Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа
Работа по формированию социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………..3
параграф 1.1. Исторические предпосылки и современные аспекты деятельности общеобразовательного учреждения по формированию компетенций учащихся …………………………………………….…………5
параграф 1.2. Теоретическая разработка модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении ….9
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………17
параграф 2.1 Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе по формированию социально-трудовых компетенций учащихся в средней общеобразовательной школе ………………………………..……...29
параграф 2.2. Экологический проект «Школьный двор – моя страна» …..45
параграф 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся …………….57
1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду".
Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, крыжовника, малины, аронии, смородины).В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.
2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах".
Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход наездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отслеживают вид и форму кладки (до 100 штук и более). Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений.
Следуя по основным направлениям работы: приблизить условия жизни растений и других организмов в агроэкосистеме пришкольного участка к условиям естественной экосистемы, необходимо доказывать учащимся в работе о способах этого решения. Отказ от пестицидов в работе с культурами не означает бездеятельность по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Эта работа заменяется альтернативной, но не нарушающая экологического равновесия. Учащимся предлагается провести наблюдения при внедрении в плантации фитонцидных и инсектицидных растений.
3.Наблюдение "Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща "
4.Наблюдение "Как влияют посадки ноготков на снижение заболеваемости гладиолусов фузариозом "
5.Наблюдение "Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика ".
6.Наблюдение "Роль рудеральных группировок растений в формировании банка хищных насекомых". [Приложение с.90]
Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии.
Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7-8 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:
1."Влияние мульчирования делянок с посевами лука торфом, перегноем, зерноотходами на скорость вегетации и урожайность"
2.Сортоиспытание картофеля, кабачков, астр. [Приложение с.99-100]
3."Влияние разных субстратов на скорость вегетативного развития тюльпанов "
4."Влияние биостимулятора - гуммата натрия на укоренение черенков многолетних георгинов"
5."Влияние сроков посадки черенков черной смородины на их укоренение"
6."Внесение перегнивших зерноотходов на урожайность лука репчатого"
8."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".
Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.
Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.
Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные лежат в основе будущих экзаменационных работ в рамках данного учебного предмета. И, конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.
Отдел начальных классов
Дополнительные образовательные программы агротехнологического профиля «Агроэкология для маленьких», «Цветоводство для маленьких» предполагают изучение детьми цветочных, овощных и полевых крупносеменных растений, а также картофеля и ягодных культур. Для работы с детьми этой возрастной группы используются все отделы учебно-опытного участка. Учащиеся первого класса выращивают цветочные растения, которые размножаются посевом семян в грунт. Это бархатцы, настурция, душистый горошек, календула. Дети производят посев, проводят уход за растениями, собирают семена, ведут простейшие наблюдения за растениями. Учащиеся второго класса выращивают бобовые и злаковые полевые растения (горох, фасоль, бобы, рожь, пшеницу, овес), проводят опыты с этими культурами. Учащиеся третьего класса выращивают столовые корнеплоды: морковь, свеклу, а также лук, картофель и многолетние цветочные культуры. Они ставят опыты с этими культурами, ведут наблюдения и записи в дневниках. Ребята начальных классов систематически привлекаются для ухода за цветочно-декоративными растениями и ягодниками.
Отдел овощных культур [Приложение с.89]
Отдел овощных культур имеет площадь 0,02га. Это живая зеленая лаборатория. Участок является базой для пополнения кабинета растениеводства раздаточным материалом, коллекциями, гербариями и другими наглядными пособиями. В нем организуется большая часть опытнической работы объединений «Агроэкология» и «Юный ботаник». В отделе учащиеся проводят основные опытно-практические работы с овощными культурами в соответствии с программой, проводят отдельные занятия при изучении агротехники овощных культур. Дети выращивают корнеплоды, томаты, капусту, лук, бобовые, бахчевые культуры, картофель. На учебно-опытном участке выращиваются многолетние овощные культуры (многолетние луки, щавель, ревень, мята, эстрагон), а также редкие овощные культуры (декоративные тыквы). На участке используются только районированные и перспективные сорта.
