Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:12, курсовая работа
Целью данной работы является не только изучение процесса и методов планирования на предприятии, но и доказательство того, что неорганизованность в системе планов на предприятии может существенно сказаться на результатах деятельности организации.
В японских компаниях тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персонала, а принятие решений носит групповой характер.
Таким образом,
в условиях рынка каждому предприятию
нужны не только краткосрочные, но и долгосрочные,
а так же стратегические и тактические
планы своего социально - экономического
развития.
2.2 Организация системы планирования на предприятии молочной промышленности ОАО «Марийскмолпром»
ОАО «Марийскмолпром» учреждено в процессе приватизации и реорганизации государственного предприятия «Йошкар-олинская маслосырбаза» и является его правопреемником. ОАО «Марийскмолпром» по отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности относится к производственному предприятию, по форме собственности является частным предприятием, по организационно-правовой форме предпринимательской деятельности относится к акционерному обществу. По отраслевой принадлежности ОАО «Марийскмолпром» относится к пищевой промышленности. Предприятие относится к Министерству сельского хозяйства Республики Марий Эл.
ОАО «Марийскмолпром» специализируется на выпуске твердых и плавленых сыров, сливочного масла и цельномолочной продукции, реализация которой осуществляется оптом в республике и нескольких регионах России.
Проанализировав работу предприятия за девять месяцев 2006 года, имеются следующие результаты. Выручка от продажи готовой продукции составила 36203000, себестоимость проданной продукции 33872000, валовая прибыль составила 2331000, расходы-1196000, таким образом, прибыль от продаж 1135000. Прочие расходы составляют 1916000. По результатам отчетного года убыток от деятельности составил 685000. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года убыток снизился на 20%. Убыток от продаж, как видно по данным, это следствие высокой себестоимости продукции и низкой цены на рынке.
Убыточно предприятие работает с 2004 года. Причем необходимо отметить, что в 2001, 2002 и 2003 годах чистая прибыль ОАО «Марийскмолпром» была стабильной и составляла порядка 4 миллионов рублей в год. Состояние предприятия с 2004 года можно характеризовать кризисным, поскольку в первую очередь финансовый результат от деятельности стал отрицательным. В 2004 и 2005 убыток покрывался за счет резервов, которые были сформированы до наступления кризиса. Тем не менее, фактически результат работы был отрицательным. Причины подобных изменений известны, они заключаются в следующем:
1) Изменилась конъектура рынка сыра в России и в республике. Во-первых, в Россию стал поступать сыр из стран СНГ по очень низким ценам, вследствие чего, цена на сыр предприятия снизилась. Во-вторых, в Россию ввозится импортный сыр, цена которого если и не ниже, чем на отечественный, то хотя бы тот факт, что она на уровне цены сыров наших производителей, влияет на предпочтения потребителей. Ведь в основном потребитель отдает предпочтение импортному сыру, хотя бы, потому что многие считают, что его вкусовые качества лучше. В-третьих, появилась тенденция вывоза из республики сырья в соседние регионы. Это связано с тем, что, к примеру, в республике Татарстан, функционирует достаточно много предприятий молочной промышленности, сам регион более обеспечен финансовыми ресурсами, поэтому предприятия молочной промышленности могут предложить колхозам - поставщикам молока более выгодную цену. Таким образом, этот процесс вывоза молока из республики заставил повысить покупную цену на основное сырье. В итоге: понизилась отпускная цена, а себестоимость выпуска сыра возросла.
2) Кризис в сельском хозяйстве республики Марий-Эл. Хозяйства, которые занимаются получением молока, пришли в упадническое состояние. Это связано с недостатком финансирования сельского хозяйства. За последние три года более 10 хозяйств пришли в упадок или разорились совсем. Поголовье скота сократилось в несколько раз и не наблюдается тенденции к его увеличению. Таким образом, основного сырья в республике недостаточно. В принципе не выгодно заниматься разведением крупнорогатого скота. В первую очередь по причине того, что себестоимость его очень высокая, и практически не покрывает затрат на производство. Гораздо выгоднее разводить птиц и заниматься свиноводством, поскольку скорость их производства составляет менее 4 месяцев, и себестоимость невысока.
3) Причины высокой стоимости производства таковы. Начать следует с того, что цена на молоко в нашей стране находится на уровне европейских государств, то есть около 30 центов за литр. Цена на сыр, тоже на одном уровне. Единственная разница в том, что в европейских странах государство выплачивает предприятиям дотации, поэтому часть потраченных на сырье денег возвращается, и затраты сокращаются. У нас в стране никаких подобных мероприятий не проводится. Цена на сыр уже несколько лет держится практически на одном и том же уровне, а себестоимость с каждым годом возрастает, и не, сколько из-за стоимости сырья, сколько из-за повышения издержек производства. Сюда можно отнести повышение заработной платы работников, увеличение платежей за энергию и прочее.
Но предприятие существует, продолжает свою деятельность, выполняет все обязанности перед работниками и государством. Несмотря на свою убыточную деятельность, предприятию удается платить по всем своим обязательствам.
