Для чего нужен бизнес-план?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Как известно, в советские времена реальное планирование нередко подменялось авантюрным прожектерством, что и привело к коллапсу. Несмотря на то что планы составлялись, утверждались, выполнялись и перевыполнялись, реальных успехов было не так уж много. Почему?

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Для чего нужен  бизнес-план? 

Как известно, в  советские времена реальное планирование нередко подменялось авантюрным прожектерством, что и привело  к коллапсу. Несмотря на то что планы  составлялись, утверждались, выполнялись  и перевыполнялись, реальных успехов было не так уж много. Почему?

План предполагает только то, что можно и нужно  осуществить. Можно – потому что  для данного бизнеса есть ресурсы, а нужно – потому что есть объективная  потребность, есть потребители продукции  или услуг и устойчивый спрос. Нельзя запланировать бизнес только потому, что вам хотелось бы им заниматься. Нельзя запланировать прибыльное производство 10 млн пар обуви для страны с населением 9 млн, даже если есть ресурсы для этого и есть большое желание делать туфли. Невозможно в небольшом спальном районе, где уже существуют 6 парикмахерских, создать новый парикмахерский салон и рассчитывать на быстрое получение доходов. Однако это на первый взгляд.

Лишняя на внутреннем рынке обувь может принести колоссальную прибыль, если хорошо наладить каналы экспорта при благоприятной мировой конъюнктуре. Лишний новый парикмахерский салон способен в считанные недели переманить клиентов, если в нем будут трудиться супер-визажисты на невероятно привлекательных для клиентов условиях. Так как же определить, какое из проектов хорош, а какой нет? Ведь если речь идет о вложении существенных денежных средств, никому в голову не придет рисковать наобум, чтобы потом уже на практике посмотреть, что получится. Рисковать деньгами следует только тогда, когда есть уверенность, что этот риск минимален, что все затраты окупятся, что дело, которым вы собираетесь заниматься, вообще кому-то нужно, кроме вас, и способно принести прибыль. Без плана в этом случае не обойтись.

Из сказанного выше можно вывести определение  бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, в котором описываются основные характеристики проекта (предприятия), анализируются возможные проблемы его реализации и намечаются пути решения этих проблем. Бизнесз-план дает ответ на основной вопрос: стоит ли начинать бизнес?

Очевидно, что  такой важный документ имеет высокую  ценность. Именно он может предотвратить  разорение или обосновать рискованные  инвестиции и принести весомый доход.

Кому нужен  бизнес-план? В первую очередь тому, кто собирается работать в соответствии с ним. Очевидно, что составление бизнес-плана – первая, вернее, «нулевая» стадия развития любого проекта или дела (как «нулевой цикл» в строительстве, когда закладывается фундамент).

Из чего же вообще рождается успешный бизнес? Из удачной  идеи. На протяжении многих лет тысячи людей развлекались рисованными «ожившими» картинками. Однако именно Уолт Дисней увидел в этом прекрасную идею для бизнеса, соединил свой талант рисовальщика, режиссера, предприимчивость бизнесмена и технические возможности развивающегося кинематографа. В итоге он основал огромную бизнес-империю.

Идеи могут  быть и не свои. Первая успешная операционная система для персонального компьютера была создана вовсе не Биллом Гейтсом. Он только заметил, что PC-DOS – удачный программный продукт, и сделал аналогичный, но немного лучше – MS-DOS. Однако главное, что он смог успешно его продать.

Причем чужих  идей может быть сразу несколько. Тот же Билл Гейтс оценил по достоинству  графический интерфейс, придуманный  создателем Apple Стивом Джобсом, и манипулятор мышь, разработанный в лабораториях Xerox. Соединил все это – получилась операционная система Windows.

Таким образом, идея для удачного бизнеса может  быть и заимствованной. Но что обязательно  должно быть собственное, так это  бизнес-план.

Однако если вы уже устали от парадоксов, признайте бесспорную истину: бизнес-план нужен, во-первых, чтобы убедиться в жизнеспособности проекта. Во-вторых, он необходим для привлечения инвестиций, ведь любой крупный проект требует капиталовложений. С бизнес-планом проще убедить потенциальных инвесторов вложить деньги в ваше дело.

