Вакцинация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

В борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы специфической профилактики. Защита от инфекции при помощи иммунизации известна уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы с этой целью втягивали в нос высушенные и измельченные корочки оспенных больных. Однако такой метод, названный вариоляцией, был небезопасным мероприятием, чреватым большим риском для жизни и здоровья. В 18 веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который проводил вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
2. Иммунология вакцинального процесса…………………………5
3. Вакцинальный процесс и его закономерности………………….6
4. Tипы вакцин………………………………………………………6
5. Календарь профилактических прививок………………………..8
6. Иммунопрофилактика отдельных инфекций…………………9
7. Влияние вакцинирующих препаратов на организм……………14
8. Поствакцинальные осложнения…………………………………14
9. Коррекция поствакцинальных реакций и осложнений………..21
10. Правила проведения вакцинации……………………………….25
11. Вакцинация детей с различной патологией……………………26
12.Холодовая цепь………………………………………………….28
13. Планирование и организация прививочной работы в поликлинике…………………………………………………………...29
14. Проблемы вакцинопрофилактики…………………………….31
15. Исследовательская часть………………………………………34
16. Заключение………………………………………………….. ..48
17. Список литературы……………………………………………49
18. Приложение……………………………………………………50

Файлы: 1 файл

вакцинация курсовая.doc

— 4.99 Мб (Скачать)


 

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тольяттинский медицинский колледж

 

 

 

 

 

 

 

Специальность Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Сестринское обслуживание детей

при проведении вакцинопрофилактики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки Премяковой Анастасии Ивановны

Группы № 309

Руководитель Рузавина Любовь Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010-2011

учебный год

Содержание

1.      Введение…………………………………………………………..3

2.      Иммунология вакцинального процесса…………………………5

3.      Вакцинальный процесс и его закономерности………………….6

4.      Tипы вакцин………………………………………………………6

5.      Календарь профилактических прививок………………………..8

6.      Иммунопрофилактика отдельных инфекций……………………9

7.      Влияние вакцинирующих препаратов на организм……………14

8.      Поствакцинальные осложнения…………………………………14

9.      Коррекция поствакцинальных реакций и осложнений………..21

10. Правила проведения вакцинации……………………………….25

11. Вакцинация детей с различной патологией……………………26

12.Холодовая цепь………………………………………………….28

     13. Планирование и организация прививочной работы в поликлинике…………………………………………………………...29

     14. Проблемы вакцинопрофилактики…………………………….31

     15. Исследовательская часть………………………………………34

     16. Заключение………………………………………………….. ..48

17. Список литературы……………………………………………49

18. Приложение……………………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение

В борьбе с инфекционными заболеваниями все большее значение приобретают методы специфической профилактики. Защита от инфекции при помощи иммунизации известна уже многие сотни лет. Так, с древних времен китайцы с этой целью втягивали в нос высушенные и измельченные корочки оспенных больных. Однако такой метод, названный вариоляцией, был небезопасным мероприятием, чреватым большим риском для жизни и здоровья. В 18 веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который проводил вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт. Это было рождением научного подхода к применению активной иммунизации. Через 100 лет Луи Пастер произвел первую успешную вакцинацию человека против бешенства. В настоящее время вакцинация является одним из ведущих методов профилактики инфекционных заболеваний. Цель вакцинации — создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5—10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременной ревакцинации он может сохраняться всю жизнь. Важной особенностью ребенка на первом году жизни является наличие у него трансплацентарного иммунитета. Через плаценту проникают только иммуноглобулины класса G, начиная с 16 недель беременности. Мать как бы передает ребенку свой индивидуальный «иммунологический опыт» в основном в последнем триместре беременности. Поэтому у недоношенных детей концентрация IgG ниже, чем у детей, родившихся в срок. Разрушение пассивно полученных антител начинается после 2-х месяцев жизни ребенка и завершается к 6 мес — 1 году. Пассивно перенесенные lgG- антитела могут препятствовать активному синтезу антител после иммунизации

живыми вирусными вакцинами. При этом lgG-антитела нейтрализуют вакцинный вирус, вследствии чего не происходит вирусной репликации, необходимой для создания иммунитета после введения вакцины. Это явление было учтено при разработке календаря прививок. Например, иммунизация против кори проводится не ранее, чем в возрасте 12 мес., так как к этому времени пассивно полученные антитела выводятся из организма. У детей, родившихся недоношенными или с пониженной массой тела, ответные реакции на иммунизацию выражены в такой же степени, как и у родившихся в срок детей того же возраста.

 

 

Цель работы:

Изучение эффективности вакцинопрофилактики  в г. Тольятти

 

Задачи:

      Изучение литературы по проблеме вакцинопрофилактики;

      Анализ динамики заболеваемости инфекционными болезнями по Самарской области;

      Анкетирование родителей для ориентировочной оценки состояния здоровья их детей с целью выявления осложнений вакцинопрофилактики;

      Обработка и анализ полученных данных. 

 

 

Анкетирование:

Объект исследования: родители

Предмет исследования: сестринское дело

Метод исследование: анкетирование

Анкетирование проводится с целью изучения эффективности вакцинопрофилактики в г. Тольятти

 

 

 

 

 

 

2.      Иммунология вакцинального процесса

 

В иммунном ответе на введение вакцины участвуют макрофаги, Т-лимфоциты

(эффекторные — цитотоксическими, регулярные — хелперы, супрессоры, Т-клетки памяти), В-лимфоциты (В-клетки памяти), продуцируемые плазматическими клетками антитела (Ig M, G, А), а также цитокины (монокины, лимфо-кины). После введения вакцины макрофаги захватывают антигенный материал, расщепляют его внутриклеточно и представляют фрагменты антигена на своей поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Т-лимфоциты распознают представленные макрофагом антигены и активизируют В-лимфоциты, которые превращаются в клетки, продуцирующие антитела. При избытке продукции AT в процесс включаются Т-супрессоры, кроме того на IgG могут вырабатываться антидиотипические AT, что прерывает процесс выработки AT. Образование

антител в ответ на первичное введение вакцины характеризуется 3 периодами:

— латентный период или «лаг-фаза» — интервал времени между введением

антигена (вакцины) в организм и появлением антител в крови. Его

длительность составляет от нескольких суток до 2-х недель в зависимости

от вида, дозы, способа введения антигена, особенностей иммунной системы

ребенка;

— период роста. Для него характерно быстрое нарастание антител в

крови. Продолжительность этого периода может составлять от 4 дней до 4

недель; примерно 3 недели в ответ на столбнячный и дифтерийный анатоксины, 2 недели — на коклюшную вакцину. Быстро нарастают антитела на введение коревой, паротитной вакцин, что позволяет использовать активную иммунизацию для экстренной профилактики кори и эпидемического паротита при ее проведении в первые 2—3 дня от контакта. В случае дифтерии и коклюша этот метод профилактики неэффективен, так как нарастание титров антител до протективного (защитного) уровня при введении дифтерийного анатоксина и коклюшной вакцины происходит в течение более продолжительного времени, чем инкубационный период;

— период снижения — наступает после достижения

максимального уровня антител в крови, причем их количество снижается

вначале быстро, а затем медленно в течение нескольких лет и десятилетий.

 

3.      Вакцинальный процесс и его закономерности

 

Активная иммунизация вызывает выработку после определенного промежутка времени. Поэтому ее применяют главным образом для профилактики заболеваний. Использование активной иммунизации с лечебными целями имеет ограниченное значение. Для получения прочного и длительного иммунитета необходимо поддерживать определенный уровень антител в организме. Это достигается повторным введением вакцинных препаратов с определенными интервалами и в определенные сроки. Соблюдение интервалов между введением прививочного антигена необходимо, так как организм не сразу после иммунизации ответить на новое антигенное раздражение развитием иммунитета («отрицательная фаза иммунитета»). Укорочение интервалов межу введением прививочного антигена может вызвать повышенные реакции и осложнения.

 

 

4.      Tипы вакцин

 

1)Живые вакцины — состоят из живых аттенуированных (ослабленных) вирусов — коревая, полиомиелитная Сейбина, паротитная, краснушная, гриппозная и другие. Вакцинный вирус размножается в организме хозяина и индуцирует клеточный, гуморальный, секреторный иммунитет, создавая защиту всех входных ворот инфекции. Живые вакцины создают высоконапряженный, прочный и длительный иммунитет.

Недостатки:

   1. Возможна реверсия вируса, то есть приобретение им вирулентных свойств

      — вакциноассоциированный полиомиелит.

   2.  Их трудно комбинировать, так как возможна интерференция вирусов и

      одна из вакцин становится неэффективной.

