Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".
Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
§ разработка государственных
прогнозов социально-
§ разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
§ разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
§ установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
§ установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
§ проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
§ проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
§ предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
§ поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
§ возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
§ иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
§ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
§ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
§ загрязнение недр, почв;
§ размещение отходов производства и потребления;
§ загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
§ иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
32. Источники финансирования природоохранных мероприятий.
Основным источником средств на охрану природы был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий. Бюджеты регионов (республик, областей, городов) министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники.
В свою очередь собственные средства дополнялись из госбюджета и имели четкую направленность расходования. В бюджетах регионов и министерств предусматривались свободные средств, их расходование можно было расценивать как независимые источники, но они были ничтожно малы.
Предприятия могли финансироваться на охрану природы за счет своей прибыли, но ее трудно расценивать как независимый источник, так как предприятию обычно планировали и объем прибыли, и направления ее использования. Бюджет предприятия был проводником госбюджетных денег
Вступление, в рынок и
разрушение прежней системы финансирования
изменило прежние источники
- федеральный бюджет РФ и бюджеты ее субъектов;
- средств предприятий, учреждений, организаций;
- федерального, республиканских, краевых, областных "местных экологических фондов;
- фонда экологического страхования.
- кредитов банков;
добровольных взносов населения.
Данная статья Закона предусматривает развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования природоохранной деятельности.
Источники финансирования природоохранной деятельности можно разделить на три группы; бюджетные, внебюджетные и собственные
Основными являются бюджеты
Российской Федерации автономных областей,
автономных округов, областей, краев
и местных органов
Анализ действующих правовых
документов, в той или иной мере
отражающим проблему финансирования природоохранной
деятельности, показал, что в формировании
бюджетной системы РФ активную роль
начинает играть сфера природопользования
и охраны природы. В доходную часть
бюджета всех уровней зачисляются
соответствующие налоги, платежи
и отчисления за пользование природными
ресурсами и загрязнение
33. Плата за использование природных ресурсов.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта
специального
природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией
естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для
его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих
задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного
состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.
Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность
природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение
окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным
является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер
платежей.
34. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.
Плата за негативное
воздействие на окружающую
выброс в атмосферу
загрязняющих веществ от
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов.
35. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.
Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды
1. Прежде всего, необходимо
определиться с содержанием
В науке и законодательстве в настоящее время нет единого определения экологического предпринимательства. Остается непонятным, имеется ли здесь в виду
только деятельность, состоящая исключительно в оказании услуг природоохранного назначения или определенные (экологически значимые) аспекты любой
предпринимательской деятельности? Между тем, при постановке вопроса о введении любых льгот непременно возникнет проблема неопределенности содержания
данного понятия. Еще в 2005
году, когда обсуждалась
создание предпосылок для развития нового рынка с условным названием "экобизнес" или "экопром". Понятие "экобизнес" должно объединять такие направления,
как внедрение
тых производств, а также здравниц, курортной деятельности и экотуризма
36. Экологический аудит.
Экологический аудит предприятия - представляет собой документированную комплексную независимую оценку соблюдения Вашим предприятием различных требований в области охраны окружающей среды.
После проведения экологического аудита делаются выводы и даются рекомендации по оптимизации всей деятельности предприятия в соответствии с существующим законодательством и нормативами. Качественное выполнение экологического аудита является гарантом экологической стабильности.
Обычно экоаудит проводится по инициативе самого предприятия. Например, руководство компании желает знать степень соответствия деятельности компании природоохранному законодательству и хочет документально подтвердить это. В случае высокой степени соответствия, экоаудиторское заключение может использоваться для демонстрации заинтересованным лицам (заказчикам, подрядчикам, общественным организациям, контролирующим органам). В случае низкой степени соответствия, выводы и рекомендации по результатам экологического аудита послужат улучшению деятельности предприятия, а также помогут избежать возможных проблем в случае проверок контролирующих органов.
Экологический аудит - это не инспекционная проверка, аудиторы при проведении экоаудита и после него обязаны соблюдать конфиденциальность и действуют в интересах Заказчика.
37. Экологическое страхование.
Экологическое страхование – новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное постановление пока не принято.
В этих условиях
для обеспечения компенсаций
пострадавшим от аварийного
К основным задачам эксперимента относятся:
• укрепление и развитие
системы добровольного
• экспериментальная апробация
элементов обязательного
• поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;
• разработка регионального
механизма отнесения
• разработка механизма взаимодействия
территориальных органов охраны
природы, администраций, предприятий
и страховщиков в проведении экологического
аудита предприятий и производств,
определении ставок и способов уплаты
страховых взносов и
Что касается обязательного
экологического страхования, то оно
предусмотрено пока лишь Федеральным
законом «Об использовании
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"