Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Природопользование".
14. Экологическое управление, понятие, виды, функции, методы.
Экологическое управление
– это совокупность
осуществляемых органами
В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.
Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.
Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды
означает реализацию
всеми уполномоченными на то
органами и лицами в рамках
своей компетенции
Формы экологического управления
: акты управления, административные
соглашения, материально-технические
действия, реализуемые в трех
основных направлениях –
Функция управления
– закрепленное в
законодательных и иных
Функции государственного экологического управления
выделяют, учитывая следующие
признаки: – принадлежность субъекта
управления к системе
– обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;
– осуществление управленческой функции от имени государства;
– наделение субъекта управления
для осуществления функции
Функции экологического управления :
– определение стратегии и планирование;
– учет природных ресурсов и наблюдение за состоянием окружающей среды (осуществляемые в форме мониторинга и ведения кадастров);
– распределение и
– пространственно-
– разрешительная система (выдача разрешений, лицензий на пользование природными ресурсами и оказание воздействий на окружающую среду);
– нормотворчество;
– контроль и надзор;
– разрешение споров (кроме подсудных).
Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды
можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т. д.).
Принципы экологического управления
являются составной
частью общих экологических
15. Правовой механизм природопользования.
Правовой механизм предусматривает
создание целостной системы
Экологическое право –
самостоятельная отрасль
Система экологического законодательства состоит из трех подсистем:
1.) природоохранительное
законодательство и
В природоохранное
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Закон РФ О животном мире, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.
Многие экологические нормы приведены в Гражданском кодексе РФ, Уголовном ко-дексе РФ, Кодексе об административных нарушениях, Трудовом кодексе РФ, Налоговом ко-дексе РФ и в других правовых актах.
В настоящее время экологическое законодательство Российской Федерации включает более 550 действующих нормативных актов, включающих государственные законы, кодек-сы, постановления правительства, указы президента, ведомственные и региональные норма-тивы. К наиболее важным нормативным актам относятся федеральные законы «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния», «Об охране атмосферного воздуха», « Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера», «Об экологической экспертизе» и др.
16. Информационный механизм природопользования.
Информационный механизм - это сбор, переработка, хранение и подготовка к ис-пользованию информации, которая необходима для оценки состояния собственно окружаю-щей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой облас-ти.
Информационный механизм включает в себя:
1) необходимую информацию как объект обеспечения;
2) процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использова-нию;
3) распределение или предоставление информации возможным пользователям;
4) использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.
17. Понятие и виды кадастров.
3) Государственные кадастры. Кадастры являются одним из важнейших источ-ников информации и представляют собой систематизированную систему
сведе-ний о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их эко-номической, экологической оценке и социальном значении, а также
о составе и категориях
пользователей. В настоящее
природного ресурса: земельный, водный, животного мира, лесов, а также месторождений и проявле-ний полезных ископаемых, особо охраняемых природных
территорий, отходов. Все
они имеют статус
18. Экологическая паспортизация.
Экологическая аттестация и
паспортизация служат для документального
описания эколого-экономических
Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.
В экологический паспорт
вносится, периодически корректируется
и обновляется информация об исходных
данных для расчета материально-
Паспорт дает возможность
осуществить экологическую
предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.
19. Регистрация в области охраны окружающей среды.
20. Декларация как вид обеспечения экологической безопасности деятельности, объек-тов, продукции.
21. Оценка воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду (Проект ОВОС) – это процесс по учету экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленных на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценка инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.
ОВОС способствует принятию
экологически-ориентированного управленческого
решения о реализации намечаемой
хозяйственной и иной деятельности
посредством определения
Оценка воздействия на
окружающую среду проводится с целью
определения характера и
Оценка воздействия (проект ОВОС) является правовым процессом, обязательным при разработке любого проекта.
22. Мониторинг окружающей среды.
Современный термин «мониторинг»
обозначает наблюдение, анализ и оценку
состояния окружающей среды, её изменений
под влиянием хозяйственной деятельности
человека, а также прогнозирование
этих изменений. Испытывая на себе результаты
разрушающего действия воды, ветра, землетрясений,
снежных лавин и т. п., человек
издавна реализовал элементы мониторинга,
накапливая опыт предсказания погоды
и стихийных бедствий. Такого рода
знания всегда были и сейчас остаются
необходимыми для того, чтобы по
возможности снизить ущерб, причиняемый
человеческому обществу неблагоприятными
природными явлениями и, что особенно
важно, уменьшить риск человеческих
потерь. Последствия большинства
стихийных бедствий необходимо оценивать
со всех сторон. Так, ураганы, разрушающие
постройки и приводящие к человеческим
жертвам, как, правило, приносят обильные
осадки, которые в засушливых районах
дают значительный прирост урожаев.
Поэтому организация
23. Административный механизм природопользования и охраны окружающей среды.
Экономический механизм природопользования. Существенным недостатком нашего природохранительного законодательства долгие годы являлось отсутствие экономического механизма регулирования отношений между хозяйственной деятельностью человека и природной среды. При отсутствии такого механизма все законодательство по охране природы носило декларативный характер. Эколого-экономический подход к охране окружающей среды, оформившийся за последние годы, позволил начать формирование такого механизма, и первым офицальным результатом было
создание Временной типовой
методики определения экономической
эффективности осуществления
загрязнений в атмосферный воздух У для отдельного источника определяется по формуле У f M где У - оценка ущерба, руб год множитель, численно равный 2,4 руб усл.т безразмерная величина, характеризующая степень опасности загрязнений для разных видов пользователей. Она определяется по таблице и формуле Временной типовой методики и колеблется от 10 до 0,06. f - безразмерная величина, определяемая условиями поведения загрязнений в атмосфере, определяемая по таблице и формулам
Методики . М - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл.т год. При определении фактического значения в год учитывается величина
зоны активного загрязнения SЗАЗ и доля площади в этой зоне каждого пользователя S . При определении М - массы годового выброса , усл.т перевод массы
выброса каждого вида
загрязнения из тонн в
Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к
природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя
комплекс мер по
экономическому стимулированию
охраны окружающей среды,
экспертизу, экологические
требования при размещении, проектировании,
эксплуатации производственно-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Природопользование"