Рекомендации по организации живого уголка в кабинете биологии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:43, лекция

Краткое описание

Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают на¬звание данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каж¬дом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за расте¬ниями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Неко¬торые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картоте¬кой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.

Файлы: 1 файл

Организация живого уголка.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

  Рекомендации  по организации живого уголка в кабинете биологии. 

  Растения  уголка живой природы.

В живом  уголке в течение всего учебного года содержат растения:

1) комнатные, 

2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые),

3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц,

4) ветки  деревьев и кустарников.

     Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее время составляют постоянную часть живого уголка.

     В коллекцию желательно включить растения, дающие возможность поставить с ними не один, а несколько опытов. Пять — десять таких растений, не занимая много места, обеспечивают материалом занятия по курсам ботаники и общей биологии.  К ним относятся следующие комнатные растения: пеларгония (герань), примула, фуксия, монстера, традесканция, бегония, элодея, кактусы.

     Кроме этих растений, для курса общей  биологии интересны аралия, плющ (возрастная изменчивость, прививки); хлорофитум пучковатый, камнеломка, аспидистра, папоротник живородящий, бриофиллюм (вегетативное размножение); амариллис, кринум, кливия (искусственное опыление); кактусы, алоэ, иглица, лигуструм, циперус (экологические факторы).

     Особое  внимание следует уделить растениям  в запечатанных аквариумах и сосудах. Например, кактус хорошо растет в перевернутой колбе, на слегка увлажненной почве. Эти опыты развивают понятия о круговороте и обмене веществ в замкнутом пространстве, что можно связать с вопросами о полетах в космос.

     Насколько многообразно могут быть использованы комнатные растения, можно убедиться на следующем примере. Растение традесканция   (семейство коммелиновых, болота тропической Америки) можно использовать для следующих целей: препарат клетки в волоске тычинки или влагалища  листа; движение протоплазмы;   водные культуры; образование придаточных воздушных корней; препараты устьиц, корневого чехлика и волосков (из водных культур); пример влагалищного листа; быстрое укоренение черенков; отводки, прививки; превращение сухопутного растения в водное.

     В живом уголке должны найти себе место  дикорастущие растения, выявление биологических особенностей которых требует длительного внимательного наблюдения и постановки опытов. Такие растения выкапывают с комом земли во время экскурсий и сажают в небольшие горшки.

     Культурные  растения выращивают по мере надобности для постановки опытов (с водной культурой кукурузы и подсолнечника, со всходами пшеницы, гречихи и т. п.), для выгонки цветков (весной из кочерыги капусты и корнеплодов, а также на электрическом освещении из посеянных астр, душистого табака и дикорастущих растений).

     Прежде  чем расставить растения в уголке живой природы, нужно определить их биологические особенности и сгруппировать соответственно этим особенностям.

Учитывают отношение каждого  растения к свету, теплу и влажности. Затем составляют экологические группы и распределяют их в живом уголке в определенной системе.

Например, растения сухих мест: комнатные — кактусы, алоэ, агава, эшеверия, иглица; дикие — молодило, очиток.

Растения  влажных мест: комнатные— арум, монстера, бегония, традесканция, циперус; дикие — папоротник, мох, кислица, росянка. Растения мест средней влажности:  комнатные — фикус, аспидистра, лимон, кливия, пеларгония; дикие — земляника, примула, будра плющевидная и др.

Можно распределить растения на географические группы.

  • Растения тропиков: сухих — кактусы, агавы, алоэ; влажных — монстера, бегония, традесканция, циперус, фикус.
  • Растения субтропиков: лимон, апельсин, пеларгония, олеандр, аспидистра, кливия.
  • Растения умеренного пояса: примула, плющ, иглица.
  • Местные: дикие и культурные.

     Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Распределение растений должно подчеркивать их происхождение. Иногда в больших широких ящиках с землей или в специально устроенных остекленных камерах высаживают несколько растений, близких по отношению к экологическим факторам. Создают таким образом «ландшафты» пустыни с кактусами и агавами, тропического леса и т. п.

     Главное для живого уголка, чтобы окна выходили на юг или юго-восток. Чтобы лучше использовать световую площадь окон и красиво расставить растения, делают специальные полочки. Полочки могут быть деревянные и стеклянные, подвешиваемые на проволоке или шнурах.

     Каждое  растение живого уголка должно иметь  этикетку с названием и паспорт  с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают название данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каждом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за растениями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Некоторые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картотекой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.

     Животные  уголка живой природы.

     Наиболее  удобны для содержания в уголке живой природы животные, которые могут быть помещены в аквариумах: рыбы, улитки, плавунцы, гидры, дафнии и т. п.

     В аквариумах показывается сочетание  жизни водных животных с водной растительностью (элодея, валлиснерия, рдест, роголистник, водокрас, пузырчатка). Взаимосвязь животных и растений, обеспечивающая обмен веществ, может быть показана даже в запечатанных аквариумах.

