Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".
Назрела необходимость
подумать о целесообразности
подготовки типового договора
на экологическую услугу, где
наряду с общими нормами
Существование
подобного договора
Под комплексным
природопользованием
Договорные обязательства
при оформлении комплексного
природопользования
Например, лицензии
на разработку недр с целью
добычи полезных ископаемых не
регулируют вопросов охраны
На основе лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.
Таким образом,
лицензия и положительное
Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.
Договор на комплексное
природопользование является
39. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Возмещение вреда, причиненного
окружающей природной среде в
результате экологического правонарушения,
производится добровольно либо по решению
суда или арбитражного суда в соответствии
с утвержденными в
Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) дая принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисля
ются в государственный экологический фонд, если природный
объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
С согласия сторон
по решению суда или
40. Идеологический механизм природопользования и охраны окружающей среды
В соответствии с современными
представлениями ООС можно
Этот комплекс мер принято рассматривать как механизм ООС. Практика последних лет убедительно доказала, что приоритет какого-либо направления, например ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение ОС, не приводит к положительным сдвигам в ее состоянии. Поэтому в названный комплекс мер должны входить меры различного характера - от наказания до поощрения - с неуклонным совершенствованием самого механизма управления.
Таким образом, механизм природопользования
и ООС можно определить как
находящиеся в тесном взаимодействии
и в силу этого рассматриваемые
в качестве единого целого правовые,
а также регулируемые нормами
экологического права организационные
и экономические меры, направленные
на ООС, рациональное природопользование,
обеспечение благоприятных
Механизм природопользования и ООС состоит из семи основных элементов, каждый из которых является относительно самостоятельным:
Организационно-правовой (управленческий) механизм включает в себя две группы системообразующих инструментов: 1) институционный, в который входит система государственных органов управления; 2) функциональный, включающий
41. Экологическое воспитание.
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают фор¬мирование:
- потребности общения с природой, интереса к позна¬нию ее законов и явлений;
- установок и мотивов де¬ятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходи¬мости сбережения природы, сохранения своего и обще¬ственного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране приро¬ды, пропаганда экологических знаний. Экологическое обра¬зование призвано формиро¬вать знания о природе, вза¬имодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обуче¬ние и воспитание, направле¬на на формирование эколо¬гической ответственности к окружающей среде.
Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чув¬ства - эмоциональную сфе¬ру, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.
Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.
Основные направления в области экологического вос¬питания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противо¬речий в нем, а также выво¬дов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к вос¬питанию в настоящее время.
В настоящее время сущ¬ность экологического воспи¬тания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи бу¬дущего этапа развития циви¬лизации. Поэтому экологи¬ческому воспитанию придает¬ся общественное значение.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, кото¬рые являются основными компонентами всей системы. Каж¬дое звено представляется в пос¬ледовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимо¬действуют в процессе органи¬зации экологического воспита¬ния.
В результате экологическо¬го воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гумани¬тарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность лич¬ности в понимании единства человека и природы. Справед¬ливо высказывание И.В. Цвет¬ковой о том, что формировав¬шееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в резуль¬тате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологичес¬ком воспитании. Процесс фор¬мирования экологического ми¬ровоззрения является сложной задачей педагогики. Оно опре¬деляет систему ценностей, со¬ответствующее им отношение и поведение к природе, челове¬ку, обществу.
Отношение как элемент сис¬темы экологического воспита¬ния характеризуется психологи¬ческими установками школьни¬ков к природному и социаль¬ному
окружению. В них прояв¬ляется система ценностей, вы¬ражающих сформированное мировоззрение. Отношения от¬ражают психологический строй школьников,
особенности вос¬приятий им экологических про¬блем. Экологическое воспита¬ние должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством
глубокой ответственности за окружаю¬щую среду перед будущими по¬колениями и отражает гармо¬ническое сочетание личных и общественных интересов.
42. Экологическое образование.
Экологическое образование
- это непрерывный процесс
Структура экологического образования:
Биоэкология (биологические и экологические факультеты)
Геоэкология (географические и геологические факультеты)
Химическая экология (химические факультеты)
Технологическое образование (природоохранные факультеты и кафедры)
Социо-экономическое экологическое образование (социологические и экономические факультеты)
Система непрерывного экологического
образования, в контексте существующей
государственной политики в области
экологического образования, является
совокупностью преемственных
Информационное экологическое образовательное пространство России включает в себя особо охраняемых природные территории и историко-культурные комплексы, антропогенные ландшафты, объекты производства и услуг (сферы науки, культуры, искусства, спорта, туризма), иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры.
43. Экологическое просвещение.
Экологическое просвещение населения
Экологическое просвещение
населения в области
Экологическое просвещение населения осуществляется в следующих формах:
1) распространение органами
государственной власти и
2) распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;
3) распространение и пропаганда
экологических знаний, информации,
включая рекламу, о состоянии
окружающей среды, природных
4) эколого-просветительская
деятельность общественных
5) организация и проведение
научно-практических
6) выпуск экологической литературы для населения;
7) другие формы распространения массовой информации.
44. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специа-листов.
Статья 75. профессиональная
экологическая подготовка руководящих
работников и специалистов. 1. руководители
министерств и ведомств, предприятий,
учреждений и организаций, иные должностные
лица и специалисты, граждане, связанные
с деятельностью, оказывающей вредное
влияние на окружающую природную
среду и здоровье человека на территории
российской федерации, обязаны иметь
необходимую экологическую
2. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.
45. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих техноло-гий.
Следующим направлением экологизации экономического развития является широкое распространение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Если альтернативные варианты решения экологических проблем связаны в основном с макроуровнем или отраслевым уровнем - комплексы, сектора, отрасли и пр., то развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий носит скорее региональный характер и связано с экономическим микроуровнем: цех, предприятие, группа разнопрофильных предприятий на одной территории.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"