Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Работа по формированию социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Оглавление

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………..3
параграф 1.1. Исторические предпосылки и современные аспекты деятельности общеобразовательного учреждения по формированию компетенций учащихся …………………………………………….…………5
параграф 1.2. Теоретическая разработка модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении ….9
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………17
параграф 2.1 Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе по формированию социально-трудовых компетенций учащихся в средней общеобразовательной школе ………………………………..……...29
параграф 2.2. Экологический проект «Школьный двор – моя страна» …..45
параграф 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся …………….57

Файлы: 1 файл

Социально-трудовая+компетентность+при+работе+на+учебно-опытном+участке+МОУ+СОШ+№1+г.Абдулино.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

              Сроки реализации программы: 5 лет.  (См.табл.1)

Таблица 1

Этапы

 

Сроки

1 этап.

Методологическая разработка проблемы.

2004г.

2 этап.

Создание программы Научного учащихся средней школы №1.

2004-2005г.

3 этап.

Создание условий для апробации программы НОУ “Адонис”.

2005-2006 г.

4 этап.

Анализ результатов апробации программы Научного общества.

2006-2008г.

5 этап.

Вхождение в эксперимент предпрофильной подготовки.

2008-2009г.

              Новизна программы: была апробирована региональная программа “Мир природы и я в этом мире” на базе средней школы №1 города Абдулино Оренбургской области. Участниками эксперимента были учащиеся Научного общества “Адонис”. Программа повысила мотивацию учащихся, ЗУН, а также практические навыки в исследовательской работе в области биологических наук.

              В качестве негативных последствий эксперимента могут быть потеря интереса и мотивации учащихся школы к осуществлению эксперимента, нехватка времени (большая загруженность уроками),  некачественное осуществление эксперимента, отсутствие  материальной помощи.

              К способам коррекции и компенсации негативных последствий можно отнести:  проведение промежуточной и поэтапной диагностики состояния экспериментальной работы, поддержка мотивационного интереса  учащегося (повышение образовательного рейтинга для выпускника школы наряду с результатами итоговой аттестации), повышение материальной заинтересованности (получение дипломов, премий и поощрительных путевок).

Функциональные особенности участников эксперимента:

              -Завуч по учебно-воспитательной работе - разработка программы предпрофильной подготовки учащихся;

              - Куратор научного общества учащихся - разработка и апробация модели управления эксперимента в ученическом коллективе и решение экспериментальных проблем;

              - учащиеся - разработка и выполнение эксперимента, подведение итогов.

III. Ресурсное обеспечение проекта.              Ресурсное обеспечение в таблице 2.                            Таблица 2.

п/п

Ресурсы

 

Необходимое количество

Цена

 

 

 

1

1. Методическая литература.

2. Периодическая печать (газеты и журналы).

2

15 шт.

Подшивка за 2000-09г

3

Кабинет,

Библиотека

 

4

3. Видеокассета.

Фотоаппарат.

Фотографии.

Бумага

Файлы

Папки

1 шт.

25 шт.

1 упаковка

1 упаковка

2 шт.

Видеостуд.

Классн.

200 рублей

140 рублей

100 рублей

50 рублей

 

Итого:

 

490 руб.

 

                                          База эксперимента.

              Группа учащихся входящих в состав научного общества “Адонис”

              Масштаб эксперимента. Поисковая деятельность учащихся на уроках биологии и на УОУ при школе №1 проводимая в течении 5 лет.

              Тип эксперимента: поисковый

              Статус  эксперимента: внутришкольный.

              Форма представления результата эксперимента для массовой практики. Отчет.

              Научно - методическая обеспеченность эксперимента:

              - консультации специалистов по методологии исследования;

              - научная, популярная литература по проблеме эксперимента в школе.

 

                                          IY. Реализация проекта.

Методологическая основа проекта.

