Валеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 14:50, доклад

Краткое описание

Валеологии присущи все атрибуты науки : она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками , исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье

Файлы: 1 файл

Валеология.доклад Microsoft Office Word (2).docx

— 29.62 Кб (Скачать)

Валеология  – это комплекс  наук , или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах  систем  организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

 

Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

 

Наиболее активно дифференцирование коснулась  наук  о человеке и в особенности – имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих  науках  человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой  науки  видят в человеке только свой предмет.

 

С этих позиций закономерным следует считать появление  валеологии . Возможно, ни одна другая  наука  не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других  наук , как  валеология . Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности – не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

 

В начале этой главы уже было показано, что  валеологии  присущи все атрибуты  науки : она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений  валеологии  как самостоятельной  науки  (или научного направления) с другими  науками , исходя прежде всего из того, что предметом  валеологии  является здоровье (см. рисунок).

 

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

 

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

 

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает  систему  знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты:  науку  о болезнях (патологию),  науку  о здоровой среде обитания (гигиену),  науку  о механизмах выздоровления (саногенез) и  науку  об общественном здоровье (санологию).

 

 
Рис. 1. Взаимодействие  валеологии  с другими  науками 

 

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

 

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

 

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

 

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

 

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

 

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

 

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

 

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

 

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

 

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

 

Разумеется, определенные выше взаимосвязи  валеологии  не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и  валеология  является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется  наукой , предметом которой, в свою очередь, является человек.

 

Связь  валеологии  с другими  науками  имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных  наук, валеология  сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.


Информация о работе Валеология