Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа
Работа по формированию социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………..3
параграф 1.1. Исторические предпосылки и современные аспекты деятельности общеобразовательного учреждения по формированию компетенций учащихся …………………………………………….…………5
параграф 1.2. Теоретическая разработка модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении ….9
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………17
параграф 2.1 Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе по формированию социально-трудовых компетенций учащихся в средней общеобразовательной школе ………………………………..……...29
параграф 2.2. Экологический проект «Школьный двор – моя страна» …..45
параграф 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся …………….57
Сроки реализации программы: 5 лет. (См.табл.1)
Таблица 1
Этапы |
| Сроки |
1 этап. | Методологическая разработка проблемы. | 2004г. |
2 этап. | Создание программы Научного учащихся средней школы №1. | 2004-2005г. |
3 этап. | Создание условий для апробации программы НОУ “Адонис”. | 2005-2006 г. |
4 этап. | Анализ результатов апробации программы Научного общества. | 2006-2008г. |
5 этап. | Вхождение в эксперимент предпрофильной подготовки. | 2008-2009г. |
Новизна программы: была апробирована региональная программа “Мир природы и я в этом мире” на базе средней школы №1 города Абдулино Оренбургской области. Участниками эксперимента были учащиеся Научного общества “Адонис”. Программа повысила мотивацию учащихся, ЗУН, а также практические навыки в исследовательской работе в области биологических наук.
В качестве негативных последствий эксперимента могут быть потеря интереса и мотивации учащихся школы к осуществлению эксперимента, нехватка времени (большая загруженность уроками), некачественное осуществление эксперимента, отсутствие материальной помощи.
К способам коррекции и компенсации негативных последствий можно отнести: проведение промежуточной и поэтапной диагностики состояния экспериментальной работы, поддержка мотивационного интереса учащегося (повышение образовательного рейтинга для выпускника школы наряду с результатами итоговой аттестации), повышение материальной заинтересованности (получение дипломов, премий и поощрительных путевок).
Функциональные особенности участников эксперимента:
-Завуч по учебно-воспитательной работе - разработка программы предпрофильной подготовки учащихся;
- Куратор научного общества учащихся - разработка и апробация модели управления эксперимента в ученическом коллективе и решение экспериментальных проблем;
- учащиеся - разработка и выполнение эксперимента, подведение итогов.
III. Ресурсное обеспечение проекта. Ресурсное обеспечение в таблице 2. Таблица 2.
№ п/п | Ресурсы
| Необходимое количество | Цена |
1 | 1. Методическая литература. 2. Периодическая печать (газеты и журналы). 2 | 15 шт. Подшивка за 2000-09г 3 | Кабинет, Библиотека
4 |
3. Видеокассета. Фотоаппарат. Фотографии. Бумага Файлы Папки | 1 шт. 25 шт. 1 упаковка 1 упаковка 2 шт. | Видеостуд. Классн. 200 рублей 140 рублей 100 рублей 50 рублей | |
| Итого: |
| 490 руб. |
База эксперимента.
Группа учащихся входящих в состав научного общества “Адонис”
Масштаб эксперимента. Поисковая деятельность учащихся на уроках биологии и на УОУ при школе №1 проводимая в течении 5 лет.
Тип эксперимента: поисковый
Статус эксперимента: внутришкольный.
Форма представления результата эксперимента для массовой практики. Отчет.
Научно - методическая обеспеченность эксперимента:
- консультации специалистов по методологии исследования;
- научная, популярная литература по проблеме эксперимента в школе.
IY. Реализация проекта.
Методологическая основа проекта.
В настоящее время в системе образования Оренбургской области происходят изменения в постановке целей образования, затрагивающие содержание образования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, указывается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
В соответствии с Распоряжением Министерства образования России “Об утверждении плана- графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования” (Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, № 970-13.) [14] переход на профильное обучение должен начаться с2005-06 учебного года, чему будет предшествовать, с 2004-05 учебного года - введение в школах предпрофильной подготовки в 9-ых классах.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет измения в структуре, содержания и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и изменениями в отношении продолжительности образования. [12] При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Именно на школьную биологию возлагаются задачи, которые не в состоянии решить ни один другой предмет:
- формирование научного миропонимания, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности;
- подготовка молодежи к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны.
Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различать три компонента в содержании образования старшеклассников:
- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;
- профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);
- элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Сельскохозяйственные технологии, Психология, и проч. (комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории). [12,с. 7]
В соответствии с проектом профильного обучения и проектом государственного стандарта по биологии содержание образования в средней (полной) школе учитывает преемственность с курсом биологии основной школы, обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: гуманитарно-филологического, социально-гуманитарного, физико-математического, биолого-химического и технико-технологического. [27]
Переход к профильному обучению позволяет:
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- создание условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка может реализоваться в различных вариантах, в том числе и на базе системы дополнительного образования. Предпрофильная подготовка - это система психолого-педагогической подготовки учащихся к выбору профиля обучения в старших классах.
Еще в 1980-х годах Э.Н.Гусинский сформулировал принцип неопределенности для гуманитарных систем, согласно которым результаты взаимодействия и развития гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны. Поэтому для таких систем применяют вероятное проектирование.
В зависимости от целевых установок предпрофильной подготовки в выпускных классах могут конструироваться образовательные технологии различных типов, в том числе ориентированные и на формирование ключевых компетентностей у учащихся. [27]
Модель практической образовательной деятельности меняется вслед за социокультурными условиями где связь изменений в педагогической практике и в педагогической науке не является прямой.
Важным аспектом изучения предметов психолого-педагогического цикла является ориентация на развитие и саморазвитие личностного потенциала учащихся, потребностно-мотивационного, интеллектуально-рефлексивного, поведенческого и саморегуляционного аспектов его деятельности. Таковым оно может стать, на мой взгляд, лишь в контексте личностно-ориетированного подхода в обучении.
Изучение предметов психолого-педагогического цикла наибольшей степени, на мой взгляд, будет способствовать подготовке к определенному профилю, если соблюдаются следующие требования:
- обучение учащихся должно идти через проектирование и создание образовательной Среды, способствующей раскрытию природных данных к саморазвитию познавательных, эмоциональных и духовных способностей;
- образовательный процесс должен помочь учащемуся в осознании в наличии у себя возможности успешного овладения определенным профилем;
- при организации обучения учащихся основной акцент необходимо делать на активные методы обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, решение проблемных ситуаций и др.), а также активные формы группового взаимодействия (тренинги, разыгрывание различных ролей и т.п.), которые способствуют развитию гибкости, готовности к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- общение и взаимодействие участников образовательного процесса должны носить диалоговый характер, способствовать развитию у школьников эмпатии, эмоциональной стабильности;
- одной из задач изучения предметов психолого-педагогического цикла должна быть помощь учащимся в подборе индивидуальных программ самовоспитания, формировании позитивной “Я-концепция”.
Одной из составляющих предпрофильной подготовки является такая образовательная технология, как “Портфолио” и это лишь вхождение в проблему педагогического моделирования индивидуализации образования школьников. [19]