Для чего нужен бизнес-план?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Как известно, в советские времена реальное планирование нередко подменялось авантюрным прожектерством, что и привело к коллапсу. Несмотря на то что планы составлялись, утверждались, выполнялись и перевыполнялись, реальных успехов было не так уж много. Почему?

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

12 - решение вопросов  страхования;

13 - разработка  финансового плана;

14 - написание резюме к бизнес-плану.

Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.

Резюме

Как ни странно, бизнес-план должен начинаться с резюме. Резюме – это выводы, итоги. Его делают уже после того, как план написан, но помещают в начало, поскольку бизнес-план – документ все-таки рекламный, и первая его задача – это привлечь внимание. Резюме может оказаться единственным разделом плана, который прочтет потенциальный инвестор (в том случае, если оно написано неубедительно и он не заинтересован в дальнейшем сотрудничестве). Чтобы увлечь, заинтересовать, придется потрудиться. Резюме должно сообщить о базовых идеях проекта и перспективах бизнеса, выразить оптимизм разработчика. При этом следует обойтись без лозунгов и дешевой пропаганды. Резюме – это суть предложения, краткое изложение сущности бизнеса: что будет предпринято; в чем отличия продукта или услуги от тех, что предлагают конкуренты; почему потребителям это будет интересно; каковы размер затрат и источники получения средств. Здесь также приводят данные об объемах продаж, выручке, прибыли и рентабельности. В конце концов, в резюме указывают срок окупаемости капиталовложений.

Резюме должно быть кратким. По сути, это своего рода рекламный проспект, только рассчитанный на привлечение внимания не потребителя, а инвестора. Очевидно, что резюме создают после того, как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы написаны, а составитель достиг полной ясности по всем вопросам. В зависимости от особенностей бизнеса, собственных возможностей и предполагаемого характера инвестора можно подготовить резюме конспективное или описательное.

Конспективное резюме отличается сухим деловым  тоном и прямолинейностью. Здесь просто повторяют в кратком виде выводе каждого раздела плана. Особых литературных способностей от составителя не требуется, писать такое резюме легко.

Описательное  резюме более эмоционально, это своего рода краткий рассказ. Оно требует  определенных способностей, зато может заинтересовать читателя, пробудить в нем не только желание просчитать выгоду, но и определенный энтузиазм и амбиции.

Описательное  резюме лучше всего подходит для  нового бизнеса: новый товар, новый  рынок, новая технология – все  это требует дополнительных разъяснений. Уместны описания и в том случае, когда фирма имеет интересную историю возникновения, обладает замечательными преимуществами: патенты, выдающиеся специалисты и т.п. Раскрыв эти особенности, можно убедить инвестора в своих конкурентных преимуществах. В описательном резюме меньше внимания уделяется деталям, на первый план выдвигаются концептуальные моменты. В отличие от конспективного резюме, порядок изложения здесь произвольный.

Резюме, как уже  говорилось, - это единственный раздел плана, который читают все, кому он адресован. Нужно постараться, чтобы оно выглядело убедительно. Желательно, конечно, чтобы резюме впечатляло, чтобы тому, кто его читает, захотелось прочитать и весь план, убедиться в его выполнимости и перспективности и, в конце концов, поддержать планируемый бизнес.

Цели и задачи (SWOT-анализ)

Прежде всего  разберемся, что означает аббревиатура SWOT. Она из разряда тех, что так любят придумывать американские учителя бизнеса для облегчения запоминания начинающими предпринимателями фундаментальных принципов.

SWOT – это сила (Strenght), слабость (Weakness), возможности (Opportunities) и проблемы (Troubles). Как видим, это действительно емкий перечень основных характеристик бизнеса, которые вместе составляют анализ идеи. Иногда этот раздел плана называют ситуационным анализом. Ситуационный анализ может быть самостоятельной частью плана, предваряющей раскрытие целей и задач.

Что такое сила и слабость? Это те характеристики, которыми может управлять автор  проекта, они раскрывают особенности текущего момента.

Возможности и  проблемы – это те характеристики, которые могут повлиять на ожидаемый  результат, но не контролируются предпринимателем.

Начать лучше  с анализа факторов, благодаря  которым становятся возможным реализация идеи. Скажем, постоянный рос доходов и, как следствие, платежеспособного спроса вызывает развитие сети развлекательных заведений. Благоприятные условия для импорта автомобилей – фактор, оправдывающий создание комплекса автостоянок.

