Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:34, контрольная работа
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.
Введение. Основные понятия валеологии………………………………..... 3
История развития валеологии………………………………………..…... 6
II. Место валеологии в системе наук…………………..…...……………… 12
Заключение…………………………………………………………………… 17
Список использованной литературы ……………………………………… 19
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный
университет технологии
и дизайна
КАФЕДРА
………………
Контрольная
работа №1
По дисциплине: Валеология
На тему: История развития валеологии
Студентки: Галущак Анны Сергеевны
Специальность: Социально-культурный сервис и туризм
Курс, группа: 2 курс, группа 2-сз-1
Шифр
зачетной книжки:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Основные
понятия валеологии………………………………
II. Место валеологии
в системе наук…………………..…...………………
12
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы ………………………………………
19
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.
Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье.
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной
целью валеологии служат
I. История
развития валеологии.
Существенный
вклад в формирование предпосылок
к появлению валеологии сделан группой
учёных Киевского НИИ медицинских
проблем физической культуры МЗ Украины
(1969-1986), развивавших учение о физическом
состоянии человека (Г.Л. Апанасенко,
С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В. Муравов,
Е.А. Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ,
являющийся по сути единственным в бывшем
СССР научным учреждением, занимающимся
проблемами здоровья практически здорового
человека, в 1986 году был расформирован.
Основоположником науки о здоровье в современном
ее понимании по праву считается выпускник
Военно-морской медицинской академии
И.И. Брехман, впервые после долгого забвения
(1982) поднявший на щит методологические
основы охраны здоровья практически здоровых
людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав
новое научное направление – фармакосанацию
(«лекарства для здоровых»), он пришёл
к мысли о необходимости изменить всю
стратегию здравоохранения путём изучения
этиологии и механизмов здоровья индивида.
Назвав обоснованное им научное направление
"валеологией" (от латинского valeo
- "здравствовать", "быть здоровым"),
он в 1987 г. выпустил первую монографию
по проблеме, в которой утверждал, что
наука о здоровье не должна ограничиваться
одной медициной, а быть интегральной,
формируясь на основе экологии, биологии,
психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло
второе, дополненное и переработанное
издание этой книги.
Вторым центром развития валеологии стал
Киев, где формирование валеологического
направления было связано со спортивной
медициной (спортивная медицина обладает
крупнейшим в медицинской науке банком
данных о состоянии функций здоровых людей).
В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного
Совета АМН СССР "Медицинские проблемы
физической культуры и спорта" Г. Л.
Апанасенко впервые представил обоснованную
им модель, пригодную для оценки уровня
соматического здоровья индивида по прямым
показателям, привел доказательства ее
информативности, раскрыл перспективы
использования этой модели в профилактике
заболеваний и оздоровлении населения.
В этом же году была опубликована его первая
статья о методологии количественной
оценки уровня здоровья индивида (журнал
«Гигиена и санитария»).
В 1986 году Главным управлением учебных
заведений МЗ СССР был утверждён «Межкафедральный
план преподавания валеологии для студентов
медицинских институтов» (Л.А. Калинкин,
В.А. Силуянова и др.). Первое учебное пособие
по медицинской валеологии для студентов-медиков
появилось в Алтайском медицинском институте,
где при кафедре нормальной физиологии
был создан соотвествующий курс (В.П. Куликов).
В конце 80-х г.г. Ю.П. Лисицын, являясь рецензентом
первой монографии И.И. Брехмана, написал
серию статей, в которых реанимировал
термин "санология". Под этим термином
он понимал науку об общественном здоровье,
фундаментом которой является категория
«здоровый образ жизни». Благодаря этой
терминологической неразберихе (проблемой
общественного здоровья занимается социальная
гигиена) в Ленинградском ГИДУВе (1987) и
Крымском медицинском институте (1990) были
созданы кафедры «Пропаганды здорового
образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали
недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге
кафедра реформирована в курс валеологии,
зав. – проф. В.П. Петленко).
Неудачи, связанные с деятельностью кафедр
ЗОЖ на том этапе развития валеологии,
определялись, с одной стороны, отсутствием
соотвествующей «ниши» для врачей - валеологов
в здравоохранении, с другой – отсутствием
чётких представлений о методологических
основах новой науки.
Термин «санология» был использован и
при утверждении в Украине врачебной специальности
«врач-санолог» (1991). Кафедра, открытая
в 1992 году при Киевском институте усовершенствования
врачей (впоследствии – Киевская медицинская
академия последипломного образования
им. П.Л. Шупика) для подготовки этих специалистов,
получила название кафедры спортивной
медицины и санологии (зав. –Апанасенко
Г.Л., руководитель цикла - Л.А.Попова).
Наличие соответствующей медицинской
специальности, сформировавшийся к тому
времени социальный запрос в практическом
здравоохранении Украины позволили коллективу
кафедры сформулировать критерии валеологии
как науки (предмет, объект, теоретические
основы, методы и задачи), составить квалификационную
характеристику врача-санолога (валеолога),
создать учебную программу и программу
компьютерного тест-контроля уровня знаний
практических врачей, проходящих специализацию
и предаттестационную подготовку, и проводить
целенаправленные научные исследования.
К окончанию 2000 года на кафедре прошли
обучение и получили сертификат специалиста
более 1000 врачей-санологов. 2
С 1992 года к исследованию проблем валеологии
присоединились специалисты НИЦ профилактической
медицины МЗ России (И.А.Гундаров и др.),
где решались важные научно-практические
проблемы.