Любое дело, любой  бизнес стоит на трех китах:

- ресурсы –  человеческие, денежные, сырьевые, временные  и др.;

- менеджмент – система управления предприятием;

- маркетинг –  система мер по реализации продукции/услуг и учету конъюнктуры рынка.

Логично заключить, что бизнес-план нужен для следующих  целей:

- для оценки  потребностей в ресурсах;

- обоснования  капиталовложений и расчета ожидаемых  прибылей;

- организация  усилий и распределения обязанностей;

- в конечном  итоге для принятия решения  о том, стоит ли вообще заниматься  тем или иным бизнесом, принесет  ли он доход, который и оправдает  все усилия.

Бизнес-план –  это первое появление выношенной, продуманной и привлекательной  идеи «на публике». То, что представляется таким заманчивым и обещающим на словах, на бумаге выглядит более приземленным, но и более реальным.

Сложившаяся конъюнктура  или, наоборот, быстро меняющаяся обстановка – все это непосредственно  влияет на бизнес. Это тоже должно быть учтено в плане.

Легко понять, что  следует делать два варианта бизнес-плана: один для себя (максимально правдивый, «пессимистичный») и второй для других (привлекательный, «оптимистичный»). На практике обычно разрабатывают две  редакции плана, причем первая и основная – это внутренний документ. На его основе оформляют внешний план, с которым можно идти к инвестору, если таковой требуется. В идеале, в самом строгом виде, внутренний и внешний планы должны соединиться в один.

Говорят, что  пессимист – это хорошо информированный оптимист. В случае с бизнес-планом именно внутренний документ прорабатывают более детально, в нем предусматривают все возможные варианты неудач и способы их устранения. Такая детализация, возможно, совсем не нужна инвестору и только отпугнет его. Однако, с другой стороны, если инвестор окажется прозорливее вас и, изучив план, заметит уязвимые места – это вызовет его недоверие.

Итак, внутренний план – наиболее тщательный, в нем  учитывают все варианты, воздействие  всевозможных факторов, особенно неблагоприятных, как порознь, так и в совокупности. Даже если в реальных условиях вероятность их влияния ничтожно мала. В ходе написания плана нужно найти, по возможности, все подводные камни и попытаться продумать способы их обойти.

Внешний план пишут  для партнера, инвестора, то есть для критически настроенного читателя. Разумеется, в нем избегают наиболее острых вопросов, сглаживают или вовсе не указывают спорные моменты. При этом вы все равно честны перед инвестором, ведь вы реально оценили ситуацию во внутреннем документе и готовы дать ответы на любые каверзные вопросы. Просто вы знаете себя лучше и больше себе доверяете.

Для большинства  предпринимателей бизнес-план – это  единственный «литературный» труд в  их жизни. Наличие или отсутствие творческих способностей определенно влияет на данный вид работы: порой коммерческую идею излагают чрезмерно детально, в объеме 200 страниц и более. Восторг от вдруг открывшегося писательского дара может сослужить плохую службу. Пространное описание малоэффективно – на первый план выходит второстепенное. Однако от того, насколько внятно изложена идея, может зависеть, останется бизнес-план просто «литературным трудом» или станет руководством к действию и воплотится в жизнь.

Как происходит знакомство с бизнес-планом в инвестиционном отделе банка или фирме, занимающейся инвестициями? Планы, представленные к рассмотрению, изучает менеджер. Далее наиболее толковые проекты передают «выше». Сотрудник выбирает несколько приглянувшихся и передает их лицу, принимающему решение. На каждом этапе отбрасывают четыре из пяти представленных планов. Такой конкурс, конечно, не выдержит пространное описание, которое и прочитать-то проблематично, тем более понять, хороша идея или плоха.

С другой стороны, план размером в десяток страниц, кратко излагающих суть дела, может показаться неубедительным. Оптимальный вариант, как показывает опыт, - от 35 до 70 страниц.

И еще. Нет большей  опасности в бизнесе, чем самообман. Например, если план основан на участии  инвестора без учета его реальной необходимости, можно легко угодить в ловушку. Инвестора часто воспринимают как благотворителя, который защитит, поможет и поддержит при любом раскладе. То, что на свои деньги он рано или поздно захочет получить солидный процент, упускают из вида. С другой стороны, если развитие бизнеса плохо рассчитано, а он окажется успешным, инвестор станет иждивенцем, эксплуататором, а вовсе не помощником в деле.

