Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:34, контрольная работа
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.
Введение. Основные понятия валеологии……………………………….....  3          
История развития валеологии………………………………………..…...  6 
II. Место валеологии  в системе наук…………………..…...………………  12 
Заключение…………………………………………………………………… 17
     
Список использованной литературы  ……………………………………… 19
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский 
государственный 
университет технологии 
и дизайна 
КАФЕДРА  
……………… 
 
 
 
Контрольная  
работа №1 
 
 
По дисциплине: Валеология
На тему: История развития валеологии
Студентки: Галущак Анны Сергеевны
Специальность: Социально-культурный сервис и туризм
Курс, группа: 2 курс, группа 2-сз-1
Шифр 
зачетной книжки:  
 
 
 
 
 
                              
ОГЛАВЛЕНИЕ 
Введение. Основные 
понятия валеологии………………………………
II. Место валеологии 
в системе наук…………………..…...………………  
12 
Заключение……………………………………………………
Список использованной 
литературы  ……………………………………… 
19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью.
Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье.
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
   Основной 
целью валеологии служат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. История 
развития валеологии. 
Существенный 
вклад в формирование предпосылок 
к появлению валеологии сделан группой 
учёных Киевского НИИ медицинских 
проблем физической культуры МЗ Украины 
(1969-1986), развивавших учение о физическом 
состоянии человека (Г.Л. Апанасенко, 
С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В. Муравов, 
Е.А. Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, 
являющийся по сути единственным в бывшем 
СССР научным учреждением, занимающимся 
проблемами здоровья практически здорового 
человека, в 1986 году был расформирован.  
Основоположником науки о здоровье в современном 
ее понимании по праву считается выпускник 
Военно-морской медицинской академии 
И.И. Брехман, впервые после долгого забвения 
(1982) поднявший на щит методологические 
основы охраны здоровья практически здоровых 
людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав 
новое научное направление – фармакосанацию 
(«лекарства для здоровых»), он пришёл 
к мысли о необходимости изменить всю 
стратегию здравоохранения путём изучения 
этиологии и механизмов здоровья индивида. 
Назвав обоснованное им научное направление 
"валеологией" (от латинского valeo 
- "здравствовать", "быть здоровым"), 
он в 1987 г. выпустил первую монографию 
по проблеме, в которой утверждал, что 
наука о здоровье не должна ограничиваться 
одной медициной, а быть интегральной, 
формируясь на основе экологии, биологии, 
психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло 
второе, дополненное и переработанное 
издание этой книги.  
Вторым центром развития валеологии стал 
Киев, где формирование валеологического 
направления было связано со спортивной 
медициной (спортивная медицина обладает 
крупнейшим в медицинской науке банком 
данных о состоянии функций здоровых людей). 
В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного 
Совета АМН СССР "Медицинские проблемы 
физической культуры и спорта" Г. Л. 
Апанасенко впервые представил обоснованную 
им модель, пригодную для оценки уровня 
соматического здоровья индивида по прямым 
показателям, привел доказательства ее 
информативности, раскрыл перспективы 
использования этой модели в профилактике 
заболеваний и оздоровлении населения. 
В этом же году была опубликована его первая 
статья о методологии количественной 
оценки уровня здоровья индивида (журнал 
«Гигиена и санитария»).  
В 1986 году Главным управлением учебных 
заведений МЗ СССР был утверждён «Межкафедральный 
план преподавания валеологии для студентов 
медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, 
В.А. Силуянова и др.). Первое учебное пособие 
по медицинской валеологии для студентов-медиков 
появилось в Алтайском медицинском институте, 
где при кафедре нормальной физиологии 
был создан соотвествующий курс (В.П. Куликов).  
В конце 80-х г.г. Ю.П. Лисицын, являясь рецензентом 
первой монографии И.И. Брехмана, написал 
серию статей, в которых реанимировал 
термин "санология". Под этим термином 
он понимал науку об общественном здоровье, 
фундаментом которой является категория 