Отдел полевых культур
Площадь под полевые культуры выделяется примерно такая же, как и под овощные. В системе полевого севооборота выращиваются пшеница « Сельпек», овес «Горизонт», « Астор», ячмень «Зазерский –85 », гречиха «Черноплодная», просо «Саратовское», рожь «Восход-1», чумиза. Данные зерновые культуры используются для изготовления снопового материала, получения семян для проведения лабораторно-практических занятий с учащимися объединения «Агроэкология». А также для оформления выставок и демонстрации при проведении тематических экскурсий по теме «Искусственный отбор – основная причина многообразия сортов культурных растений»». В отделе полевых культур создан участок тех полевых культур, которые не вошли в севооборот, но имеют большое значение в растениеводстве. Эти растения расположены по группам: кормовые культуры (маралий корень, горец Вейриха, щавель тяньшаньский, сильфия пронзеннолистная), масличные (рапс, рыжик, редька масличная, горчица, лен). Также на участке выращиваются кормовые бобовые культуры (клевер, люцерна) для корма обитателей живого уголка.
Плодово-ягодный сад
В саду учащиеся знакомятся и изучают основные районированные и перспективные сорта плодово-ягодных культур трех групп: семечковые (яблоня, груша), косточковые (слива, вишня) и ягодных кустарников (смородина, крыжовник, малина). Плодово-ягодный сад очень старый и требует постоянного ухода. Ежегодно осуществляется обрезка побегов, и сухих суков, побелка стволов известью. По мере надобности проводятся поливы, подкормки и борьба с вредителями и болезнями. Помощь саду проходит в рамках экологических акций «Поможем другу», «Неделя сада». В рамках агротехнологических дополнительных образовательных программ учащиеся на натуральных объектах изучают семейство розоцветных, осваивают важнейшие вопросы курса биологии о наследственности и изменчивости.
Питомник
Площадь питомника древесно-кустарниковых растений составляет 0,016 га. Основной целью работы в питомнике является научить учащихся выращивать растения из семян и черенков. Посев семян на грядках производится в бороздки. Расстояние между бороздками 10-15 см. Глубина заделки семян зависит от их величины. Чем крупнее семена, тем их глубже заделывают. Мы таким способом выращивали дуб, березу, клен, сосну, спирею. В процессе выращивания сеянцев за ними проводится уход: полив, удаление сорняков, рыхление почвы, подкормки, мероприятия по борьбе с вредителями, а весной обрезку обмерзших побегов. Размножение одревесневшими черенками размножаем легкоукореняющиеся виды: иву, смородину и др. Также применяется метод укоренения отводками (магония падуболистная) и делением куста (гортензия, магония). Учащиеся объединений «Экология города», «Экология» выращивают на своих участках саженцы древесно-кустарниковых растений для озеленения территории ОЭБЦу и микрорайона (кизильник блестящий, магония падуболистная, пузыреплодник калинолистный, снежноягодник белый, спирея японская спирея иволистная, жимолость козья, гортензия древовидная, барбарис Тумберга, барбарис обыкновенный краснолистный, дерен красный, форзиция европейская). На территории учебно-опытного участка произрастает 45 видов древесных и кустарниковых растений. Зеленые насаждения способны поглощать многие загрязнители атмосферного воздуха, выполняя роль зеленых фильтров. Весной и осенью проводятся трудовые десанты и экологические акции по озеленению территории «Помоги зеленому другу», «Посади свое дерево».
