Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, практическая работа
Цель: определение жизненной емкости легких с помощью секундомера и специальных формул.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, спирометр
Практическое занятие № 6
Тема: Валеология дыхания
Цель: определение жизненной емкости легких с помощью секундомера и специальных формул.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, спирометр
Содержание и порядок выполнения работы:
Жизнедеятельность любого организма сопряжена с энергозатратами в ходе которых происходит ферментативное расщепление богатых энергией веществ (макроэргов) и прежде всего АТФ. Израсходованные источники энергий восстанавливаются сложными путями, в первую очередь с помощью утилизации питательных веществ, завершающим звеном которых служит биологическое окисление:
C6H12О6 + 6O2 —> 6СО2 + 6Н2О + энергия.
В результате этих процессов органические вещества разлагаются на углекислый газ и воду, при этом выделяется энергия
Поглощение живыми организмами кислорода и выделение углекислого газа и составляет сущность дыхания. Биологическое окисление происходит с помощью ферментов локализованных на внутренних мембранах и кристах митохондрий - энергетических центрах клетки. Поэтому в понятие дыхания включают все процессы, связанные с доставкой О2 из окружающей среды внутрь клетки и с выделением СО2 из клетки в окружающую среду.
В физиологии чаще всего различают три этапа дыхания:
Дыхание человека постоянно приспосабливается К изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции. Предлагаемые работы в некоторой степени позволяют ознакомиться с особенностями внешнего дыхания и его регуляцией.
Задание 1. Дыхательные движения.
К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в минуту, что становится сопоставимым с частотой дыхания у взрослых. При регулярных занятиях физической культурой частота дыхания снижается и составляет 10-15 в минуту. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания непосредственно после занятия не превышала у взрослых - 30, а у детей - 40 дыхательных движений в минуту, а восстановление ее исходной величины происходило бы не позднее чем через 7-9 мин.
Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого руку с широко расставленными пальцами и считает количество вдохов за 1 мин (подсчет производится в положении стоя).
Сравните полученные результаты.
Ответьте на вопросы: Почему в душном помещении резко снижается трудоспособность? Почему когда плотно поешь становится трудно дышать? Какое значение для организма человека имеет расположение в носовой полости рецепторов, воспринимающих запах?
Задание 2. Жизненная емкость легких.
Мундшук спирометра протирают ватой, смоченной спиртом. Испытуемый после максимального вдоха делает максимального глубокий выдох в спирометр. Измерение производят несколько раз и вычисляют среднюю величину. Необходимо каждый раз устанавливать исходное положение шкалы спирометра. Результаты записывать в таблицу.
2.2. Дыхательный объем воздуха.
После спокойного вдоха, испытуемый делает спокойный выдох в спирометр. Измерение производят несколько раз и вычисляют среднюю величину.
2.3. Резервный объем выдоха.
Испытуемый после очередного выдоха делает максимальный выдох в спирометр. Измерение производят несколько раз и вычисляют среднюю величину.
2.4. Резервный объем вдоха.
Для определения резервного объема вдоха вычисляют из величины ЖЕЛ сумму дыхательного и резервного выдоха.
2.5. Остаточный объем.
Для этого используют
косвенные методы, но считают что
в
норме остаточный объем = 25 -30
% от ЖЕЛ (около 1200 мл)
Результаты определения
Количество измерений |
Жизненная емкость легких (л) |
Дыхательный объем воздуха (л) |
Pезервный объем выдоха (л) |
1-ое измерение |
|||
2-ое измерение |
|||
3-ое измерение |
|||
среднее |
2.6. Решение задач.
ЖЕЛ для мужчин
Рост, см |
Масса тела, кг | ||||||
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 | |
165 |
4000 |
4150 |
4300 |
4450 |
4600 |
4750 |
4900 |
170 |
4200 |
4350 |
4500 |
4650 |
4800 |
4950 |
5100 |
175 |
4400 |
4550 |
4700 |
4850 |
5000 |
5150 |
5300 |
180 |
4600 |
4750 |
4900 |
5050 |
5200 |
5350 |
5500 |
185 |
4800 |
4950 |
Л100 |
5250 |
5400 |
5550 |
5700 |
ЖЕЛ для женщин
Рост, см |
Масса тела, кг | ||||||
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 | |
155 |
2900 |
2950 |
3000 |
3050 |
3100 |
3150 |
3200 |
160 |
3100 |
3150 |
3200 |
3250 |
3300 |
3350 |
3400 |
165 |
3300 |
3350 |
3400 |
3450 |
3500 |
3550 |
3600 |
170 |
3500 |
3550 |
•3600 |
3650 |
3700 |
3750 |
3800 |
175 |
3700 |
3750 |
3800 |
3850 |
3900 |
3950 |
4000 |
180 |
3900 |
3950 |
4000 |
4050 |
4100 |
4150 |
4200 |
Используя определения ЖЕЛ, определите жизненный индекс по формуле:
ЖЕЛ (мл)
масса (кг)
в норме он равен 60мл/кг для мужчин и 50 мл/кг для женщин. Если при расчете величина ЖИ меньше, то это свидетельствует о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.
Задание 3. Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки.
3.1. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе.
Испытуемый в течение 3-4 мин в положений сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные 3 попыток и берут среднее арифметическое.
У здорового человека (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с, у взрослого-40-60 сек.
3.2. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе
Испытуемый в течение 3-4 мин в-положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного вдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание сколько сможет, зажав при это нос. Испытатель пользуясь секундомером определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные 3 попыток и берут среднее арифметическое.
У здорового человека 6-18 лет время задержки дыхания на выдохе составляет 42-13 с, у взрослого - 25-30 сек.
3.3. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких ( учащенного дыхания)
Испытуемый в течение 1-2 мин дышит с наибольшей глубиной (а не частотой), а затем по команде задерживает дыхание на максимальном вдохе или на максимальном выдохе. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные 3 попыток и берут среднее арифметическое значение. Сравните полученные результаты с предыдущими и сделайте вывод.
3.4. Определение
времени максимальной задержки
дыхания после дозированной
В положений сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. Время задержки экспериментатор регистрирует. После отдыха (около 5 мин) испытуемый делает 20 приседаний за 30 с. По окончании работы он садится на стул и задерживает дыхание, время задержки экспериментатор вновь регистрирует, после отдыха (1 мин) испытуемый повторяет упражнение с задержкой дыхания на спокойном вдохе.
Определите долю времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки по формуле, где Б - время задержки дыхания в спокойном состоянии; В - время задержки дыхания после дозированной нагрузки.
Формула расчета времени задержки дыхания на выдохе (А):
А= (Б-В/Б) х100
При дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50%.
3.5. Индекс Скибинской.
Он позволяет определить в определенной мере оценить функции системы дыхания и ССС по формуле:
ЖЕЛ (мл) х А/ 100 х Б, где А – длительность задержки дыхания, Б- частота пульса (уд/мин)
Данные величины сравните с квалификационной шкалой и сделать выводы:
Значение индекса Скибинской |
Состояние ССС и дыхательной системы |
Меньше 5 |
Очень плохо |
5-10 |
Неудовлетворительно |
10-30 |
Удовлетворительно |
30-60 |
Хорошо |
Более 60 |
Очень хорошо |
Литература: