Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".

Файлы: 1 файл

природопользование зкз.docx

— 111.15 Кб (Скачать)

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены  в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

§   разработка государственных  прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

 

§   разработка федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

§   разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды  в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

§   установление платы  за негативное воздействие на окружающую среду;

§   установление лимитов  на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов  на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного  воздействия на окружающую среду;

§   проведение экономической  оценки природных объектов и природно-антропогенных  объектов;

§   проведение экономической  оценки воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду;

§   предоставление налоговых  и иных льгот при внедрении  наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании  вторичных ресурсов и переработке  отходов, а также при осуществлении  иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством  РФ;

§   поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

§   возмещение в установленном  порядке вреда окружающей среде;

§   иные методы экономического регулирования по совершенствованию  и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

К видам негативного воздействия  на окружающую среду относятся:

§   выбросы в атмосферный  воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

§   сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов  в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

§   загрязнение недр, почв;

§   размещение отходов  производства и потребления;

§   загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

§   иные виды негативного  воздействия на окружающую среду.

32. Источники финансирования природоохранных мероприятий.

Основным источником средств  на охрану природы был государственный  бюджет, хотя можно говорить и о  других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий. Бюджеты регионов (республик, областей, городов) министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники.

 

В свою очередь  собственные  средства дополнялись из госбюджета и имели четкую направленность расходования. В бюджетах регионов и министерств предусматривались свободные средств, их расходование можно было расценивать как независимые источники, но они были ничтожно малы.

Предприятия могли финансироваться  на охрану природы за счет своей  прибыли, но ее трудно расценивать как  независимый источник, так как  предприятию обычно планировали  и объем прибыли, и направления  ее использования. Бюджет предприятия  был проводником госбюджетных денег

Вступление, в рынок и  разрушение прежней системы финансирования изменило прежние источники финансирования природоохранных мероприятий. В  бюджетах последних лет расходы  на эти цели были практически сведены  к нулю. Из-за тяжелой финансовой ситуации предприятия также были не в состоянии финансировать  природоохранные программы из собственных  средств. В законе "Об охране окружающей среды" (ст17) указывается, что на современном  этапе перехода к рыночным отношениям финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий  производится из следующих источников;

- федеральный бюджет РФ  и бюджеты ее субъектов;

- средств предприятий, учреждений, организаций;

- федерального, республиканских, краевых, областных "местных экологических фондов;

- фонда экологического  страхования.

- кредитов банков;

добровольных взносов  населения.

Данная статья Закона предусматривает  развитие прямых и косвенных методов  государственного регулирования природоохранной  деятельности.

Источники финансирования природоохранной  деятельности можно разделить на три группы; бюджетные, внебюджетные и собственные

Основными являются бюджеты  Российской Федерации автономных областей, автономных округов, областей, краев  и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный  и территориальный экологические  фонды, собственные средства предприятий.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающим проблему финансирования природоохранной  деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть  бюджета всех уровней зачисляются  соответствующие налоги, платежи  и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным  актам РФ предполагается целевым  назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере  природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов.

33. Плата за использование природных ресурсов.

Принцип платности природопользования заключается в  обязанности  субъекта

специального природопользования оплатить пользование  соответствующим  видом

природного  ресурса.  Общее  природопользование,  связанное  с   реализацией

естественного права каждого  на благоприятную окружающую среду, является  для

его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих

задач государства, так и  задач,  связанных  с  поддержанием  благоприятного

состояния  эксплуатируемого  природного  ресурса  или  его  восстановлением.

Согласно ст. 20 Закона «Об  охране  окружающей  природной  среды»,  платность

природопользования включает  плату  за  природные  ресурсы,  за  загрязнение

окружающей природной  среды и за другие виды воздействия  на  природу.  Важным

является то, что законодатель прямо в  законе  определяет  целевой  характер

платежей.

34. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую  вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает  негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие  на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной  среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

 Плата за негативное  воздействие на окружающую среду  взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

 выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных  и передвижных источников;

 сброс загрязняющих  веществ в поверхностные и  подземные водные объекты; 

 размещение отходов.

35. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

Статья 17. Предпринимательская  деятельность, осуществляемая в целях  охраны окружающей среды

1. Прежде всего, необходимо  определиться с содержанием понятия  "предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны  окружающей среды" или "экологическая  предпринимательская деятельность", "экологическое предпринимательство". Определение экологической предпринимательской  деятельности зависит от характера  воздействия предпринимателей на  окружающую среду. Таким воздействием  может быть: восстановление, улучшение  качества окружающей среды; консервативная  охрана и защита окружающей  среды; предотвращение негативного  воздействия на окружающую среду.  Исходя из того, что гражданское законодательство под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ), экологическим предпринимательством можно признать деятельность по производству и продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую в целях улучшения качества окружающей среды, охраны окружающей среды или направленную на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

В науке и законодательстве в настоящее время нет единого  определения экологического предпринимательства. Остается непонятным, имеется ли здесь  в виду

только деятельность, состоящая  исключительно в оказании услуг  природоохранного назначения или определенные (экологически значимые) аспекты любой 

предпринимательской деятельности? Между тем, при постановке вопроса  о введении любых льгот непременно возникнет проблема неопределенности содержания

данного понятия. Еще в 2005 году, когда обсуждалась необходимость  разработки Экологического кодекса, говорилось о том, что кодекс должен предусмотреть 

создание предпосылок  для развития нового рынка с условным названием "экобизнес" или "экопром". Понятие "экобизнес" должно объединять такие направления,

 как внедрение энергосберегающих  технологий, развитие экологически  чис

тых производств, а также здравниц, курортной деятельности и экотуризма

36. Экологический аудит.

Экологический аудит предприятия - представляет собой документированную  комплексную независимую оценку соблюдения Вашим предприятием различных  требований в области охраны окружающей среды.

После проведения экологического аудита делаются выводы и даются рекомендации по оптимизации всей деятельности предприятия  в соответствии с существующим законодательством  и нормативами. Качественное выполнение экологического аудита  является гарантом экологической стабильности.

Обычно экоаудит проводится по инициативе самого предприятия. Например, руководство компании желает знать степень соответствия деятельности компании природоохранному законодательству и хочет документально подтвердить это. В случае высокой степени соответствия, экоаудиторское заключение может использоваться для демонстрации заинтересованным лицам (заказчикам, подрядчикам, общественным организациям, контролирующим органам). В случае низкой степени соответствия, выводы и рекомендации по результатам экологического аудита послужат улучшению деятельности предприятия, а также помогут избежать возможных проблем в случае проверок контролирующих органов.

Экологический аудит - это  не инспекционная проверка, аудиторы при проведении экоаудита и после него обязаны соблюдать конфиденциальность и действуют в интересах Заказчика. 

37. Экологическое страхование.

Экологическое страхование  – новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования  – добровольное и обязательное государственное  страхование предприятий, а также  граждан, объектов их собственности  и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и  катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования  его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное  постановление пока не принято.

 В этих условиях  для обеспечения компенсаций  пострадавшим от аварийного загрязнения  окружающей среды, получения дополнительных  финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а также создания условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий и других целей Минприроды России было организовано проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводится в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г., на базе Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского района и г. Электростали Московской области.

 К основным задачам  эксперимента относятся:

• укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;

• экспериментальная апробация  элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;

• поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;

• разработка регионального  механизма отнесения экологических  страховых платежей предприятий  и организаций к природоохранным  мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;

• разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий  и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации  превентивных природоохранных работ.

Что касается обязательного  экологического страхования, то оно  предусмотрено пока лишь Федеральным  законом «Об использовании атомной  энергии». В соответствии со ст. 18 определенный Законом круг лиц подлежит обязательному  бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия  за счет средств собственников или  владельцев (пользователей) объектов использования  атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные  на указанные объекты, а также  граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам  России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования  личности и имущества от риска  радиационного воздействия. Выплаты  страховых сумм по этому виду страхования  должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному  страхованию и социальному обеспечению.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"