История развития Валеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».

Файлы: 1 файл

валеолго.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

УО «Витебский государственный медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«История  развития Валеологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Харьковская Ольга

401 МДД

Преподаватель:

Ижохина Н.Г.

 

Витебск, 2013г.

 

Введение

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально  и методологически связан с проблемой  создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.[1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические  и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

 

 

 

 

 

 

История развития валеологии

Основоположником  науки о здоровье в современном  ее понимании по праву считается  выпускник Военно-морской медицинской  академии И.И. Брехман, впервые после  долгого забвения (1982) поднявший  на щит методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства для здоровых»), он пришёл к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путём изучения этиологии и механизмов здоровья индивида. Назвав обоснованное им научное направление "валеологией" (от латинского valeo - "здравствовать", "быть здоровым"), он в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло второе, дополненное и переработанное издание этой книги.

 Вторым центром  развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического  направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР "Медицинские проблемы физической культуры и спорта" Г. Л. Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В этом же году была опубликована его первая статья о методологии количественной оценки уровня здоровья индивида (журнал «Гигиена и санитария»).

 В 1986 году  Главным управлением учебных  заведений МЗ СССР был утверждён  «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, В.А. Силуянова и др.). Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте, где при кафедре нормальной физиологии был создан соотвествующий курс (В.П. Куликов).

 В конце  80-х г.г. Ю.П. Лисицын, являясь  рецензентом первой монографии  И.И. Брехмана, написал серию статей, в которых реанимировал термин "санология". Под этим термином  он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория «здоровый образ жизни». Благодаря этой терминологической неразберихе (проблемой общественного здоровья занимается социальная гигиена) в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были созданы кафедры «Пропаганды здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. – проф. В.П. Петленко).

 Неудачи,  связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соотвествующей «ниши» для врачей - валеологов в здравоохранении, с другой – отсутствием чётких представлений о методологических основах новой науки.

 Термин «санология»  был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности «врач-санолог» (1991). Кафедра, открытая в 1992 году при Киевском институте усовершенствования врачей (впоследствии – Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика) для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и санологии (зав. –Апанасенко Г.Л., руководитель цикла - Л.А.Попова). Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры сформулировать критерии валеологии как науки (предмет, объект, теоретические основы, методы и задачи), составить квалификационную характеристику врача-санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих специализацию и предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования. К окончанию 2000 года на кафедре прошли обучение и получили сертификат специалиста более 1000 врачей-санологов.

 С 1992 года  к исследованию проблем валеологии  присоединились специалисты НИЦ  профилактической медицины МЗ  России (И.А.Гундаров и др.), где  решались важные научно-практические  проблемы.

 По инициативе  И.И. Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г.Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов «Валеология», в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.

 С 1994 г. Российский  институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, директор – П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Если на 1-м конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на 2-м (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. На основе идеологии, сформулированной И.И. Брехманом, который, к сожалению, к этому времени уже ушёл из жизни, ведущие валеологи стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров, В.П. Куликов и др.) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и её роли в профилактической медицине. 3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже был назван «Профилактическая медицина и валеология». Идеи И.И. Брехмана получили на этом конгрессе своё дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное движение «Здоровый мир», было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности «врач-валеолог».

 Министерства просвещения  России и Украины сразу оценили  роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогичесих университетах и школах новый учебный предмет «валеология». Однако, целый ряд ошибок чисто тактического характера (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие валеологии в образовательной области. Тем не менее, первая кафедра педагогической валеологии на территории бывшего СССР была открыта при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет педагогического мастерства, зав. каф. проф. В.В. Колбанов). По сути, это была первая в мире полноценная кафедра валеологии.

 К сожалению, из-за  отсутствия единого методологического  руководства, повлекшего за собой  включение в учебные программы  общеобразовательных школ излишне подробных разделов по половому просвещению (к примеру, о физиологии полового акта, половых извращениях и т.п.), преподавание валеологии в России встретило ожесточённое сопротивление Православной церкви и было запрещено (2000 г.). Подобные же проблемы возникали и в Украине, но они больше касались религиозно-мировоззренческих аспектов. Всё это затормозило развитие педагогической валеологии, хотя и не имело к ней прямого отношения.

 В 1997 году совместным  решением МЗ и АМН Украины  была создана проблемная комиссия «Санология и валеология», которая призвана координировать научные исследования по валеологии в Украине. С 1996 года в России и Украине издаётся журнал «Валеология».

 Рассматривая краткую  историю валеологии, нельзя не  упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Но за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное здоровье» в самостоятельную категорию.

 Говоря об истоках  валеологии, следует сказать и о комплексе наук о спорте, в т.ч. спортивной медицине - разделе медицинской науки, в котором сконцентрирована основная масса информации о здоровом человеке. Но это не единственная особенность спортивной медицины. Спортивный врач нередко имеет возможность наблюдать, как его пациент постепенно переходит от состояния здоровья к состоянию болезни (это происходит под влиянием неадекватных режимов тренировочного процесса). Этот переход реализуется через "третье состояние", что дает возможность составить о нем вполне определенное представление. Это течение процесса - от "здоровья" к "болезни" совершенно необычно и незнакомо для врача-клинициста, который, имея дело с больным, наблюдает его выздоровление.

 Кроме того, спортивный  врач никогда не выносит суждения о состоянии пациента без использования функциональных проб, в том числе с физической нагрузкой. Это позволяет получить информацию о состоянии адаптационных резервов, что существенно дополняет клиническую картину.

 Нельзя забывать, как о предтече валеологии, работы  натуропатов, вплотную приблизившихся  к решению её практических  задач (П. Брегг, А. Чейз, Д.  Уокер др.).

 Появлению  валеологии, кроме, медицинских предпосылок,  способствовали также общие тенденции  в развитии науки и особенности эпохи. Одной из тенденций науки настоящего времени является направление острия интересов от технократических проблем к феномену человека, к постижению его сущности, исследованию законов жизни. Валеология рассматривает преимущественно организменный уровень организации человека (в отличие от других разделов медицинской науки). Такой уровень понимания стал возможным благодаря второй особенности современной науки - переходу с дифференцировочного этапа развития на интегративный, когда медицина, наряду с изучением отдельных органов и систем, обратилась к исследованию целостного человека. Этому способствовала разработка принципов системного анализа, позволившая представить человека как единую биоэнергоинформационную систему и начать формирование нового научного подхода к проблеме здоровья.

 Новый подход  к исследованию проблем индивидуального  здоровья связан и с принципиальными  изменениями в представлениях  об особенностях окружающего  нас мира. В свете новейших  достижений теоретической физики  ответ на извечный вопрос: «Что первично: сознание или материя?»- становится сегодня не таким однозначным, как два десятилетия назад. Из тысячелетий прошлого возвращаются знания, реализуемые в новые представления о человеке и его здоровье (В.П.Гоч, Л.А.Попова и др.)

 Валеология  ограничивает круг своих интересов  проблемой индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет  исследования социальной гигиены.  Вместе с тем, валеологи хорошо  себе представляют роль социально-гигиенических  факторов в деле сохранения и укрепления здоровья индивида. И в системе оздоровления предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие стиль жизни человека. В то же время осознание сущности здоровья позволяет валеологии делать далеко идущие выводы относительно глубинных причин ухудшения общественного здоровья на постсоветском пространстве. Речь идёт о солидном и весьма доказательном исследовании И.А. Гундарова (1995), в котором показано, что истинная причина резкого ухудшения общественного здоровья в России в намного большей степени обусловлена разрушением духовных идеалов общества (снижением духовности), чем сопутствующими социально-экономическими факторами.

Информация о работе История развития Валеологии