По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного
им научно-координационного центра валеологии
(г.Владивосток) начинается систематический
выпуск сборников научных трудов «Валеология»,
в которых находят отражение важнейшие
достижения новой науки.
С 1994 г. Российский институт профилактической
медицины (г. С.-Петербург, директор – П.П.Горбенко)
начинает проводить ежегодные национальные
конгрессы по проблемам профилактической
медицины. Если на 1-м конгрессе валеология
была представлена лишь единичными докладами,
то на 2-м (1995 г.) уже было организовано секционное
заседание по проблемам валеологии. На
основе идеологии, сформулированной И.И.
Брехманом, который, к сожалению, к этому
времени уже ушёл из жизни, ведущие валеологи
стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров,
В.П. Куликов и др.) представили весомые
аргументы в пользу валеологии как науки
и её роли в профилактической медицине.
3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже
был назван «Профилактическая медицина
и валеология». Идеи И.И. Брехмана получили
на этом конгрессе своё дальнейшее развитие.
В частности, сформировано общественное
движение «Здоровый мир», было принято
и реализовано решение о создании в России
новой практической специальности «врач
- валеолог».
Министерства просвещения России и Украины
сразу оценили роль валеологии в формировании
здоровья подрастающего поколения, введя
в педагогических университетах и школах
новый учебный предмет «валеология». Однако,
целый ряд ошибок чисто тактического характера
(отсутствие единой концепции преподавания,
подготовленных педагогов-валеологов
и т. п.) затормозили развитие валеологии
в образовательной области. Тем не менее,
первая кафедра педагогической валеологии
на территории бывшего СССР была открыта
при Ленинградском педагогическом институте
им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет
педагогического мастерства, зав. каф.
проф. В.В. Колбанов). По сути, это была первая
в мире полноценная кафедра валеологии.
К сожалению, из-за отсутствия единого
методологического руководства, повлекшего
за собой включение в учебные программы
общеобразовательных школ излишне подробных
разделов по половому просвещению (к примеру,
о физиологии полового акта, половых извращениях
и т.п.), преподавание валеологии в России
встретило ожесточённое сопротивление
Православной церкви и было запрещено
(2000 г.). Подобные же проблемы возникали
и в Украине, но они больше касались религиозно-мировоззренческих
аспектов. Всё это затормозило развитие
педагогической валеологии, хотя и не
имело к ней прямого отношения.
В 1997 году совместным решением МЗ и АМН
Украины была создана проблемная комиссия
«Санология и валеология», которая призвана
координировать научные исследования
по валеологии в Украине. С 1996 года в России
и Украине издаётся журнал «Валеология».
Рассматривая краткую историю валеологии,
нельзя не упомянуть о противодействии
гигиенистов, претендующих на монополию
в науке о здоровье, формированию валеологии
как науки. Но за 150 лет своего существования
гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное
здоровье» в самостоятельную категорию.
3
Говоря об истоках валеологии, следует
сказать и о комплексе наук о спорте, в
т.ч. спортивной медицине - разделе медицинской
науки, в котором сконцентрирована основная
масса информации о здоровом человеке.
Но это не единственная особенность спортивной
медицины. Спортивный врач нередко имеет
возможность наблюдать, как его пациент
постепенно переходит от состояния здоровья
к состоянию болезни (это происходит под
влиянием неадекватных режимов тренировочного
процесса). Этот переход реализуется через
"третье состояние", что дает возможность
составить о нем вполне определенное представление.
Это течение процесса - от "здоровья"
к "болезни" совершенно необычно
и незнакомо для врача-клинициста, который,
имея дело с больным, наблюдает его выздоровление.
Кроме того, спортивный врач никогда не
выносит суждения о состоянии пациента
без использования функциональных проб,
в том числе с физической нагрузкой. Это
позволяет получить информацию о состоянии
адаптационных резервов, что существенно
дополняет клиническую картину.
Нельзя забывать, как о предтече валеологии,
работы натуропатов, вплотную приблизившихся
к решению её практических задач (П. Брегг,
А. Чейз, Д. Уокер др.).
Появлению валеологии, кроме, медицинских
предпосылок, способствовали также общие
тенденции в развитии науки и особенности
эпохи. Одной из тенденций науки настоящего
времени является направление острия
интересов от технократических проблем
к феномену человека, к постижению его
сущности, исследованию законов жизни.
Валеология рассматривает преимущественно
организменный уровень организации человека
(в отличие от других разделов медицинской
науки). Такой уровень понимания стал возможным
благодаря второй особенности современной
науки - переходу с дифференцировочного
этапа развития на интегративный, когда
медицина, наряду с изучением отдельных
органов и систем, обратилась к исследованию
целостного человека. Этому способствовала
разработка принципов системного анализа,
позволившая представить человека как
единую биоэнергоинформационную систему
и начать формирование нового научного
подхода к проблеме здоровья. 4
Валеология – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.
Наиболее активно
дифференцирование коснулась
С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке — его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности — не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.5
Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Взаимодействие валеологии с другими науками:
- Историко-политологические: История, политология, право и др.
- Физкультура и спорт: Теория и методика спортивной тренировки, физическое воспитание
- Психолого-педагогические: Психология, методика, дидактика, воспитание и др.
- Производственно-экономические: Экономика, финансы, производство, технология и др.
- Философско-социологические: Методология, культурология, социология, эстетика
- Медико-биологические: Генетика, биология, физиология, этиология и патогенез, гигиена, санология и др.
- Эколого-географические: География, геология, климатология, экология и др.
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку б болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.