История развития валеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.

Оглавление

Введение. Основные понятия валеологии………………………………..... 3
История развития валеологии………………………………………..…... 6
II. Место валеологии в системе наук…………………..…...……………… 12
Заключение…………………………………………………………………… 17

Список использованной литературы ……………………………………… 19

Файлы: 1 файл

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ!!! Дописать титул!!!.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

                           Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна 

КАФЕДРА  ……………… 
 
 
 

Контрольная  работа №1 
 
 

По  дисциплине: Валеология

На  тему: История развития валеологии

Студентки: Галущак Анны Сергеевны

Специальность: Социально-культурный сервис и туризм

Курс, группа: 2 курс, группа 2-сз-1

Шифр  зачетной книжки:  
 
 
 
 
 

                                                                                             

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение. Основные понятия валеологии……………………………….....  3          

    1. История развития валеологии………………………………………..…...  6 

II. Место валеологии  в системе наук…………………..…...………………  12 

Заключение…………………………………………………………………… 17

     

Список использованной литературы  ……………………………………… 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. Основные понятия валеологии.

   Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.

   Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье.

   Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.   

   Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

   Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

   Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

   Основной  целью валеологии служат максимальное  использование унаследованных механизмов  и резервов жизнедеятельности  человека и поддержание на  высоком уровне адаптации организма  к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. История развития валеологии. 