Необходимо начать с того, что на данном этапе система планирования деятельности на предприятии организована на очень низком уровне, можно говорить о ее отсутствие. То есть отсутствуют стратегические, тактические и частично оперативные планы, оформленные документально. Единственным официальным документом, относящимся к планированию, является финансовый план на месяц, представленный в приложении 7. Нужно так же отметить, что на основании второй части этого плана не формируется план по закупке вспомогательного сырья и материалов. Вместо этого мастера из производственных цехов подают заявку или же предупреждают о том, что, условно, упаковочной пленки хватит еще примерно на две недели. Так же на уровне оперативного планирования прогнозируются объемы реализации продукции на предстоящий месяц. Этот процесс осуществляется с помощью анализа ретроспективных данных за этот же период предыдущего года. Затем начальник отдела сбыта согласовывает объемы месячных поставок с крупными клиентами путем формирования заявок. Мелкооптовые поставки в основном не влияют на составление плана реализации на месяц по причине их малой доли в составе объема реализации. Так же на уровне оперативного планирования составляется прогноз поставок основного сырья - молока, на основе договоров о ежедневной минимальной партии сырья от каждого хозяйства. Таким образом, формируется программа производства продукции на месяц. Так же необходимо отметить, что в летний период объем поставок молока выше, чем в зимний период. Одной из задач предприятия - за летние месяцы произвести максимально возможное количество продукта, а затем зарезервировать его до наступления сезона повышенного спроса на сыр. В летние месяцы спрос на твердые сыры минимален, это особенность обусловлена высокой температурой воздуха, транспортировка сыра осложняется этим фактором. Цена на продукцию соответственно низкая. В зимний же период наоборот - спрос повышается, транспортировка не вызывает никаких сложностей, и цена соответственно выше.
На предприятии существует своя, разработанная собственниками, схема антикризисного планирования.
Прежде всего, отмечу, что как такового, изложенного на бумаге, плана нет. Тем не менее, действия руководства данного предприятия направлены на выполнение следующих целей:
1) Своевременные расчеты с кредиторами.
2) Устранение неплатежеспособности.
3) Восстановление финансовой устойчивости.
Эти цели не были бы осуществимы, если бы ОАО «Марийскмолпром» не входил в группу предприятий, которые имеют возможность предоставлять займы и брать под свою ответственность кредиты на финансовое восстановление.
На данном этапе деятельности цель и задача стратегического антикризисного планирования для предприятия заключается в том, чтобы в первую очередь добиться положительного финансового результата от деятельности. Для этого необходимо чтобы увеличилась в первую очередь разница между затратами на производство продукции и продажной ценой. Поэтому нужно увеличивать объем производства, так как производственные мощности полностью не используются. Этого можно добиться за счет привлечения большего количества ресурсов. На данный момент предприятие не может этого сделать, поскольку наблюдается дефицит средств, чтобы привлечь новых поставщиков ресурсов. Ведь для этого необходимо сделать колхозам и фермерским хозяйствам такое предложение, которое бы заставило «уйти» их от прежних покупателей.
Одной из основных целей стратегического антикризисного плана является то, что предприятие вкладывает свои средства в строительство собственной сырьевой базы. То есть в 2005 году был приобретен разорившийся комплекс на 500 голов скота. В этом же году началась работа по созданию своего собственного дойного стада. Этот процесс длителен и сложен. Сегодня уже имеются несколько комплексов, которые ежедневно поставляют сырье на завод, поголовье скота насчитывает порядка 800 голов. Конечно, собственного сырья не только не достаточно, но и не хватит для работы предприятия, тем не менее, поставленной цели собственники добились. Из имеющихся мощностей в 50 тонн молока в сутки, собственный комплекс поставляет 10 тонн.
Созданы все условия для развития этой деятельности - приобретены собственные комбикормовые заводы, второй год производятся собственные посевы культур для производства комбикормов, собственные коровьи фермы. Все это входит в единый промышленный союз. По стратегическому антикризисному плану собственников, этот комплекс через 3-4 года сможет стать одним из главных поставщиков предприятия. И самое главное, предприятие не будет испытывать дефицита ресурсов и станет более независимым.
Организовать систему планирования на ОАО «Марийскмолпром», на наш взгляд, просто необходимо. Конечно, политика собственников проводится с учетом долгосрочных перспектив развития. Однако для действительно эффективной работы предприятия не хватает четкого руководства и планирования. Потому что на данный момент нельзя сказать, что предприятие работает как единый, целостный механизм.
