидании погрузки. С другой стороны, излишняя численность комбайнов усложняет управление работой подразделения и учет ее качества.

При невозможности своевременно выполнить расчетный объем грузоперевозок фактическим парком автомашин на транспортных работах используют тракторы и грузовые автомобили, привлеченные со стороны.

При оценке уровня организации использования грузовых автомобилей применяются следующие показатели.

Коэффициент технической готовности автомобиля

где Тр — время работы автомобиля за расчетный период, ч; ТП — время простоев по техническим причинам, ч.

Коэффициент использования грузоподъемности (КГ):

где Гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, т; Гт — грузоподъемность техническая, т.

Число отработанных дней на одну автомашину за расчетный  период (год).

Коэффициент использования запаса рабочего времени  в расчетный период (КТ):

где NФРД, — фактически отработанное число дней за период;  NЗРД, - запас (фонд) рабочих дней.

Коэффициент использования годового календарного времени (КГТ).

Может определяться как  по каждому автомобилю, так и в  среднем по автопарку. В среднем по автопарку данный показатель равен:

где  Σ NРДА — сумма отработанных  за  год машино-дней  всеми автомобилями; Σ Nа *365 - число машино-дней пребывания в году всех автомобилей.

Общий за расчетный  период или среднесуточный пробег автомобиля (l), км.

Общий за расчетный  период или среднесуточный пробег автомобиля с грузом (lг), км.

Коэффициент использования пробега (Кпр), который в данном случае равен lг/l.

Выработка на один автомобиль (за расчетный период, день), т-км.

Себестоимость 1 т-км автотранспортных работу руб.

Эффективность использования  грузовых автомобилей во многом зависит от степени механизации погрузочных и разгрузочных работ. В структуре рабочего времени смены на их долю приходится 15—20% и более. Повышение уровня механизации трудоемких процессов значительно сократит простои транспортных средств, создаст необходимые предпосылки для увеличения их производительности и снижения себестоимости выполняемых работ.

Большое значение имеют  создание и внедрение эффективных  транспортных средств, отвечающих особенностям сельскохозяйственного производства. Требуют решения такие проблемы, как повышение грузоподъемности машин, увеличение их проходимости, скорости движения, объема кузова, расширение выпуска автомобилей специального назначения, а также прицепов и полуприцепов, обеспечивающих механизированную разгрузку перевозимых грузов, и т. д.

Крупный резерв повышения эффективности сельскохозяйственного производства - строительство благоустроенных дорог. В ряде районов страны они находятся в неудовлетворительном состоянии, что наносит большой ущерб предприятиям и государству в целом. Задерживается доставка продукции, увеличивается износ транспортных средств, возрастают издержки. Практика свидетельствует, что затраты на сооружение хороших дорог имеют высокую отдачу, окупаются за сравнительно небольшой промежуток времени - два-три года (за счет сокращения потерь выращенного урожая и значительной экономии расходов, связанных с содержанием и использованием транспорта).

Весьма важен выбор  формы организации внутрихозяйственного транспорта. Исследования и практика свидетельствуют, что наибольший эффект достигается, когда на базе автопарка предприятия создают автотранспортный кооператив, оказывающий услуги по перевозке грузов за плату, самостоятельно формирующий и распределяющий свои доходы и организующий работу с предприятием и обслуживаемыми подразделениями на договорной основе.

В условиях, позволяющих  иметь грузовые автомобили в личной собственности, целесообразна организация их использования на индивидуальной договорной основе.

Предприятие имеет возможность  использовать централизованный на внехозяйственном уровне автотранспорт, брать на прокат специализированные  грузовые  автомобили для  осуществления случайных кратковременных перевозок грузов и др.

Широкие возможности  применения различных форм организации грузового автотранспорта создают условия для конкуренции и в конечном итоге для повышения эффективности его работы.

 

ЛЕКЦИЯ № 9

«ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МАШИН»

 

Какой бы совершенной  машина ни вступала в процесс производства, при ее использовании обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять. Речь идет не о возмещении труда, заключенного в машине, а о постоянном добавочном труде.

