Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".

Файлы: 1 файл

природопользование зкз.docx

— 111.15 Кб (Скачать)

24. Экологическое нормирование.

Нормирование является важнейшим  средством охраны ОС, регулирования  природопользования и обеспечения  безопасности в экологической сфере, которое широко применяется как  в отечественной, так и зарубежной практике экологического менеджмента. По своей сущности оно относятся  к административным методам управления.

Экологическое нормирование - это установление показателей качества окружающей среды и предельно  допустимых воздействий на нее, научная, правовая, административная деятельность, направленная на установление предельно  допустимых норм воздействия (экологических  регламентов, нормативов) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградация экосистем, гарантируется  сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения.

Нормирование в области  охраны окружающей среды- центральная идея Федерального закона «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 26июня 2007 г.). Этому вопросу закон отводит главу V, статьи 19-28, а также главу VII, статьи 34-56, где подробно излагаются основы нормирования, требования к нормативам, нормативы, а также требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, различных отраслей промышленности.

В природоохранной практике России экологическое нормирование фактически уже давно служит одной  из основных мер охраны окружающей среды, а введение государственных  норм качества ОС и установление порядка  нормирования хозяйственной деятельности на окружающую среду является важнейшей  функцией государственного экоменеджмента.

При этом различают нормативы  качества окружающей среды и нормативы  воздействия на нее.

Одни из них дают оценку окружающей среде, другие лимитируют источники  вредного воздействия.

25.Экологическая стандартизация

Экологическая стандартизация - это установление показателей предельно  допустимого влияния на окружающую среду. Учитывают при этом загрязнение  окружающей природной среды (ОПС) - наиболее распространенное и опасное отрицательное  воздействие. Нормативы качества ОПС  разделяются на группы: экологические, санитарно-гигиенические и комплексные.

Санитарно-гигиенические  показатели - наиболее разработанные  нормативы качества ОПС. Цель их создания - определить показатели качества окружающей человека среды по отношению к  его здоровью. К таким нормативам относят нормативы предельно  допускаемых концентраций (ПДК) химических и биологических вредоносных  веществ, физических воздействий, нормативы  защитных, санитарных зон, нормативы  предельно допускаемых уровней (ПДУ) воздействия радиации и др.

Для вредных веществ установлены ПДК, количественно характеризующие такую концентрацию веществ, при которой не оказывается прямое и косвенное вредное воздействие на человека и природную среду. Прямое воздействие - это временное раздражающее действие на организм, вызывающее кашель, ощущение запаха, головную боль и другие подобные явления. Косвенное воздействие - это изменения в окружающей среде, ухудшающие нормальные условия обитания: увеличение количества туманных дней, поражение зеленых насаждений...

К экологическим нормативам относят нормативы выбросов вредоносных  веществ. При помощи них устанавливаются  требования к источнику вредного влияния, ограничивается его деятельность пороговой величиной выброса.

Нормативы ПДК вредоносных  веществ позволяют оценивать  состояние природной среды, не указывая при этом на источник вредного воздействия  и не

 регулируя его функционирование. Для этого существуют нормативы  по предельно допустимым сбросам  (ПДС) и выбросам вредных веществ  (ПДВ). На 

одном предприятии могут  быть разные объекты стандартизации - источники выбросов и сбросов. Поэтому ПДС и ПДВ устанавливают для каждого источниказагрязнения.

ответственность и возмещение убытков.

26. Экологическая сертификация.

Экологическая сертификация (экосертификация) - новое направление природоохранительной деятельности в России. Обязательная экологическая сертификация

товаров (работ и услуг), на которые законом установлены  требования, направленные на обеспечение  безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны

окружающей среды, введена  с принятием 7 февраля 1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей»*. Этим Законом  Госстандарту России был придан статус

головного органа по сертификации товаров (работ и услуг), в функции  которого входят установление контроля за соблюдением правовых требований в этой

сфере. В мае 1992г. Госстандарт  России ввел по всей стране Систему  сертификации ГОСТ (ГОСТ Р), определяющую порядок работ по обязательной сертификации,

 разработанную с использованием опыта зарубежных стран.