«здоровый образ жизни». Благодаря этой 
терминологической неразберихе (проблемой 
общественного здоровья занимается социальная 
гигиена) в Ленинградском ГИДУВе (1987) и 
Крымском медицинском институте (1990) были 
созданы кафедры «Пропаганды здорового 
образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали 
недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге 
кафедра реформирована в курс валеологии, 
зав. – проф. В.П. Петленко).  
Неудачи, связанные с деятельностью кафедр 
ЗОЖ на том этапе развития валеологии, 
определялись, с одной стороны, отсутствием 
соотвествующей «ниши» для врачей - валеологов 
в здравоохранении, с другой – отсутствием 
чётких представлений о методологических 
основах новой науки.  
Термин «санология» был использован и 
при утверждении в Украине врачебной специальности 
«врач-санолог» (1991). Кафедра, открытая 
в 1992 году при Киевском институте усовершенствования 
врачей (впоследствии – Киевская медицинская 
академия последипломного образования 
им. П.Л. Шупика) для подготовки этих специалистов, 
получила название кафедры спортивной 
медицины и санологии (зав. –Апанасенко 
Г.Л., руководитель цикла - Л.А.Попова). 
Наличие соответствующей медицинской 
специальности, сформировавшийся к тому 
времени социальный запрос в практическом 
здравоохранении Украины позволили коллективу 
кафедры сформулировать критерии валеологии 
как науки (предмет, объект, теоретические 
основы, методы и задачи), составить квалификационную 
характеристику врача-санолога (валеолога), 
создать учебную программу и программу 
компьютерного тест-контроля уровня знаний 
практических врачей, проходящих специализацию 
и предаттестационную подготовку, и проводить 
целенаправленные научные исследования. 
К окончанию 2000 года на кафедре прошли 
обучение и получили сертификат специалиста 
более 1000 врачей-санологов. 2 
С 1992 года к исследованию проблем валеологии 
присоединились специалисты НИЦ профилактической 
медицины МЗ России (И.А.Гундаров и др.), 
где решались важные научно-практические 
проблемы.  
По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного 
им научно-координационного центра валеологии 
(г.Владивосток) начинается систематический 
выпуск сборников научных трудов «Валеология», 
в которых находят отражение важнейшие 
достижения новой науки.  
С 1994 г. Российский институт профилактической 
медицины (г. С.-Петербург, директор – П.П.Горбенко) 
начинает проводить ежегодные национальные 
конгрессы по проблемам профилактической 
медицины. Если на 1-м конгрессе валеология 
была представлена лишь единичными докладами, 
то на 2-м (1995 г.) уже было организовано секционное 
заседание по проблемам валеологии. На 
основе идеологии, сформулированной И.И. 
Брехманом, который, к сожалению, к этому 
времени уже ушёл из жизни, ведущие валеологи 
стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А. Гундаров, 
В.П. Куликов и др.) представили весомые 
аргументы в пользу валеологии как науки 
и её роли в профилактической медицине. 
3-й конгресс, проходивший в 1996 году, уже 
был назван «Профилактическая медицина 
и валеология». Идеи И.И. Брехмана получили 
на этом конгрессе своё дальнейшее развитие. 
В частности, сформировано общественное 
движение «Здоровый мир», было принято 
и реализовано решение о создании в России 
новой практической специальности «врач 
- валеолог».  
Министерства просвещения России и Украины 
сразу оценили роль валеологии в формировании 
здоровья подрастающего поколения, введя 
в педагогических университетах и школах 
новый учебный предмет «валеология». Однако, 
целый ряд ошибок чисто тактического характера 
(отсутствие единой концепции преподавания, 
подготовленных педагогов-валеологов 
и т. п.) затормозили развитие валеологии 
в образовательной области. Тем не менее, 
первая кафедра педагогической валеологии 
на территории бывшего СССР была открыта 
при Ленинградском педагогическом институте 
им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет 
педагогического мастерства, зав. каф. 
проф. В.В. Колбанов). По сути, это была первая 
в мире полноценная кафедра валеологии.  
К сожалению, из-за отсутствия единого 
методологического руководства, повлекшего 
за собой включение в учебные программы 
общеобразовательных школ излишне подробных 
разделов по половому просвещению (к примеру, 
о физиологии полового акта, половых извращениях 
и т.п.), преподавание валеологии в России 