Все многообразие факторов можно свести к нескольким группам:

- организационные;

- финансовые;

- технические;

- кадровые;

- маркетинговые.

Автор плана  может сам определить форму собственности  будущего предприятия (организационный  фактор), использовать личные средства и располагать определенными производственными фондами. Квалификация, навыки и недостатки персонала – это кадровые факторы. Важнейшей стороной является маркетинговый анализ: рынок, конкуренты, отличия продукта или услуги.

Возможности и  проблемы – это своего рода характеристики среды, в которой предстоит вести бизнес. Экономическую среду создает налоговое законодательство, политическая и социально-культурная обстановка также влияют на возможности ведения бизнеса. Все большее значение оказывают факторы демографического характера и технологические показатели, например уровень развития телекоммуникаций.

Разобравшись  с ситуационным анализом, можно уверенно заявлять цели и задачи.

Цель – это  тот уровень, которого вы собираетесь  достичь в результате воплощения своего плана. Путь к ней начинается от осознания положения дела на текущий момент. Планирование собственно и обозначает направление, которое приведет вас к исполнению задуманного. С одной стороны, цели должны быть конкретными, достижимыми и определенными, чтобы концентрировать усилия на главном, не отвлекаясь на второстепенное. С другой – охватывать достаточную область, чтобы обеспечивать простор для роста. Кроме того, необходимо указать те уникальные характеристики, которые отличают ваш бизнес от других, прежде всего конкурентных.

С самого начала необходимо определить, какими именно бизнесом вы собираетесь заниматься. Казалось бы, нет ничего проще, но это  только на первый взгляд. Ошибка большинства  начинающих бизнесменов в том, что  они выдают желаемое за действительное. В результате перспективы развития оказываются закрыты.

Легче всего  ответить на вопрос, чем заниматься: продавать продукты питания, ремонтировать  автомобили или делать стрижки. Однако это не определение бизнеса. Если сформулировать задачу, например «делать  людей красивыми», то диапазон возможных услуг существенно расширится. Конечно, необходимо подкрепить идею конкретными количественными показателями, чтобы было понятно, как стремиться к цели и как ее достичь. Таким образом, цели должны быть реалистичными, выраженными количественно и определить не только то, что вы намереваетесь получить, но и то, что в принципе возможно получить в этом бизнесе.

Далее следует  четко определить средства достижения поставленных целей, то есть обозначить основные направления деятельности вашего предприятия. Таким образом, формируется бизнес-стратегия.

Стратегий может  быть несколько, и желательно рассмотреть  все возможные прежде чем выбрать  какую-то одну, оптимальную. Стратегия  не должна быть слишком сложной, лучше, если она состоит из последовательности простых шагов. Обычно такую детализацию называют планом действий.

План действий – это уже подробное и продуманное  руководство. Он существенно облегчает  последующую работу. Бизнес-план становится более убедительным для инвестора. Однако всегда есть риск, что изменение экономической ситуации может существенно повлиять на работу и перечеркнуть намеченные шаги.

Продукт (услуга)

Описание тех  видов продукции или услуг, которые  предлагаются для реализации, должно быть четким, максимально конкретным и понятным даже неспециалисту. При упоминании технологических особенностей производства лучше избегать профессионального жаргона и специальной терминологии (или делать по ходу изложения разъясняющие примечания). Здесь также следует дать ответы на ряд вопросов.

- какие потребности  должен удовлетворить продукт  (услуга)?

- что особенного  в товаре (услуге) и почему потребители  будут отдавать ему предпочтение?

- каков жизненный  цикл товара, как скоро он устареет?

- какими патентами  защищен или может быть защищен продукт?

- в чем состоят  особенности дизайна и упаковки?

Особенно важно  убедительно ответить на первые два  вопроса. Здесь необходимо хорошее  знание потребительской психологии, то есть нужно понимать, чего хочет  покупатель, приобретая тот или иной товар. Существует немало афоризмов по этому поводу. Один из самых известных принадлежит главе косметической фирмы «Ревлон»: «На фабрике мы делаем косметику. В магазине мы продаем надежду!». Подобное можно сказать, например, о салоне печати фотографий: «Мы печатаем фотографии, но продаем воспоминания». Это не просто красивые высказывания. Только разобравшись, что именно вы продаете, можно увидеть немало новых перспектив развития бизнеса.