27. Экологическое лицензирование.

Экологическое лицензирование—  деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению лицензий (разрешений) хозяйствующим субъектам, осуществляющим природопользование или работы, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическому лицензированию подлежат:

• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);

• проведение природоохранных  работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;

• экологическая паспортизация  оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;

• проведение экологического аудита хозяйствующих субъектов;

• виды деятельности, связанные  с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, предприятий;

• экологический консалтинг;

• оценка воздействия на окружающую среду проектируемых  и действующих предприятий.

Документы, выполняющие функции  лицензирования:

1) лицензии (например, на комплексное  природопользование);

2)разрешения (на выброс  вредных веществ);

3) ордера (лесорубочный билет).

Лицензия на комплексное  природопользование — документ, устанавливающий  экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных  ресурсов и загрязнения окружающей среды, а также условия природопользования для предприятий.

Различают следующие виды специальных лицензий.

Водные ресурсы:

• водопользование;

• водопотребление (изъятие). Недра:

• изучение природного ресурса;

• добыча;

• строительство сооружений;

• захоронение отходов. Лесные ресурсы:

• лесной билет (право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывоза древесины);

• лесорубочный билет (право  на заготовку и вывоз древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов). Животный мир:

• отстрел;

• изъятие продуктов жизнедеятельности (мед, молоко, шерсть);

• отлов;

• экспорт, импорт;

• рыболовный билет.

На основании лицензии на комплексное природопользование и специальных разрешений на загрязнение  окружающей среды и на изъятие  отдельных видов ресурсов заключается  договор на комплексное природопользование.

В лицензии на комплексное  природопользование указываются виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, последствия  несоблюдения этих требований.

В специальных лицензиях  на отдельные виды природопользования содержатся региональные лимиты использования  природных ресурсов и выбросов (сбросов  и размещения отходов) загрязняющих веществ.

Договор на комплексное природопользование включает:

• условия и порядок  использования природных ресурсов;

• права и обязанности  природопользователя;

• размеры платежей за загрязнение  и пользование природными ресурсами;

• ответственность сторон;

• порядок разрешения споров и возмещения вреда.

28. Лимитирование природопользования.

В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны  и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования.

 Лимиты природопользования  представляют собой предельные  нормы воздействия на окружающую  природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.

 Лимиты природопользования  устанавливаются специально уполномоченными  органами экологического управления (например, Министерством природных  ресурсов РФ, Федеральной службой  лесного хозяйства России и  др.) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

 Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и утверждения  определяются экологическим законодательством  - Водным кодексом РФ, Лесным кодексом  РФ, Законом РФ «О недрах» и  другими федеральными законами, а также специальными нормативными  актами, посвященными данным вопросам*.

* См., например, Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов

 водопотребления, выдачи  лицензии на водопользование  и распорядительных лицензий, утвержденные  Постановлением Правительства РФ  от 3 апреля 1997.

29. Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза —  установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта

экологической экспертизы хозяйственную  и иную деятельность, экологическим  требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством

 в области охраны  окружающей среды, в целях предотвращения  негативного воздействия такой  деятельности на окружающую среду.

ФЗ «Об экологической  экспертизе» различает 2 вида экологической  экспертизы: государственная экологическая  экспертиза и общественная экологическая

 экспертиза. Проведение  первой обязательно для всех  строительных объектов и проводится  экспертной комиссией, которая  формируется федеральным органом

 исполнительной власти  в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится  по инициативе граждан и общественных  организаций

(объединений), а также  по инициативе органов местного  самоуправления общественными организациями

30. Экологический контроль.

Экологический контроль - это  определенный вид деятельности государственных  и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной  среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий  по охране природы, рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Различаются  следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.

Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия?

 Государственный экологический  контроль осуществляется государственными  органами общей компетенции, а  также специально уполномоченными  органами 

Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по

гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды и ее органы на местах.

31. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В-четвертых, законом предусмотрено также взимание неналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"