Цветочно-декоративный отдел [Приложение с.74-76]
Цветочно-декоративный отдел занимает площадь 0.07га. Основное назначение его не только эстетическое, но и образовательное, поскольку на цветочно-декоративных растениях учащиеся знакомятся с морфологическими, биологическими особенностями растений. Здесь организуются практические занятия по сбору раздаточного и демонстрационного материала и заготовки его для тем, изучаемых в зимнее время по программе «Цветоводство». Цветник наиболее привлекательное место на участке. При создании той или иной формы цветочных насаждений имеет правильный подбор растений по их назначению, срокам и продолжительности цветения. Растения подбирают таким образом, чтобы их цветение продолжалось с ранней весны до поздней осени. Из раннецветущих растений используются (примула, эдельвейс, незабудка, тюльпаны, нарциссы, ирисы). Удачным украшением участка служат почвопокровные растения (эрва шерстистая, аумбреция, ясколка, аллисум многолетний). Значительная часть площади отведена под многолетние декоративные цветы. Многолетники имеют ряд преимуществ. Их цветение начинается ранней весной и продолжается до поздней осени. Культура многолетников более простая. Некоторые многолетники прекрасно растут и цветут в темных местах, в тени деревьев и кустарников. Из многолетников на участке произрастают (аквилегия, ирисы, дельфиниум, гайлардия, рудбекия, эхинацея, люпин, тысячелистник розовый, желтый, пиретрум, флокс, колеопсис, брунера, мак восточный, пионы). На учебно-опытном участке цветочно-декоративного отдела растут однолетники: петуния, львиный зев, сальвия, астра, циния, агератум, разновидности аммаранта, декоративная капуста, клеома, много разновидностей бархатцев, душистый табак. Многие из этих однолетников выращиваются рассадой (астра, георгина, львиный зев душистый табак). Часть однолетних цветов высевается семенами в открытый грунт (василек, лаватера, настурция, бархатцы, циния). Для работы объединения «Флористика», «Фитодизайн» на учебно-опытном участке выращиваются сухоцветы для зимних букетов (акроклиниум, гелихризум, ячмень декоративный, статице, лук многолетний). В цветочно-декоративном отделе проводятся опытно-экспериментальные работы по дополнительным образовательным программам «Цветоводство для маленьких», «Цветоводство», «Основы цветоводства» и «Ландшафтный дизайн». В благоустройстве школ, детских садов, города большое значение имеет цветочное оформление. Поэтому к посадочному и посевному материалу цветочных растений предъявляются высокие требования. Учащиеся объединения «Цветоводство» на своем участке занимаются выращиванием семян однолетних, многолетних и двухлетних цветов. В объединении создан банк семян для родителей учащихся, учителей- биологов школ, цветоводов-любителей. Дополнительная образовательная программа «Ландшафтный дизайн» предполагает ландшафтное проектирование учебно-опытного участка. Обучение детей основам дизайна, правильному подбору растений дает возможность благоустроить и озеленить территорию в соответствии с современными нормами. Проектирование является творческой практической деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний. Учащиеся под руководством педагога провели визуальное обследование участка. Сделали анализ почвы по агрохимическим показателям. В этап ландшафтного проектирования вошла характеристика гидрологии участка и инвентаризация существующей растительности, инсоляционный анализ в разное время суток. Затем ребята разработали общую концепцию, эскизное проектирование и начали реализацию проекта.
Отдел лекарственных растений
Площадь данного отдела составляет 0,01 га. Цель этого участка в образовательном процессе: познакомить детей с лекарственными растениями, установить влияние экологических условий на морфологические показатели растений, изучить различные способы размножения растений. Учащиеся объединений «Валеология», «Маршруты здоровья», обучаясь по дополнительным образовательным программ «Воспитай себя здоровым», «Валеология и основы медицинских знаний», «Лекарственные растения и их применение» имеют прекрасную возможность изучать биологические особенности, видовой состав, фармакологические и терапевтические свойства растений, выращенных своими руками. Лекарственные растения располагаются на участке по принципу их терапевтического действия: - кровоостанавливающие растения: пастушья сумка, крапива, тысячелистник; - сосудорасширяющие: мята перечная, пижма; - желудочно-кишечные: лапчатка гусиная, ромашка аптечная, календула, подорожник; - неврастенические: пион, земляника; - успокаивающие: валериана лекарственная, пустырник сердечный, зверобой продырявленный, пырей ползучий, адонис лекарственный; - Слабительные: льнянка, вьюнок, щавель конский; - противовоспалительные: медуница лекарственная, будра плющевидная, чистотел большой, марена красильная, синюха голубая, календула лекарственная, полынь горькая, тысячелистник.
Дендрарий [Приложение с.88]
Площадь дендрария составляет 0.07 га. Дендрарий создан в виде парка, разбитого сетью дорожек, которые расположены так, что они разделяют всю площадь на небольшие участки различной формы. С дорожек хорошо видны все растения. Середина каждой секции занята более высокими древесными породами, края – кустарниками. В дендрарии представлены не только местные породы, но и интересные растения, ввезенные из других областей, пригодные для выращивания в наших условиях. В дендрарии участка представлены около 20 пород древесно-кустарниковой растительности.
Зоологический отдел
Уголок живой природы имеет большое учебное и воспитательное значение. Из рыб в аквариумах обитают гуппи, меченосцы, золотые рыбки, петушок, цихлиды, скалярия, сомик леопардовый.