Неплохо, если в  описании товара будет уделено внимание особенностям послепродажного сервиса, особенно если речь идет о высокотехнологичном изделии. Именно в таких случаях, помимо качества, очень важно, как говорил владелец «Ревлон», то, «чем фирмы-производители снабдили свою продукцию: упаковка, услуги, реклама, консультации для клиентов, особенности поставки, услуги по складированию и прочие ценимые людьми вещи».

Очевидно, что  в любом случае акцент при описании следует делать на преимуществах  продукции, ее отличиях от существующих конкурентных предложений. Это может  быть более высокое качество, новая  упаковка, низкая себестоимость или  другая особенность. Хорошо, если вы не ограничитесь описанием одного вида продукции, а наметите возможность совершенствования и развития этого направления, тем самым подчеркнув перспективу заполнения определенного сектора рынка. Если придется работать в конкурентных условиях, следует продумать, какими преимуществами вы располагаете или сможете располагать. Конкуренция очень нравится потребителям, но инвесторам она редко по душе!

В заключение хорошо привести свод данных о предполагаемой цене товара, затратах на его производство и, величине прибыли, приносимой каждой его единицей.

Анализ рынка

 

 Только рынок определит, жизнеспособен ваш план или нет, востребован ли продукт или услуга. Недооценка рыночной ситуации – самая  большая ошибка планирования. Можно  производить великолепные товары в  большом количестве, но не иметь возможности сбывать их. Это будет означать крах всего предприятия. Поэтому нередко инвесторы отдают большее предпочтение известным компаниям, чем фирмам, способным только производить продукцию, пусть даже хорошего качества. Успех предприятия зависит от умения руководителя предвидеть потребности и запросы потребителей. Нужно знать, чего хотят покупатели, где живут и что могут себе позволить. Именно потребитель обеспечивает возврат средств и получение прибыли, «голосуя рублем» за продукцию. Анализ рынка – важнейшая расчетная часть бизнес-плана. Этот раздел должен убедить (как инвестора, так и самого бизнесмена) в наличии спроса на товар. Пренебрежение к характеру рынка и его емкости подвергает инвестиции непростительному риску.

Учитывая, что объективные показатели рыночной активности и тем более емкости рынка довольно трудно получить, этот раздел плана самый трудный для написания. Здесь легко пойти на поводу у собственного оптимизма, что чревато последующей неудачей. Для правильной оценки рыночной ситуации необходимо собрать и обработать массу информации. Можно выделить четыре этапа анализа рынка.

1. Определение типов данных, необходимых для анализа.

2. Поиск этих данных.

3. Анализ собранной информации.

4. Определение мероприятий по использованию полученных данных.

Прежде всего  необходимо ответить на вопрос, кто  будет потребителем вашей продукции, определить свою «нишу» на рынке. Характеристика потребителя может включать следующие  параметры:

- физические  или юридические лица;

- мужчины или женщины;

- разбивка по  возрастным категориям и т.д.

Далее нужно  спрогнозировать, кто, почему и сколько  будет покупать вашей продукции  в ближайшем и более отдаленном будущем. Такой расчет производят в  три этапа.

Первый этап – оценка общей потенциальной емкости рынка. Это значит, что нужно рассчитать суммарную стоимость товаров, которые покупатели данного региона могут купить за расчетный период. Эту величину определяет множество факторов, в том числе следующие:

- социальные  условия;

- национальная  специфика;

- культурные  традиции;

- климатические  и географические условия.

Однако главное, конечно, - это экономические факторы:

- уровень доходов;

- структура расходов;

- наличие аналогичных  товаров;

- темпы инфляции.

Здесь возможен учет статических данных по региону, как актуальных, так и в их исторической перспективе.

На втором этапе  рассчитывается та доля рынка, которую  вы намереваетесь заполнить своим  продуктом. Таким образом вы определите максимальную сумму реализации, на которую можете претендовать. Чтобы правильно рассчитать долю рынка, следует учитывать возможность эволюции конкурентов, но поскольку спрогнозировать ее часто нет никакой возможности, все допуски следует делать в сторону уменьшения оценочных данных.

Третий этап – на базе максимальной суммы реализации произвести реальную оценку уровня продаж вашей продукции в конкурентных условиях деятельности при определенных затратах на рекламу и определенном уровне цен. Важно также определить динамику реальных продаж, то есть как они будут изменяться от месяца к месяцу.

Информация о работе Для чего нужен бизнес-план?