     Аквариумы красиво размещаются между растениями влажной среды (циперус, антуриум). По зоологии необходимо иметь животных, изучение которых ведется наглядными и практическими методами. Из простейших рекомендуются туфельки, чья культура всегда должна содержаться в уголке для урочной и внеклассной работы, почему необходимо иметь небольшой запас хорошего лугового сена или сушеных листьев салата.

     Необходимо  с осени заготовлять и сохранять  в аквариумах живых гидр, дождевых червей, прудовиков, лужанок, катушек. Живых гидр сохраняют с осени в озелененном аквариуме, подкармливают кусочками мяса, дафниями, мотылем и т. п. Для хранения некоторого запаса дождевых червей изготовляется деревянный ящик с плотными стенками и закраинами, чтобы черви не выползали. Ящик наполняют поочередно слоями опавших листьев и хорошей огородной земли и помещают в него до 50 штук червей. Хранят его в прохладном подвале. Сверху защищают от крыс крышкой с проволочной сеткой.

     В осеннюю пору желательно собрать  различных гусениц, бабочек и других живых насекомых в зависимости от того, какие из них встречаются в данной местности. Весной хорошо наблюдать живых майских жуков. В южных районах желательно разводить в уголке живой природы тутового шелкопряда, в более северных — китайского дубового шелкопряда. Представляет большой интерес для наблюдения улей с кавказскими (нежалящими) пчелами.

     Из  рыб чаще всего требуются некрупные  карасики для наблюдения за их передвижением; рекомендуется также иметь по возможности и других рыб. В городских школах большое значение имеет разведение тропических аквариумных рыб, в частности гамбузий. Особенно необходимы лягушки.

     Для сохранения этих весьма нетребовательных животных можно также воспользоваться  большим аквариумом, из которого лягушки  не могли бы выпрыгнуть, причем воды в аквариум наливают немного и слегка наклоняют его так, чтобы лягушки могли находиться частью в воде, частью на суше. Сосуд вместе с лягушками хранят в прохладном помещении. В этом случае лягушки долгое время не требуют корма и сохраняются несколько месяцев.

     Из  других земноводных хорошо выживают в неволе жабы. Неплохо также иметь в уголке живой природы тритонов, квакш (древесниц). Из пресмыкающихся рекомендуется иметь ящериц, ужа, черепаху; из птиц — голубей и по возможности других птиц; из млекопитающих — морских свинок, хомячков, ежа.

     Со  многими из перечисленных животных в уголке живой природы могут быть поставлены опыты, необходимые по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Например, по теме «Обмен веществ» могут быть поставлены опыты с получением авитаминозов В и С, по влиянию окраски грунта на окраску тела лягушек, влиянию гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков. По теме «Высшая нервная деятельность» возможен ряд опытов по выработке условных рефлексов у рыб, птиц и млекопитающих.

     Для наблюдений и опытов до общей биологии могут быть использованы эти же животные. Очень важно содержать различные расы мушки дрозофилы, а также тропических рыб, опыты с которыми доступны каждой школе.

     В отличие от растений животные разных типов требуют различного помещения: аквариумов, террариумов, клеток. Каждое животное также должно иметь этикетку с названием и паспорт в зоологической картотеке уголка живой природы. Кроме того, на каждом аквариуме, каждой клетке и т. п. должна быть карточка с указанием ухода, нормы кормления. На этой карточке указывают фамилию учащегося, ведущего опыт.

     Животные  в уголке группируются по типам и  классам, но возможна группировка по среде обитания и в сочетании их с соответствующими растениями.

     На  одном из окон кабинета (класса) или живого уголка можно представить «живую систему» растений, что будет полезно для учащихся. Для нее используются комнатные растения и дикорастущие, располагаемые на полках, укрепленных на окне, или на этажерке у окна: виды одного рода, роды одного семейства и т. д.

     На  стене же на полочках удобно представить  систему животных, комбинируя живые объекты (лучше всего беспозвоночных) с чучелами (мелких позвоночных) и в отдельных случаях с рисунками (крупных животных)—наглядное пособие для учащихся. Иерархические отношения между систематическими группами обозначают при помощи шнура, тесьмы.

     Выделять  в школьном уголке живой природы  какие-то части для отдельных  классов педагогически нецелесообразно. Пусть в нем воспитываются  учащиеся в духе коллективизма и понимания природного единства растительного и животного мира.

     В уголке живой природы хранят различные  почвы, песок мох для пересадки  растений и содержат животных, нужных для лабораторных работ в значительном количестве. 
 
 

 
 

Паспорт комнатного растения на горшке и для картотеки 


Информация о работе Рекомендации по организации живого уголка в кабинете биологии.