Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии 4
1. 1. Глобальные и локальные цели планирования 4
1. 2. Внутренняя и внешняя среда предприятия 5
Глава 2. Разработка бизнес-плана 9
2.1. Типы бизнес-планов 9
2.2. Этапы разработки производственного бизнес-плана 11
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

МОЯ ЭКОНОМИКА МАШИНОСТР.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:

     - обоснование стратегии и тактики  хозяйственного поведения, что  особенно необходимо вновь создаваемым  предприятиям, а также действующим  предприятиям при разработке  ими новых направлений деятельности;

     - планирование и прогнозирование  результатов деятельности в традиционном  для отечественной экономики  понимании (как разработка возможно  более полной программы деятельности) и определение целей развития  в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

     - привлечение инвесторов, что особенно  важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

     - расширение круга предприятий-партнеров,  совместно реализующих разработанный  проект, либо расширение самого проекта.

     Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование  деятельности предприятия, различных  нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации  ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

     Главная целевая направленность и отличительные  черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех  внешних условий и характеристик  рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

     Принципиально важным с точки зрения полноты  охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре  всего планового документа и  внутренней структуре его разделов.

     Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

     Наиболее  распространенные на предприятиях формы  бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

     - титульный лист;

     - резюме;

     - меморандум конфиденциальности;

     - описание предприятия и отрасли;

     - анализ ранка сбыта;

     - существо предлагаемого проекта,  описание продукции, работ, услуг;

     - стратегию маркетинга;

     - инвестиционный план;

     - производственный план;

     - организационный план;

     - финансовый план;

     - стратегию финансирования;

     - оценку, анализ рисков и страхование;

     - выводы;

     - предложения.

     Как любой другой документ, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором отражены все исходные реквизиты предлагаемого проекта – название и адрес фирмы – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработка. Эти реквизиты важны прежде всего не для самого предприятия (предпринимателя), собирающегося реализовать проект, а для других возможных участников его реализации – кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров. Именно их для первоначального знакомства с проектом будут интересовать, прежде всего, и название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), и суть, и стоимость предполагаемого проекта.

     В отдельных случаях, по желанию разработчика бизнес-плана, составляется либо так  называемая вводная часть, либо резюме. Суть этой части бизнес-плана состоит, вне зависимости от ее формы, в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать заинтересованные лица об основных положениях предлагаемого коммерческого проекта. При этом, конечно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет каких ресурсов она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.

     Учитывая, что именно резюме по определению  должно сформировать возможную однозначную  оценку проекта, его содержание и  строение должны быть простыми, без  применения специальных терминов, характерных для данной сферы деятельности.

 

Заключение

 

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом  ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

     Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящие внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов может быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов других организаций.

     Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретных мероприятий. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиями.

     Особенностью  бизнес-плана как стратегического  документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т. е. отличаться научно-технической новизной, но и достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст (какой доход принесет). Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

 

Список литературы

  1. Бизнес-план. Методические материалы. – 3 –е изд., доп./Под. ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
  3. Пелих А. С., Баранников М. М. Экономика машиностроения/ Под ред. Проф. А. С. Пелиха, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  4. Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой). Екатеринбург, 2003.
  5. Зайцев Н. Л. Экономика организации. – М.: «Экзамен», 2000.

Информация о работе Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии