Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".

Файлы: 1 файл

природопользование зкз.docx

— 111.15 Кб (Скачать)

    Назрела необходимость  подумать о целесообразности  подготовки типового договора  на экологическую услугу, где  наряду с общими нормами подрядного  договора, предусмотренного Гражданским  кодексом, следует отразить специфические  черты, характерные для экологической  деятельности в период формирования  рынка.

    Существование  подобного договора предусмотрено  ст. 18 Закона РФ «Об охране окружающей  природной среды Существование  подобного договора предусмотрено  ст. 18 Закона РФ "нка.ного Гражданским кодексом  услугу, где наряду с общимим». Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Закона), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

    Под комплексным  природопользованием понимается  использование одного или нескольких  природных ресурсов одновременно  с учётом охраны окружающей  среды и соблюдением требований  рационального использования и  воспроизводства природных ресурсов.

    Договорные обязательства  при оформлении комплексного  природопользования обусловлены  тем, что практически всегда  использование одних природных  ресурсов неизбежно затрагивает  интересы охраны и рационального  использования других ресурсов.

    Например, лицензии  на разработку недр с целью  добычи полезных ископаемых не  регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы  должны быть затронуты при  развёртывании добычи полезных  ископаемых, иначе хозяйственная  деятельность такого рода неизбежно  приведёт к разрушению природной  среды. Поэтому заключение и  исполнение договора по комплексному  природопользованию позволит устранить  этот пробел. Такому заключению  должно предшествовать решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и конечными последствиями такой эксплуатации. И только завершающим этапом может служить выдача лицензии.

    На основе лицензии  природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

    Таким образом,  лицензия и положительное заключение  экологической экспертизы являются  основными документами, которые  требуются по Закону РФ «Об  охране окружающей природной  среды» (ст. 18) для заключения договора  о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется  исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости  от того, кто владеет природными  ресурсами. Орган исполнительной  власти может распоряжаться только  теми ресурсами, в отношении  которых он выполняет полномочия  собственника, либо владельца.

    Договор возлагает  на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

    Договор на комплексное  природопользование является пока  ещё новым видом договорных  связей в области природопользования. К сожалению, ещё не разработаны  типовые формы договоров, не  решены окончательно вопросы,  касающиеся наличия связей с  данным договором других договорных  отношений по одному и тому  же предмету.

 

39. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в  результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению  суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном  порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии таких такс и методик возмещаются  фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной  выгоды.

Взыскиваемые по решению  суда или арбитражного суда суммы  ущерба возмещаются потерпевшей  стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) дая принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисля­

 ются в государственный экологический фонд, если природный

 объект, которому причинен  вред, находится в общем пользовании.

 При наличии нескольких  причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.

 С согласия сторон  по решению суда или арбитражного  суда вред может быть возмещен  в натуре путем возложения  на ответчика обязанности по  восстановлению окружающей природной  среды за счет его сил и  средств.

40. Идеологический механизм природопользования и охраны окружающей среды

В соответствии с современными представлениями ООС можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на снижение уровня вредного воздействия  человеческой деятельности на природу.

Этот комплекс мер принято  рассматривать как механизм ООС. Практика последних лет убедительно  доказала, что приоритет какого-либо направления, например ужесточение  ответственности за неправомерное  загрязнение ОС, не приводит к положительным  сдвигам в ее состоянии. Поэтому  в названный комплекс мер должны входить меры различного характера - от наказания до поощрения - с неуклонным совершенствованием самого механизма  управления.

Таким образом, механизм природопользования и ООС можно определить как  находящиеся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые  в качестве единого целого правовые, а также регулируемые нормами  экологического права организационные  и экономические меры, направленные на ООС, рациональное природопользование, обеспечение благоприятных условий  жизни человека и защиту его основных экологических прав и свобод.

Механизм природопользования и ООС состоит из семи основных элементов, каждый из которых является относительно самостоятельным:

Организационно-правовой (управленческий) механизм включает в себя две группы системообразующих инструментов: 1) институционный, в который входит система государственных органов управления; 2) функциональный, включающий

41. Экологическое воспитание.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают фор¬мирование:

- потребности общения  с природой, интереса к позна¬нию ее законов и явлений;

- установок и мотивов  де¬ятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходи¬мости сбережения природы, сохранения своего и обще¬ственного здоровья;

- потребности участия  в практической деятельности  по изучению и охране приро¬ды, пропаганда экологических знаний. Экологическое обра¬зование призвано формиро¬вать знания о природе, вза¬имодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обуче¬ние и воспитание, направле¬на на формирование эколо¬гической ответственности к окружающей среде.

Экологическое воспитание как  педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его  чув¬ства - эмоциональную сфе¬ру, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы  воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы  теории воспитания.

Основные направления  в области экологического вос¬питания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противо¬речий в нем, а также выво¬дов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к вос¬питанию в настоящее время.

В настоящее время сущ¬ность экологического воспи¬тания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи бу¬дущего этапа развития циви¬лизации. Поэтому экологи¬ческому воспитанию придает¬ся общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, кото¬рые являются основными компонентами всей системы. Каж¬дое звено представляется в пос¬ледовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимо¬действуют в процессе органи¬зации экологического воспита¬ния.

В результате экологическо¬го воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гумани¬тарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность лич¬ности в понимании единства человека и природы. Справед¬ливо высказывание И.В. Цвет¬ковой о том, что формировав¬шееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в резуль¬тате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологичес¬ком воспитании. Процесс фор¬мирования экологического ми¬ровоззрения является сложной задачей педагогики. Оно опре¬деляет систему ценностей, со¬ответствующее им отношение и поведение к природе, челове¬ку, обществу.

 

Отношение как элемент  сис¬темы экологического воспита¬ния характеризуется психологи¬ческими установками школьни¬ков к природному и социаль¬ному

окружению. В них прояв¬ляется система ценностей, вы¬ражающих сформированное мировоззрение. Отношения от¬ражают психологический строй школьников,

особенности вос¬приятий им экологических про¬блем. Экологическое воспита¬ние должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством

глубокой ответственности  за окружаю¬щую среду перед будущими по¬колениями и отражает гармо¬ническое сочетание личных и общественных интересов.

42. Экологическое образование.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной  деятельности и формирование общей  экологической культуры.

Структура экологического образования:

Биоэкология (биологические и экологические факультеты)

Геоэкология (географические и геологические факультеты)

Химическая экология (химические факультеты)

Технологическое образование (природоохранные факультеты и кафедры)

Социо-экономическое экологическое образование (социологические и экономические факультеты)

Система непрерывного экологического образования, в контексте существующей государственной политики в области  экологического образования, является совокупностью преемственных экологических  образовательных программ, соответствующих  государственным образовательным  стандартам, и реализующих их образовательных  учреждений, независимо от их организационно-правовых форм.

Информационное экологическое  образовательное пространство России включает в себя особо охраняемых природные территории и историко-культурные комплексы, антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг (сферы  науки, культуры, искусства, спорта, туризма), иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям формирования экологической  культуры.

43. Экологическое просвещение.

Экологическое просвещение  населения

Экологическое просвещение  населения в области осуществляется в целях формирования нравственного  отношения человека к окружающей среде как основы повышения уровня экологической культуры.

Экологическое просвещение  населения осуществляется в следующих  формах:

1) распространение органами  государственной власти и органами  местного самоуправления экологической  информации о состоянии окружающей  среды, региональных экологических  проблемах и путях их решения;

2) распространение экологических  знаний библиотеками, музеями и  другими учреждениями культуры;

3) распространение и пропаганда  экологических знаний, информации, включая рекламу, о состоянии  окружающей среды, природных ресурсов  и экологической безопасности  через средства массовой информации, в том числе путем выпуска  специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического  характера, а также экологических  программ и передач;

4) эколого-просветительская  деятельность общественных объединений;

5) организация и проведение  научно-практических конференций,  лекториев, семинаров и симпозиумов  по проблемам экологии;

6) выпуск экологической  литературы для населения;

7) другие формы распространения  массовой информации.

44. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специа-листов.

Статья 75. профессиональная экологическая подготовка руководящих  работников и специалистов. 1. руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные  лица и специалисты, граждане, связанные  с деятельностью, оказывающей вредное  влияние на окружающую природную  среду и здоровье человека на территории российской федерации, обязаны иметь  необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

2. Лица, не имеющие необходимой  подготовки, не допускаются к  выполнению работы, требующей соответствующих  экологических знаний.

45. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих техноло-гий.

Следующим направлением экологизации экономического развития является широкое распространение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Если альтернативные варианты решения экологических проблем связаны в основном с макроуровнем или отраслевым уровнем - комплексы, сектора, отрасли и пр., то развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий носит скорее региональный характер и связано с экономическим микроуровнем: цех, предприятие, группа разнопрофильных предприятий на одной территории.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"