Практическая задача состоит в том, чтобы свести к  минимуму продолжительность простоев машин по техническим причинам (Тп), максимально увеличить время их работы (Тр) и в конечном счете — коэффициент технической готовности (Кт г), который определяется по формуле:

Для решения этой задачи предусмотрена система технического обслуживания и ремонта машин (табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1. - Система технического обслуживания и ремонта машин

 

Виды технического

обслуживания и ремонта

Тракторы и

самоходные шасси

Автомобили

и прицепы

Комбайны

уборочные самоходные

Комбайны

прочие

Сельскохозяйственные машины

Техническое обслуживание

Ежесменное (ЕТО)

+

 

+

+

+

Ежедневное

 

+

     

Периодическое

   

+

+

 

Периодическое № 1

+

+

     

(ТО-1) (номерное)

         

№ 2 (ТО-2)

+

+

     

№ 3 (ТО-3)

+

       

Сезонное (СТО)

+

       

Осмотр

Послесезонное (ПСТО)

   

+

+

+

Периодический (ПО)

 

+

+

   

Ремонт

Текущий (ТР)

+

+

+

+

+

Капитальный (КР)

+

+

+

   

 

Техническое обслуживание — главное звено в общей системе мер, направленных на поддержание машин в работоспособном состоянии. Включает комплекс операций, позволяющих избежать преждевременного износа и поломки машин, обеспечивает бесперебойную их работу в течение всего ремонтного срока. От своевременного и качественного проведения технического обслуживания во многом зависят производительность машин, уровень затрат на их эксплуатацию и ремонт.

В соответствии с действующими правилами техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси подразделяется на ежесменное (ЕТО), периодическое № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), № 3 (ТО-3), сезонное (СТО).

Ежесменное (ежедневное) техническое обслуживание проводится перед началом работы или в конце рабочего дня, периодическое — в зависимости от времени работы двигателя (ч), объема израсходованного топлива (кг), выполненных работ (усл. эт. га). Периодические виды технического обслуживания с учетом времени работы двигателя всех марок тракторов характеризуются следующими данными: ТО-1 —через 125ч, ТО-2 —через 500, ТО-3— через 1000 ч, то есть в соотношении 1:4:8. Отклонение от установленных сроков, исходя из условий работы машин, допускается в пределах +10 %.

Сроки проведения технического обслуживания в зависимости от объема использованного топлива (кг) определяют на основе периодичности работы трактора и среднечасового расхода топлива. Например, для трактора ДТ-75М среднечасовой расход топлива составляет 14 кг, срок проведения ТО-1 — 125 мото-ч. Следовательно, периодичность ТО-1 по расходу топлива будет равна 1750 кг (14 кг * 125 ч), ТО-2 - 7000 (14 кг • 500 ч) и ТО-3 - 14 000 кг (14 кг-1000 ч).

Расход топлива наиболее полно отражает энергетические затраты, произведенные трактором, а следовательно, и его износ, что необходимо использовать при организации технического обслуживания. С этой целью в некоторых хозяйствах вводят талонную систему отпуска нефтепродуктов. Каждому трактористу выдают комплект талонов, по которым он получает для проведения работ топливо от последнего до очередного технического ухода, предусмотренного графиком. Когда все талоны израсходованы, выдача топлива прекращается и трактор останавливают на технический уход.

После выполнения и проверки качества технического ухода бригадир выдает трактористу новый комплект талонов на получение нефтепродуктов. При такой организации значительно уменьшается число поломок и разного рода аварий, сокращаются простои машин по техническим причинам.

Сроки проведения технического обслуживания могут также определяться по объему выполненных работ в условных гектарах тракторами каждой марки. При этом периодичность зависит от производственных условий по зонам страны. В каждом конкретном хозяйстве она устанавливается, исходя из часовой производительности агрегата и сроков проведения технического обслуживания, выраженных в часах работы двигателя. Если, например, норма выработки трактора ДТ-75М на вспашке за 1 ч работы составляет 1,1га, то периодичность технического обслуживания в условных эталонных гектарах будет характеризоваться следующими данными: № 1- 137,5 га (1,1 га- 125 ч), № 2 -550 (1,1 га • 500 ч) и №3-1100 га (1,1 га- 1000 ч).

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"