Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".

Файлы: 1 файл

природопользование зкз.docx

— 111.15 Кб (Скачать)

14. Экологическое управление, понятие, виды, функции, методы.

Экологическое управление

 – это совокупность  осуществляемых органами публичной  власти и иными уполномоченными  субъектами действий по организации  и контролю, упорядочению и надзору  за экологически значимым поведением  людей, за соблюдением требований  экологического законодательства.

В зависимости от статуса  осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его  видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.

Каждому виду свойственны  специфические методы, способы, задачи.

Наиболее значимо в  нашей стране государственное экологическое  управление

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды 

 означает реализацию  всеми уполномоченными на то  органами и лицами в рамках  своей компетенции экологической  политики, которая проводится в  соответствии с действующим законодательством,  концепциями и стратегиями, принятыми  в установленном порядке. 

Формы экологического управления

: акты управления, административные  соглашения, материально-технические  действия, реализуемые в трех  основных направлениях – социально-экономическом,  административно-политическом и  социально-культурном.

Функция управления

 – закрепленное в  законодательных и иных нормативных  правовых актах направление деятельности  субъекта или группы субъектов  экологического управления по  организации охраны окружающей  среды и использованию природных  ресурсов.

Функции государственного экологического управления

 выделяют, учитывая следующие  признаки: – принадлежность субъекта  управления к системе публичной  власти;

– обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в  сфере управления природопользованием  и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;

– осуществление управленческой функции от имени государства;

– наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (правом устанавливать  запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия  деятельности, давать обязательные для  исполнения руководящие указания и  т. д.).

Функции экологического управления  :

– определение стратегии  и планирование;

– учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в форме мониторинга  и ведения кадастров);

– распределение и перераспределение  природных ресурсов между пользователями;

– пространственно-территориальное  устройство природных ресурсов;

– разрешительная система (выдача разрешений, лицензий на пользование  природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);

– нормотворчество;

– контроль и надзор;

– разрешение споров (кроме подсудных).

Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды 

 можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т. д.).

Принципы экологического управления

 являются составной  частью общих экологических принципов,  а также подсистемой принципов  управления в целом. Это исходные  положения, на основании которых  строится вся система органов  управления, распределяются полномочия, формулируются цели и задачи, определяются средства, применяемые  органами управления.

15. Правовой механизм природопользования.

Правовой механизм предусматривает  создание целостной системы экологического права, разработку, совершенствование  и утверждение законов и других нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты изучения, эксплуатации, экономического ис-пользования и охраны природных ресурсов, а также порядка применения этих законов и правовых норм.

Экологическое право –  самостоятельная отрасль российского  права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения  в целях сохране-ния и оздоровления окружающей среды, обеспечения рационального использования и вос-производства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.

 Система экологического  законодательства состоит из  трех подсистем: 

1.) природоохранительное  законодательство и природоресурсной.

В природоохранное законодательство входит ФЗ РФ «Об охране окружающей сре-ды», ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благо-получии населения» и другие законодатель¬ные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Закон РФ О животном мире, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.

Многие экологические  нормы приведены в Гражданском  кодексе РФ, Уголовном ко-дексе РФ, Кодексе об административных нарушениях, Трудовом кодексе РФ, Налоговом ко-дексе РФ  и в других правовых актах.

В настоящее время экологическое  законодательство Российской Федерации  включает более 550 действующих нормативных  актов, включающих государственные  законы, кодек-сы, постановления правительства, указы президента, ведомственные и региональные норма-тивы. К наиболее важным нормативным актам относятся федеральные законы «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния», «Об охране атмосферного воздуха», « Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера», «Об экологической экспертизе» и др.

16. Информационный механизм природопользования.

Информационный механизм - это сбор, переработка, хранение и  подготовка к ис-пользованию информации, которая необходима для оценки состояния собственно окружаю-щей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой облас-ти.

Информационный механизм включает в себя:

1) необходимую информацию как объект обеспечения;

2) процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использова-нию;

3) распределение или предоставление информации возможным пользователям;

4) использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.

17. Понятие и виды кадастров.