Структура и  основные разделы бизнес-плана

Бизнес-план –  это серьезный достаточно проработанный документ. Это значит, что для него характерно единство формы и содержания. Проще говоря, важно не только то, что написано, но и как. Хотя в принципе план может быть составлен в произвольной форме, все-таки лучше придерживаться уже утвердившихся де-факто стандартов.

Однако бизнес очень разнообразен. Разве можно свести к единой форме, например, план для казино и план для выращивания и продажи грибов вешенка?

Действительно, формального детализированного  стандарта нет и не может быть. Однако есть общепринятая структура, в  соответствии с которой строится бизнес-план. Существует главное требование: план должен выглядеть профессионально. Это ведь своего рода рекламный документ, отражение вашего бизнеса и вашей личности. Как известно, у нас встречают по одежке, поэтому внешний вид плана, его оформление важны так же, как и приведенные в нем данные. Вообще хорошо составленный план краток, прост и функционален. Это значит, что информация изложена доходчиво и ясно и в документе просто ориентироваться. Если читатель не считает нужным изучать план целиком, он сможет легко найти в нем нужные сведения.

Разумеется, план должен содержать оглавление и, возможно, аннотацию. Аннотация предъявляется  в тех случаях, когда нет уверенности  в заинтересованности инвестора. Если последний проявляет неподдельный интерес, тогда можно предложить полный вариант.

Полный документ должен освещать следующие аспекты  бизнеса:

- возможность,  необходимость производства или  предоставления услуги, объем этого  производства;

- определение  круга возможных потребителей;

- обоснование конкурентоспособности продукции/услуги в условиях рынка;

- определение  сегмента рынка;

- способы повышения  эффективности проекта;

- обоснование  способов и источников финансирования.

Традиционно все  эти вопросы раскрывают в последовательно  расположенных разделах плана: производственном, маркетинговом, финансовом и т.д.

По большому счету, вся суть планирования сводится всего к нескольким задачам:

- определить  состояние дел на данный момент;

- выяснить, каким  оно должно стать в результате  выбранной деятельности;

- определить, как  из одного состояния перейти  в другое;

- накопить достаточно  информация для принятия стратегических  решений об изменении ситуации.

Оптимальная структура бизнес-плана  как раз и должна помочь раскрыть эти цели. Вот примерный перечень его основных разделов.

1. Резюме.

2. Цели и задачи (SWOT-анализ).

3. Анализ рыночной ситуации.

4. Производственный план.

5. Маркетинговый план.

6. Организационный план.

7. Финансовый план (бюджет).

Исходя из содержания, а также учитывая способность  автора внятно излагать материал, можно оценить и примерный объем документа. Как уже говорилось ранее, никто не будет читать бизнес-план объем 150-200 страниц. Инвестор отложит его в сторону, место пространного проекта займет другой, более лаконичный.

В то же время, если автор проявляет излишнюю сдержанность и только намечает свои действия, большого доверия у инвестора это не вызовет. Оптимальным считается объем в 35-70 страниц формата А4.

Не стоит также перегружать  план иллюстрациями. Однако желательно их уместное использование для раскрытия изложенных идей (то же относится к диаграммам и таблицам). Очевидно, что данные в графической форме более доходчивы, но и здесь нужно знать меру. Главное, чтобы содержание бизнес-плана было доступным для понимания.

Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой:

 

Составление и реализация плана 

Последовательность  составления бизнес-плана можно  представить следующим рисунком:   

 

Последовательность составления бизнес-плана

1 - принятие решения  о создании нового предприятия  или внедрения мероприятий совершенствования действующего предприятия;

2 - анализ собственных  возможностей и способности взяться  за реализацию задуманного проекта;

3 - выбор изделия  или услуги, производство которых  будет являться целью задуманного проекта;

4 - исследование возможного рынка сбыта;

5 - составление  прогноза объемов сбыта (для  первого года - помесячно, для  второго - поквартально);

6 - выбор места  для осуществления коммерческой  или производственной деятельности;

7 - разработка  плана производства;

8 - разработка  плана маркетинга;

9 - разработка  организационного плана;

10 - разработка  юридической схемы будущей коммерческой  деятельности;

11 - решение вопросов  организации бухгалтерского учета;

Информация о работе Для чего нужен бизнес-план?