   3.  Термолабильны.

   4.  Естественно циркулирующий дикий вирус может тормозить репликацию

      вакцинного вируса и снизить эффективность вакцин (размножение

      полиовируса может подавляться другими энте-ровирусами).

Важно до введения живой вакцины выявить детей с иммунодефицитом. Живые вакцины не следует вводить больным, получающим стероиды, иммунодепрессанты, радиотерапию, а также больным лимфомами и лейкозами. Живые вакцины противопоказаны беременным женщинам в связи с высокой чувствительностью плода.

2)Вакцины, содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы,

вызывающие при введении человеку ослабленную инфекцию, которая защищает от более тяжелой. Примером такой вакцины является БЦЖ, приготовленная из микроба, вызывающего туберкулез крупного рогатого скота.

3)Убитые вакцины (коклюшная), их легко дозировать и комбинировать с другими вакцинами, термостабильны. Вызывают появление нескольких типов антител, в том числе и опсонинов, способствующих фагоцитозу микроорганизмов. Некоторые клеточные вакцины, например, корпускулярная коклюшная, оказывают адъювантное действие, усиливая иммунный ответ на другие антигены, входящие в состав ассоциированных вакцин (АКДС). Недостатком убитых вакцин является то, что они создают только гуморальный нестойкий иммунитет, поэтому для достижения эффективной защиты необходимо вводить вакцину несколько раз при вакцинации и повторно на протяжении всей жизни. Так 4-кратное введение коклюшной вакцины создает иммунитет на 2 года. Убитые вакцины часто приходится вводить с адъювантом — веществом, которое при одновременной инъекции с антигеном увеличивает иммуный ответ. Принцип действия большинства адъювантов в создании резервуара, в котором антиген длительное время сохраняется либо в свободном виде во внеклеточном пространстве, либо внутри макрофагов. В качестве адъюванта обычно используют соединения алюминия (фосфат или гидроокись).

4)Убитые вакцины содержат консервант — мертиолят, представляющий собой органическую соль ртути. Его содержание в вакцине ничтожно мало (менее 0,1 мг/мл) и, кроме того, ртуть в мертиоляте содержится не в активной, а в связанной форме, что исключает какое-либо ее влияние на организм.

5) Анатоксины (столбнячный, дифтерийный, стафилококковый). Вызывают стойкий антитоксический иммунитет, легко дозируются и легко комбинируются. При введении анатоксинов вырабатывается только антитоксический иммунитет, что не позволяет предотвратить бактериoносительство и локализованные формы заболевания. Получают анатоксины путем обработки экзотоксина формальдегидом при особом температурном режиме, что обезвреживает экзотоксин, но не повреждает иммуногенные детерминанты. Анатоксины адсорбируют на гидроокиси

алюминия.

6)Химические вакцины, состоящие из антигенных фракций убитых микроорганизмов (пневмококковая, менингококковая и др.).

7)Рекомбинантные вакцины (вакцина против гепатита В). Вакцины безопасны, высоко технологичны. В то же время необходимо отметить, что для достижения достаточного уровня иммунитета требуется трехкратное введение препарата. Для производства вакцины используют рекомбинантную технологию, встраивая субъединицу гена вируса гепатита В в дрожжевые клетки, дрожжи культивируют, затем из них выделяют белок HBsAg, который подвергают очистке от дрожжевых белков. Вакцина содержит мертиолят в концентрации 0,005% в качестве консерванта и адсорбирована на гидроокиси алюминия.

 

(1)

5.      Приказ Министерства здравоохранения России №229 от 27.06.2001 « О национальном календаре профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям».

 

 

Календарь профилактических прививок

Возраст

Наименование прививки

Новорожденные (12 часов жизни)

Первая вакцинация против ВГВ

Новорожденные (3-7 дней жизни)

Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

3 месяца

Вторая вакцинация против ВГВ

3 месяца

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

4,5 месяца

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

 

6 месяцев

Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ВГВ.

12 месяцев

Вакцинация против кори, краснухи, эпидемиологического паротита

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

 

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемиологического паротита

7лет

Ревакцинация против туберкулеза. Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита

13 лет

Вакцинация против краснухи (девочки) и ВГВ (ранее не привитые)

14 лет

Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита. Ревакцинация против туберкулеза

Взрослые

Ревакцинация против дифтерии, столбняка – каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Информация о работе Вакцинация