Существенный  вклад в формирование предпосылок  к появлению валеологии сделан группой  учёных Киевского НИИ медицинских  проблем физической культуры МЗ Украины (1969-1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л. Апанасенко, С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 году был расформирован.  
Основоположником науки о здоровье в современном ее понимании по праву считается выпускник Военно-морской медицинской академии И.И. Брехман, впервые после долгого забвения (1982) поднявший на щит методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства для здоровых»), он пришёл к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путём изучения этиологии и механизмов здоровья индивида. Назвав обоснованное им научное направление "валеологией" (от латинского valeo - "здравствовать", "быть здоровым"), он в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло второе, дополненное и переработанное издание этой книги.  
Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР "Медицинские проблемы физической культуры и спорта" Г. Л. Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В этом же году была опубликована его первая статья о методологии количественной оценки уровня здоровья индивида (журнал «Гигиена и санитария»).  
В 1986 году Главным управлением учебных заведений МЗ СССР был утверждён «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, В.А. Силуянова и др.). Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте, где при кафедре нормальной физиологии был создан соотвествующий курс (В.П. Куликов).  
В конце 80-х г.г. Ю.П. Лисицын, являясь рецензентом первой монографии И.И. Брехмана, написал серию статей, в которых реанимировал термин "санология". Под этим термином он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория «здоровый образ жизни». Благодаря этой терминологической неразберихе (проблемой общественного здоровья занимается социальная гигиена) в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были созданы кафедры «Пропаганды здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. – проф. В.П. Петленко).  
Неудачи, связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соотвествующей «ниши» для врачей - валеологов в здравоохранении, с другой – отсутствием чётких представлений о методологических основах новой науки.  
Термин «санология» был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности «врач-санолог» (1991). Кафедра, открытая в 1992 году при Киевском институте усовершенствования врачей (впоследствии – Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика) для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и санологии (зав. –Апанасенко Г.Л., руководитель цикла - Л.А.Попова). Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры сформулировать критерии валеологии как науки (предмет, объект, теоретические основы, методы и задачи), составить квалификационную характеристику врача-санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих специализацию и предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования. К окончанию 2000 года на кафедре прошли обучение и получили сертификат специалиста более 1000 врачей-санологов. 2 
С 1992 года к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты НИЦ профилактической медицины МЗ России (И.А.Гундаров и др.), где решались важные научно-практические проблемы.  
По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г.Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов «Валеология», в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.  
С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, директор – П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Если на 1-м конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на 2-м (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. На основе идеологии, сформулированной И.И. Брехманом, который, к сожалению, к этому времени уже ушёл из жизни, ведущие валеологи стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров, В.П. Куликов и др.) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и её роли в профилактической медицине. 3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже был назван «Профилактическая медицина и валеология». Идеи И.И. Брехмана получили на этом конгрессе своё дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное движение «Здоровый мир», было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности «врач - валеолог».  
Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах и школах новый учебный предмет «валеология». Однако, целый ряд ошибок чисто тактического характера (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие валеологии в образовательной области. Тем не менее, первая кафедра педагогической валеологии на территории бывшего СССР была открыта при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет педагогического мастерства, зав. каф. проф. В.В. Колбанов). По сути, это была первая в мире полноценная кафедра валеологии.  
К сожалению, из-за отсутствия единого методологического руководства, повлекшего за собой включение в учебные программы общеобразовательных школ излишне подробных разделов по половому просвещению (к примеру, о физиологии полового акта, половых извращениях и т.п.), преподавание валеологии в России встретило ожесточённое сопротивление Православной церкви и было запрещено (2000 г.). Подобные же проблемы возникали и в Украине, но они больше касались религиозно-мировоззренческих аспектов. Всё это затормозило развитие педагогической валеологии, хотя и не имело к ней прямого отношения.  
В 1997 году совместным решением МЗ и АМН Украины была создана проблемная комиссия «Санология и валеология», которая призвана координировать научные исследования по валеологии в Украине. С 1996 года в России и Украине издаётся журнал «Валеология».  
Рассматривая краткую историю валеологии, нельзя не упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Но за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное здоровье» в самостоятельную категорию. 3 
Говоря об истоках валеологии, следует сказать и о комплексе наук о спорте, в т.ч. спортивной медицине - разделе медицинской науки, в котором сконцентрирована основная масса информации о здоровом человеке. Но это не единственная особенность спортивной медицины. Спортивный врач нередко имеет возможность наблюдать, как его пациент постепенно переходит от состояния здоровья к состоянию болезни (это происходит под влиянием неадекватных режимов тренировочного процесса). Этот переход реализуется через "третье состояние", что дает возможность составить о нем вполне определенное представление. Это течение процесса - от "здоровья" к "болезни" совершенно необычно и незнакомо для врача-клинициста, который, имея дело с больным, наблюдает его выздоровление.  
Кроме того, спортивный врач никогда не выносит суждения о состоянии пациента без использования функциональных проб, в том числе с физической нагрузкой. Это позволяет получить информацию о состоянии адаптационных резервов, что существенно дополняет клиническую картину.  
Нельзя забывать, как о предтече валеологии, работы натуропатов, вплотную приблизившихся к решению её практических задач (П. Брегг, А. Чейз, Д. Уокер др.).  
Появлению валеологии, кроме, медицинских предпосылок, способствовали также общие тенденции в развитии науки и особенности эпохи. Одной из тенденций науки настоящего времени является направление острия интересов от технократических проблем к феномену человека, к постижению его сущности, исследованию законов жизни. Валеология рассматривает преимущественно организменный уровень организации человека (в отличие от других разделов медицинской науки). Такой уровень понимания стал возможным благодаря второй особенности современной науки - переходу с дифференцировочного этапа развития на интегративный, когда медицина, наряду с изучением отдельных органов и систем, обратилась к исследованию целостного человека. Этому способствовала разработка принципов системного анализа, позволившая представить человека как единую биоэнергоинформационную систему и начать формирование нового научного подхода к проблеме здоровья. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Место валеологии в системе наук.

   Валеология  – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

Наиболее активно  дифференцирование коснулась наук о человеке и в особенности  — имеющих отношение к его  сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается  под различными углами зрения, а  потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет.

   С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке — его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности — не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.5

   Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Взаимодействие  валеологии с другими  науками:

- Историко-политологические: История, политология, право и др.

- Физкультура и спорт: Теория и методика спортивной тренировки, физическое воспитание

- Психолого-педагогические: Психология, методика, дидактика, воспитание и др.

- Производственно-экономические: Экономика, финансы, производство, технология и др.

- Философско-социологические: Методология, культурология, социология, эстетика

- Медико-биологические: Генетика, биология, физиология, этиология и патогенез, гигиена, санология и др.

- Эколого-географические: География, геология, климатология, экология и др.

   Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

   Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

   Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку б болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое  воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Информация о работе История развития валеологии