Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:43, лекция
Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают на¬звание данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каж¬дом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за расте¬ниями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Неко¬торые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картоте¬кой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.
Рекомендации
по организации живого
уголка в кабинете
биологии.
Растения уголка живой природы.
В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения:
1) комнатные,
2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые),
3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц,
4) ветки деревьев и кустарников.
Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее время составляют постоянную часть живого уголка.
В коллекцию желательно включить растения, дающие возможность поставить с ними не один, а несколько опытов. Пять — десять таких растений, не занимая много места, обеспечивают материалом занятия по курсам ботаники и общей биологии. К ним относятся следующие комнатные растения: пеларгония (герань), примула, фуксия, монстера, традесканция, бегония, элодея, кактусы.
Кроме этих растений, для курса общей биологии интересны аралия, плющ (возрастная изменчивость, прививки); хлорофитум пучковатый, камнеломка, аспидистра, папоротник живородящий, бриофиллюм (вегетативное размножение); амариллис, кринум, кливия (искусственное опыление); кактусы, алоэ, иглица, лигуструм, циперус (экологические факторы).
Особое внимание следует уделить растениям в запечатанных аквариумах и сосудах. Например, кактус хорошо растет в перевернутой колбе, на слегка увлажненной почве. Эти опыты развивают понятия о круговороте и обмене веществ в замкнутом пространстве, что можно связать с вопросами о полетах в космос.
Насколько многообразно могут быть использованы комнатные растения, можно убедиться на следующем примере. Растение традесканция (семейство коммелиновых, болота тропической Америки) можно использовать для следующих целей: препарат клетки в волоске тычинки или влагалища листа; движение протоплазмы; водные культуры; образование придаточных воздушных корней; препараты устьиц, корневого чехлика и волосков (из водных культур); пример влагалищного листа; быстрое укоренение черенков; отводки, прививки; превращение сухопутного растения в водное.
В живом уголке должны найти себе место дикорастущие растения, выявление биологических особенностей которых требует длительного внимательного наблюдения и постановки опытов. Такие растения выкапывают с комом земли во время экскурсий и сажают в небольшие горшки.
Культурные растения выращивают по мере надобности для постановки опытов (с водной культурой кукурузы и подсолнечника, со всходами пшеницы, гречихи и т. п.), для выгонки цветков (весной из кочерыги капусты и корнеплодов, а также на электрическом освещении из посеянных астр, душистого табака и дикорастущих растений).
Прежде чем расставить растения в уголке живой природы, нужно определить их биологические особенности и сгруппировать соответственно этим особенностям.
Учитывают отношение каждого растения к свету, теплу и влажности. Затем составляют экологические группы и распределяют их в живом уголке в определенной системе.
Например, растения сухих мест: комнатные — кактусы, алоэ, агава, эшеверия, иглица; дикие — молодило, очиток.
Растения влажных мест: комнатные— арум, монстера, бегония, традесканция, циперус; дикие — папоротник, мох, кислица, росянка. Растения мест средней влажности: комнатные — фикус, аспидистра, лимон, кливия, пеларгония; дикие — земляника, примула, будра плющевидная и др.
Можно распределить растения на географические группы.
Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Распределение растений должно подчеркивать их происхождение. Иногда в больших широких ящиках с землей или в специально устроенных остекленных камерах высаживают несколько растений, близких по отношению к экологическим факторам. Создают таким образом «ландшафты» пустыни с кактусами и агавами, тропического леса и т. п.
Главное для живого уголка, чтобы окна выходили на юг или юго-восток. Чтобы лучше использовать световую площадь окон и красиво расставить растения, делают специальные полочки. Полочки могут быть деревянные и стеклянные, подвешиваемые на проволоке или шнурах.
Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают название данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каждом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за растениями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Некоторые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картотекой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.
Животные уголка живой природы.
Наиболее удобны для содержания в уголке живой природы животные, которые могут быть помещены в аквариумах: рыбы, улитки, плавунцы, гидры, дафнии и т. п.