Можно привести несколько примеров из деятельности ОАО «Марийскмолпром» за 2006 год, которые являются подтверждением того, что необходимо ввести систему планирования. На уровне оперативного планирования: несколько раз в 2006 году был остановлен процесс производства плавленого сыра по причине нехватки сопутствующего сырья (зелени, аджики, орехов). Остановлен процесс производства твердого сыра, потому что закончилась упаковочная пленка, а закупают ее в городе Волгоград, поэтому произвели из сырья высшего качества большое количество плавленого сыра, на производство которого обычно идет самое низкокачественное молоко. Подобные ситуации недопустимы, особенно, если предприятие находится в условиях кризиса. Необходимо бороться за каждый рубль прибыли. Но на данном этапе этого не делается. Собственники не могут полностью контролировать всю деятельность предприятия, особенно производственный процесс. Этим должны заниматься менеджеры, ведь на предприятии есть занятая единица- начальник производства. На наш взгляд, причиной возникновения подобных проблем является низкий уровень менеджмента предприятия, а так же отсутствие организации системы планирования.
Собственник, занимающийся антикризисным планированием, в основном уделяет внимание финансовому состоянию предприятия. Составляет собственный прогноз денежного потока на предстоящий месяц, основываясь на ретроспективной информации. Затем начальнику отдела сбыта дается указание составить план крупных заказов по регионам России. На основе этой информации составляется прогноз и сроки денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные кредиторы - поставщики молока. Поэтому с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут прерваны. Вторым пунктом в списке кредиторов обычно ставится заработная плата работников. Третьим стоит уплата налогов и процентов по кредитам. Если вдруг в финансовом плане на месяц собственник обнаруживает, что средств не достаточно, то запускается механизм «перекредитования». Как было сказано выше, ОАО «Марийскмолпром» входит в торгово-промышленный союз, поэтому есть возможность взять кредит под ответственность, входящего в союз предприятия. Затем полученные денежные средства даются в заем ОАО «Марийскмолпром». Расчет в основном происходит произведенной продукцией.
Антикризисный план так же заключался в сокращении издержек на производство. И полностью был реализован к началу 2006 года. В 2005 году в эксплуатацию была введена собственная котельная, работающая на газе. Экономия через год составила почти 1 миллион рублей. Так же был сокращен лишний персонал: секретари у начальников отделов, экономия так же составила примерно 300 тысяч рублей за год, юридический отдел - экономия 150 тысяч рублей за год. В антикризисный план так же входил новый план деятельности предприятия в целях сокращения налогообложения. Была проведена реструктуризация, на базе ОАО «Марийскмолпром» созданы две организации, то есть на данный момент фактически ОАО «Марийскмолпром» выпускает продукцию для новых организаций, и продает ее по тарифам. Эти меры позволили сократить до минимального уровня налоговые отчисления.
Сокращение расходов на предприятии так же осуществляется за счет снижения потери ресурсов, без которых не обходится ни одно производство. Во многом потеря ресурсов происходит по вине людей, работающих на предприятии. Так как производство сезонное в основном потеря молока происходит летом, в жаркую погоду. В первую очередь ОАО «Марийскмолпром» может потерять несколько тонн качественного молока из-за того, что его привезли испорченным, то есть кислотность не соответствует норме для производства твердого сыра. Тогда это молоко приходится перерабатывать на приносящие малую прибыль плавленые сыры, которые, в общем, производятся для поддержания ассортимента. Так же потеря качества сырья может произойти и на предприятии после привоза молока, к примеру, оно может простоять дольше положенного времени или быть залито в плохо промытые баки. Происходит процесс повышения кислотности и молоко перерабатывают в готовую продукцию, плавленые сыры, но прибыль от реализации такой продукции существенно ниже. Так же экономия ресурсов осуществляется за счет оптимального подхода к их использованию. На ОАО «Марийскмолпром» отходы являются продуктом для перепродажи.
Для каждого производственного предприятия необходимо формировать программу производства продукции. Необходимость составления обусловлена тем, что, во-первых, предприятие должно производить столько видов товаров, сколько оно сможет реализовать, во-вторых, необходимо произвести такое количество разного вида продукции, которое бы обеспечило получение максимальной прибыли для ОАО «Марийскмолпром». В связи с этим следует решить задачу по составлению производственной программы для ОАО «Марийскмолпром».
Задача для построения экономико-математической модели производственной программы: в цехе твердых сыров планируется выпуск пяти наименований твердого сыра: Голландский (х1), Российский (х2), Юнга (х3), Пошехонский (х4), Хоттабыч (х5). В сутки на предприятие поступает 25 тонн пригодного для варки сыра молока. Сколько килограммов твердых сыров каждого вида следует произвести, для того, чтобы обеспечит максимальную прибыль от реализации. Известно, что спрос на сыр: Голландский (х1) 15000 кг., Российский (х2) 20000 кг., Юнга (х3) 10000 кг, Пошехонский (х4) 7000 кг., Хоттабыч (х5) 5000 кг. Прибыль от реализации 1 кг. сыра составит: Голландский =84,13, Российский=84,45, Юнга =80,3, Пошехонский = 81, Хоттабыч =78. Для того, чтобы изготовить 1 кг. сыра необходимо молока: Голландский 10,39 л. (х1), Российский 10,87 л. (х2), Юнга 8,0 л. (х3), Пошехонский 9,22 л. (х4), Хоттабыч 8,02 л.(х5).