3) Государственные кадастры. Кадастры являются одним из важнейших источ-ников информации и представляют собой систематизированную систему

сведе-ний о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их эко-номической, экологической оценке и социальном значении, а также

 о  составе и категориях  пользователей. В настоящее время  существует несколько видов ка-дастров, формируемых в зависимости от объекта учета –

природного ресурса: земельный, водный, животного мира, лесов, а также месторождений и проявле-ний полезных ископаемых, особо охраняемых природных

 территорий, отходов. Все  они имеют статус государственных. Кроме того, ведутся территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

18. Экологическая паспортизация.

Экологическая аттестация и  паспортизация служат для документального  описания эколого-экономических характеристик  объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы  экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической  паспортизации (Т.А. Акимова, В.В. Хаскин, 1994).

Экологический паспорт предприятия  разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий  на окружающую среду и сравнительного анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт  вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов. Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность  осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта  по признакам его соответствия требованиям 

предельно допустимой техногенной  нагрузки и экологической техноемкости территории.

19. Регистрация в области охраны окружающей среды.

20. Декларация как вид обеспечения экологической безопасности деятельности, объек-тов, продукции.

21. Оценка воздействия на окружающую среду.

 

Оценка воздействия на окружающую среду (Проект ОВОС) – это  процесс по учету экологических  требований законодательства РФ в системе  подготовки хозяйственных, в том  числе предпроектных, проектных и других решений, направленных на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценка инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

ОВОС способствует принятию экологически-ориентированного управленческого  решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных  неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета  общественного мнения, разработки мер  по уменьшению и предотвращению воздействий.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится с целью  определения характера и степени  опасности всех потенциальных видов  воздействий намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, оценка экологических, экономических и  социальных последствий этого воздействия, а также предотвращение или смягчение  воздействия этой деятельности.

Оценка воздействия (проект ОВОС) является правовым процессом, обязательным при разработке любого проекта.

22. Мониторинг окружающей среды.

Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, её изменений  под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование  этих изменений. Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек  издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий. Такого рода знания всегда были и сейчас остаются необходимыми для того, чтобы по возможности снизить ущерб, причиняемый  человеческому обществу неблагоприятными природными явлениями и, что особенно важно, уменьшить риск человеческих потерь. Последствия большинства  стихийных бедствий необходимо оценивать  со всех сторон. Так, ураганы, разрушающие  постройки и приводящие к человеческим жертвам, как, правило, приносят обильные осадки, которые в засушливых районах  дают значительный прирост урожаев. Поэтому организация мониторинга  требует углублённого анализа с  учётом не только экономической стороны  вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого  конкретного региона

23. Административный механизм природопользования и охраны окружающей среды.

Экономический механизм природопользования. Существенным недостатком нашего природохранительного законодательства долгие годы являлось отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство по охране природы носило декларативный характер. Эколого-экономический подход к охране окружающей среды, оформившийся за последние годы, позволил начать формирование такого механизма, и первым офицальным результатом было

создание Временной типовой  методики определения экономической  эффективности осуществления природоохранных  мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству  М. Экономика, 1986 загрязнением окружающей среды, утверждение Временных методических рекомендаций по определению платежей за загрязнение природной среды 02- 08187, 1986г . В соответствии с Временной типовой методикой экономическая оценка ущерба, причиняемого годовыми выбросами

загрязнений в атмосферный  воздух У для отдельного источника  определяется по формуле У f M где У - оценка ущерба, руб год множитель, численно равный 2,4 руб усл.т безразмерная величина, характеризующая степень опасности загрязнений для разных видов пользователей. Она определяется по таблице и формуле Временной типовой методики и колеблется от 10 до 0,06. f - безразмерная величина, определяемая условиями поведения загрязнений в атмосфере, определяемая по таблице и формулам

Методики . М - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл.т год. При определении фактического значения в год учитывается величина

 зоны активного загрязнения  SЗАЗ и доля площади в этой  зоне каждого пользователя S . При  определении М - массы годового  выброса , усл.т перевод массы

 выброса каждого вида  загрязнения из тонн в условные  тонны производится путем умножения  массы годового выброса каждого  вида загрязнения

 

Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван  создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к

 природе. Необходимо  выработать у субъектов права  отношение, при котором вред  окружающей среде равносилен  вреду самому себе. Всё это  включает в себя

 комплекс мер по  экономическому стимулированию  охраны окружающей среды, нормированию  хозяйственного воздействия на  окружающую среду, экологическую

 экспертизу, экологические  требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных  объектов, экологический контроль,

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"