              В настоящее время в системе образования Оренбургской области происходят изменения в постановке целей образования, затрагивающие содержание образования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, указывается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

              В соответствии с Распоряжением Министерства образования России “Об утверждении плана- графика  введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”  (Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, № 970-13.) [14] переход на профильное обучение должен начаться с2005-06 учебного года,  чему будет предшествовать, с 2004-05 учебного года - введение в школах предпрофильной подготовки в 9-ых классах.

              Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения,  когда за счет измения в структуре, содержания и организации образовательного процесса более полно учитываются  интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и изменениями в отношении продолжительности образования. [12] При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

              Именно на школьную биологию возлагаются  задачи, которые не в состоянии решить ни один другой предмет:

              - формирование научного миропонима­ния, здорового образа жизни, гигиениче­ских норм и правил, экологической и ге­нетической грамотности;

              - подготовка молодежи к трудовой дея­тельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны.

              Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различать три компонента в содержании образования старшеклассников:

              - базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

              - профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

              - элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Сельскохозяйственные технологии, Психология, и проч. (комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории). [12,с. 7]

              В соответствии с проектом профильного обучения и проектом государственного стандарта по биологии содержание  образования в средней (полной) школе учитывает преемственность с курсом биологии основной школы, обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: гуманитарно-филологического, социально-гуманитарного, физико-математического, биолого-химического и технико-технологического. [27]

 

              Переход к профильному обучению позволяет:

              - обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

              - создание условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

              - установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

              - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

              Предпрофильная подготовка может реализоваться в различных вариантах, в том числе и на базе системы дополнительного образования. Предпрофильная подготовка - это система психолого-педагогической подготовки учащихся к выбору профиля обучения в старших классах.

              Еще в 1980-х годах Э.Н.Гусинский сформулировал принцип неопределенности для гуманитарных систем,  согласно которым результаты взаимодействия и развития гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны. Поэтому для таких систем применяют вероятное проектирование.

              В зависимости от целевых установок предпрофильной подготовки в выпускных классах могут конструироваться образовательные технологии различных типов, в том числе ориентированные и на формирование ключевых компетентностей у учащихся. [27]

              Модель практической образовательной деятельности меняется вслед за социокультурными условиями где связь  изменений в педагогической практике и в педагогической науке не является прямой.

              Важным аспектом  изучения предметов психолого-педагогического цикла является ориентация на развитие и саморазвитие личностного потенциала учащихся, потребностно-мотивационного, интеллектуально-рефлексивного, поведенческого и саморегуляционного аспектов его деятельности. Таковым оно может стать, на мой взгляд, лишь в контексте личностно-ориетированного подхода в обучении.

              Изучение предметов психолого-педагогического цикла наибольшей степени, на мой взгляд, будет способствовать подготовке  к определенному профилю, если соблюдаются следующие требования:

              - обучение учащихся должно идти через проектирование и создание образовательной Среды, способствующей раскрытию природных данных к саморазвитию познавательных, эмоциональных и духовных способностей;

              - образовательный процесс должен помочь учащемуся  в осознании в наличии у себя возможности успешного овладения определенным профилем;

              - при организации обучения учащихся основной акцент необходимо делать  на активные методы обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, решение проблемных ситуаций и др.), а также активные формы группового взаимодействия (тренинги, разыгрывание различных ролей и т.п.), которые способствуют развитию гибкости, готовности к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

              - общение и взаимодействие участников образовательного процесса должны носить диалоговый характер, способствовать развитию у школьников  эмпатии, эмоциональной стабильности;

              - одной из задач изучения предметов психолого-педагогического цикла должна быть помощь учащимся в подборе индивидуальных программ самовоспитания, формировании позитивной  “Я-концепция”. 

              Одной  из составляющих  предпрофильной подготовки является  такая образовательная технология, как “Портфолио” и это лишь вхождение в  проблему педагогического моделирования индивидуализации  образования школьников. [19]

Информация о работе Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы