Бизнес-планирование: сущность, необходимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение понятия «бизнес-план», раскрытие его сущности, виды бизнес-планов и анализ его структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разработки бизнес-плана;
- выявить функции и принципы бизнес-планирования;
- изучить структуру и содержание бизнес-плана, методологию его составления, а также процесс организации бизнес-планирования;
- изучить показатели планов организации.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 87.36 Кб (Скачать)

3. Бизнес-план должен включать только относящуюся к делу (релевантную) информацию. Не стоит увлекаться общими рассуждениями, экскурсами в чистую теорию или области, не связанные с данным бизнесом. Например, рассматривая циклический характер продаж своего товара, не нужно целиком излагать теорию делового цикла.

4. Идеи, представленные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса - даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы-банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.

5. Очень помогает уяснение  положений плана использование  фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес- плане.

6. Необходимо позаботится  о чёткой структуре плана. Материал  должен разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес- плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя позволить своему бизнес-плану утонуть в массе подобной продукции, лежащей на столе у потенциального инвестора. Ваш бизнес- план должен выделятся на общем фоне.

7. Нужно особо выделять основные предложения бизнес-плана, его главные выводы.

8. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес-плана различной объёмной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из бизнес-плана не нужно. Но лучше включить такую информацию в аппендикс (раздел «Приложения»), для того чтобы её могли найти читатели, которые нуждаются в дополнительной информации.

9. Важно правильно выбирать  время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.

10. При составлении бизнес-плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес-плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.

11. Общий объём бизнес-план может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц.

12. Если бизнес-план составляется для достижения целей развития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующей организации, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями[7]?

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

  1. гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
  2. непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;
  3. коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо);
  4. интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
  5. многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
  6. участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
  7. адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования[5].

 

2.3 Составляющие  бизнес-плана

 

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития организации на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели организации и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики организации, степени его новизны, характера его развития. Разработка бизнес-плана осуществляется в последовательности:

1. Выработка идеи проекта

2. Описание идеи (сущности) проекта

3. Анализ производственных  возможностей фирмы в реализации  проекта

4. Оценка рынка сбыта 

5. Разработка плана маркетинга

6. Разработка плана производства

7. Разработка организационного  плана

8. Расчет показателей  ТЭО

9. Разработка финансового  плана

10. Оценка риска

11. Общие выводы и предложения (резюме)[8, с. 41-56].

Таким образом, в процессе проработки разделов бизнес-плана формируются исходные данные для технико-экономического обоснования.

Получив все необходимые данные для технико-экономического обоснования, производится расчет показателей ТЭО (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, максимального денежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности).

Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее 200 часов.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

  • потенциальным инвесторам (банкирам);
  • сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;
  • владельцу организации (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности[].

Бизнес-план следует начинать с конца, т. е. с резюме. Оно, конечно же, должно готовиться в конце работы, когда завершены все остальные разделы, и достигнута полная ясность во всех аспектах вашего проекта. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатления, то читать бизнес-план просто не станут и уж тем более средств не дадут. Резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана. Его объем не должен превышать 4 машинописных страниц. Оно должно быть написано так, как если бы вы пытались объяснить громадные преимущества проекта первому попавшемуся прохожему. Отсюда - предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что вы собираетесь сделать, за счет чего, чем будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые вы ожидаете получить от своего проекта. Здесь следует привести сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, о выручке от продаж, затратам на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности вложений в ваше дело и, наконец, о сроке, в течение которого вы сможете вернуть средства, которые хотите одолжить (если решили прибегнуть к банковскому кредиту).

Страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано обязательно арабскими цифрами.

Основная часть бизнес-плана должна начинаться с раздела, где описываются товары или услуги, которые вы хотите предложить будущим покупателям и ради производства которых задумываете проект. Никто в мире не даст денег просто на строительство завода химических волокон или открытие мастерской по ремонту часов. Нужно научиться выделяться среди конкурентов, предлагая покупателям товар, выгодно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе его определяющих параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

Выбор наиболее подходящей стратегии зависит от того, какими возможностями располагает предприниматель. Так, если вы имеете устаревшее оборудование, работников невысокой квалификации и не имеете интересных технических новинок, а при этом оплата труда невысока при наличии небольших затрат на производство, то Вы можете ориентироваться на изготовление дешевых товаров не очень высокого качества, предназначенных для малообеспеченных (но обычно довольно многочисленных) покупателей. Если же сырье и материалы обходятся вам очень дорого, но зато есть неплохое оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники имеют высокую квалификацию, то можно попытаться стать конкурентоспособным, организовав выпуск товаров уникальных или такого высокого уровня качества, что окупится их немалая себестоимость. Полезно включить в бизнес-план наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью вашей продукции. Чаще всего очень трудно получить деньги под идею, которая еще не привела к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара. Очень важно четко охарактеризовать основные качественные характеристики вашего товара, преимущества его дизайна и даже - как бы экзотично это ни звучало для наших хозяйственников! - особенности упаковки, в которой он будет продаваться. Все это имеет огромное значение для успешной реализации товара. В этом же разделе следует описать также организацию сервиса вашего товара, если это техническое изделие.

Оценка рынка сбыта - это, пожалуй, важнейшая часть бизнес-плана и на ее подготовку нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Поэтому, готовя этот раздел, необходимо предварительно собрать и обработать большой объем черновой информации.

Необходимые сведения для этого раздела:

  • оценка потенциальной емкости рынка, т. е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут приобрести, скажем, за месяц или за год;
  • оценка потенциальной суммы продаж, т. е. части рынка, которую Вы можете надеяться завоевать, и соответственно максимальной суммы реализации, на которую Вы можете рассчитывать;
  • прогноз объемов продаж. Другими словами, на этом этапе предстоит оценить, сколько реально вы сможете продать продукции (выручить за оказанные услуги) при имеющихся условиях деятельности, какие могут быть затраты на рекламу и уровень цен, который вы намерены установить, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом, да и через несколько лет.

Естественно, что при этом Вы соберете также информацию о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж.

При составлении плана маркетинга Вам предстоит продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные его элементы (а это, кстати, особый и очень важный документ для Вашего внутреннего пользования).

Основные элементы плана маркетинга: Схема распространения товаров (услуг). Ценообразование. Реклама. Методы стимулирования продаж. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров). Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.

В разделе бизнес-плана о персонале речь идет, о том, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как Вы планируете наладить работу своего персонала. В этом разделе следует привести также организационную схему вашей организации, из которой должно быть четко видно, кто и чем будет заниматься, как все службы будут между собой взаимодействовать и как будет осуществляться координация и контроль их деятельности.

Раздел бизнес-плана, посвященный правовым аспектам организации, целесообразно готовить вместе с юристом. Лучше договориться о консультации с юрисконсультом одной из действующих коммерческих фирм.

Раздел бизнес-плана "Финансы" или "Финансовый план" призван обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Необходимо подготовить одновременно несколько документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных поступлений и платежей; сводный баланс активов и пассивов организации; расчет достижения безубыточности.

Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно "состарить" любую новинку. Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выходы из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов[4, с.32].

В конце бизнес-плана приводится фактографическая информация, а именно полное наименование организации или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

Информация о работе Бизнес-планирование: сущность, необходимость