В аквариумах показывается сочетание жизни водных животных с водной растительностью (элодея, валлиснерия, рдест, роголистник, водокрас, пузырчатка). Взаимосвязь животных и растений, обеспечивающая обмен веществ, может быть показана даже в запечатанных аквариумах.
Аквариумы
красиво размещаются между
Необходимо
с осени заготовлять и
В осеннюю пору желательно собрать различных гусениц, бабочек и других живых насекомых в зависимости от того, какие из них встречаются в данной местности. Весной хорошо наблюдать живых майских жуков. В южных районах желательно разводить в уголке живой природы тутового шелкопряда, в более северных — китайского дубового шелкопряда. Представляет большой интерес для наблюдения улей с кавказскими (нежалящими) пчелами.
Из рыб чаще всего требуются некрупные карасики для наблюдения за их передвижением; рекомендуется также иметь по возможности и других рыб. В городских школах большое значение имеет разведение тропических аквариумных рыб, в частности гамбузий. Особенно необходимы лягушки.
Для сохранения этих весьма нетребовательных животных можно также воспользоваться большим аквариумом, из которого лягушки не могли бы выпрыгнуть, причем воды в аквариум наливают немного и слегка наклоняют его так, чтобы лягушки могли находиться частью в воде, частью на суше. Сосуд вместе с лягушками хранят в прохладном помещении. В этом случае лягушки долгое время не требуют корма и сохраняются несколько месяцев.
Из других земноводных хорошо выживают в неволе жабы. Неплохо также иметь в уголке живой природы тритонов, квакш (древесниц). Из пресмыкающихся рекомендуется иметь ящериц, ужа, черепаху; из птиц — голубей и по возможности других птиц; из млекопитающих — морских свинок, хомячков, ежа.
Со многими из перечисленных животных в уголке живой природы могут быть поставлены опыты, необходимые по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Например, по теме «Обмен веществ» могут быть поставлены опыты с получением авитаминозов В и С, по влиянию окраски грунта на окраску тела лягушек, влиянию гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков. По теме «Высшая нервная деятельность» возможен ряд опытов по выработке условных рефлексов у рыб, птиц и млекопитающих.
Для наблюдений и опытов до общей биологии могут быть использованы эти же животные. Очень важно содержать различные расы мушки дрозофилы, а также тропических рыб, опыты с которыми доступны каждой школе.
В отличие от растений животные разных типов требуют различного помещения: аквариумов, террариумов, клеток. Каждое животное также должно иметь этикетку с названием и паспорт в зоологической картотеке уголка живой природы. Кроме того, на каждом аквариуме, каждой клетке и т. п. должна быть карточка с указанием ухода, нормы кормления. На этой карточке указывают фамилию учащегося, ведущего опыт.
Животные в уголке группируются по типам и классам, но возможна группировка по среде обитания и в сочетании их с соответствующими растениями.
На одном из окон кабинета (класса) или живого уголка можно представить «живую систему» растений, что будет полезно для учащихся. Для нее используются комнатные растения и дикорастущие, располагаемые на полках, укрепленных на окне, или на этажерке у окна: виды одного рода, роды одного семейства и т. д.
На стене же на полочках удобно представить систему животных, комбинируя живые объекты (лучше всего беспозвоночных) с чучелами (мелких позвоночных) и в отдельных случаях с рисунками (крупных животных)—наглядное пособие для учащихся. Иерархические отношения между систематическими группами обозначают при помощи шнура, тесьмы.
Выделять
в школьном уголке живой природы
какие-то части для отдельных
классов педагогически
В
уголке живой природы хранят различные
почвы, песок мох для пересадки
растений и содержат животных, нужных
для лабораторных работ в значительном
количестве.
Паспорт комнатного
растения на горшке и для картотеки
Информация о работе Рекомендации по организации живого уголка в кабинете биологии.