встретило ожесточённое сопротивление 
Православной церкви и было запрещено 
(2000 г.). Подобные же проблемы возникали 
и в Украине, но они больше касались религиозно-мировоззренческих 
аспектов. Всё это затормозило развитие 
педагогической валеологии, хотя и не 
имело к ней прямого отношения.  
В 1997 году совместным решением МЗ и АМН 
Украины была создана проблемная комиссия 
«Санология и валеология», которая призвана 
координировать научные исследования 
по валеологии в Украине. С 1996 года в России 
и Украине издаётся журнал «Валеология».  
Рассматривая краткую историю валеологии, 
нельзя не упомянуть о противодействии 
гигиенистов, претендующих на монополию 
в науке о здоровье, формированию валеологии 
как науки. Но за 150 лет своего существования 
гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное 
здоровье» в самостоятельную категорию. 
3 
Говоря об истоках валеологии, следует 
сказать и о комплексе наук о спорте, в 
т.ч. спортивной медицине - разделе медицинской 
науки, в котором сконцентрирована основная 
масса информации о здоровом человеке. 
Но это не единственная особенность спортивной 
медицины. Спортивный врач нередко имеет 
возможность наблюдать, как его пациент 
постепенно переходит от состояния здоровья 
к состоянию болезни (это происходит под 
влиянием неадекватных режимов тренировочного 
процесса). Этот переход реализуется через 
"третье состояние", что дает возможность 
составить о нем вполне определенное представление. 
Это течение процесса - от "здоровья" 
к "болезни" совершенно необычно 
и незнакомо для врача-клинициста, который, 
имея дело с больным, наблюдает его выздоровление.  
Кроме того, спортивный врач никогда не 
выносит суждения о состоянии пациента 
без использования функциональных проб, 
в том числе с физической нагрузкой. Это 
позволяет получить информацию о состоянии 
адаптационных резервов, что существенно 
дополняет клиническую картину.  
Нельзя забывать, как о предтече валеологии, 
работы натуропатов, вплотную приблизившихся 
к решению её практических задач (П. Брегг, 
А. Чейз, Д. Уокер др.).  
Появлению валеологии, кроме, медицинских 
предпосылок, способствовали также общие 
тенденции в развитии науки и особенности 
эпохи. Одной из тенденций науки настоящего 
времени является направление острия 
интересов от технократических проблем 
к феномену человека, к постижению его 
сущности, исследованию законов жизни. 
Валеология рассматривает преимущественно 
организменный уровень организации человека 
(в отличие от других разделов медицинской 
науки). Такой уровень понимания стал возможным 
благодаря второй особенности современной 
науки - переходу с дифференцировочного 
этапа развития на интегративный, когда 
медицина, наряду с изучением отдельных 
органов и систем, обратилась к исследованию 
целостного человека. Этому способствовала 
разработка принципов системного анализа, 
позволившая представить человека как 
единую биоэнергоинформационную систему 
и начать формирование нового научного 
подхода к проблеме здоровья. 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Валеология – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды. Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой сама жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.
Наиболее активно 
дифференцирование коснулась 
С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке — его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности — не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.5
Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Взаимодействие валеологии с другими науками:
- Историко-политологические: История, политология, право и др.
- Физкультура и спорт: Теория и методика спортивной тренировки, физическое воспитание
- Психолого-педагогические: Психология, методика, дидактика, воспитание и др.
- Производственно-экономические: Экономика, финансы, производство, технология и др.
- Философско-социологические: Методология, культурология, социология, эстетика
- Медико-биологические: Генетика, биология, физиология, этиология и патогенез, гигиена, санология и др.
- Эколого-географические: География, геология, климатология, экология и др.
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество — человек — среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку б болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.