Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Работа по формированию социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Оглавление

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………..3
параграф 1.1. Исторические предпосылки и современные аспекты деятельности общеобразовательного учреждения по формированию компетенций учащихся …………………………………………….…………5
параграф 1.2. Теоретическая разработка модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении ….9
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………17
параграф 2.1 Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе по формированию социально-трудовых компетенций учащихся в средней общеобразовательной школе ………………………………..……...29
параграф 2.2. Экологический проект «Школьный двор – моя страна» …..45
параграф 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся …………….57

Файлы: 1 файл

Социально-трудовая+компетентность+при+работе+на+учебно-опытном+участке+МОУ+СОШ+№1+г.Абдулино.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Сформированность социально-трудовых компетенций, структурными компонентами которых являются мотивационный, когнитивный и деятельностный, есть один из важнейших результатов современного образования. Как базисная (10), интегральная характеристика личности, они обеспечивают полноценное овладение учащимся социальной реальностью, социальным опытом, навыками жизни и практической деятельности в современном обществе. Социально-трудовые компетенции характеризуют учащегося с точки зрения личностного опыта действий в сфере социально-трудовых отношений на основе функциональной грамотности. Положение о необходимости формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательных учреждениях не может быть лишь дополнено тезисом о важности развития у них положительного отношения к трудовой деятельности, к отдельным профессиональным функциям, овладения знаниями о гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, умениями анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, генерировать и продуцировать новые идеи. В современных условиях требуется создание модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся. Ее разработка должна быть осуществлена с учетом запросов и потребностей личности учащегося в соотнесении с современной социально-трудовой ситуацией и компетентностным подходом к образованию. [26] В рамках реализации данной модели, структурными элементами которой являются цель, принципы, задачи, содержание и технологии, учащиеся под руководством педагога будут осваивать социально-трудовой опыт, осуществлять личностно-значимую деятельность в ситуации ее свободного выбора и социально-трудовые пробы. Благодаря чему будут удовлетворены разнообразные социально и личностно позитивные трудовые интересы учащихся, лежащие вне учебной деятельности.

  Формирование социально-трудовых компетенций учащихся в образовательном процессе общеобразовательного учреждения возможно осуществить посредством реализации созданного комплекса блочно-модульных программ. Компетентностно-ориентированное содержание ознакомительных программ, программ допрофессиональной подготовки, элективных курсов сочетает в себе знаниевые и технологические компоненты, а ценностно-целевой, когнитивный, тренингово-технологический модули профильных программ, будучи адекватными структуре социально-трудовых компетенций учащихся, обеспечивают возможность образования по тем профильным направлениям, которые будут наиболее востребованы на рынке труда в будущем. Ценностноцелевой (мотивационный комнонент социально-трудовых компетенций) модуль обеспечивает актуализацию мотивов социально-трудового поведения, осознание общественной значимости труда, формирование эмоционально- положительного отношения к трудовой деятельности в целом и к выполнению отдельных профессиональных функций. Когнитивный модуль (когнитивный компонент социально-трудовых компетенций) обеспечивает освоение общих социально-экономических, трудовых, правовых знаний, знаний о гражданскообщественной деятельности и о нормах социального поведения, знаний в области профессионального самоопределения и этики социально-трудовых и гражданских отношений. Тренингово-технологический модуль (деятельностный компонент социально-трудовых компетенций) обеспечивает развитие способности к выбору конкретной направленности деятельности, формирование умения анализировать ситуацию на рынке труда, развитие способности действовать в соответствии с личной и общественной пользой, формирование функциональной грамотности, развитие социальной и социально-трудовой активности. [8]

Освоение учащимися содержания различных программ становится эффективным, когда педагог реализует технологии социально-трудового проектирования, эвристического обучения; проводит тренинги (личностного роста, целеполагания, делового общения), элективные курсы, а также организационнодеятельностные и профориентационные игры. Важно, чтобы, оценивая учебные достижения учащихся, педагог осуществлял развивающую диагностику социально-трудовых компетенций, мониторинг сформированности социальнотрудовых компетенций учащихся. Новизна исследования: конкретизировано научное представление о содержании понятия «социально-трудовые компетенции учащихся» и выявлены функции их компонентов (структурными компонентами социально-трудовых компетенций учащихся являются мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи; функция мотивационного компонента мобилизационная, функция когнитивного ориентировочная, функция деятельностного компонента конструктивная); определены принципы реализации модели формирования социальнотрудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении. [20]

Обоснованы показатели социально-трудовых компетенций, позволяющие определить уровень их сформированности у учащихся ( осознание общественной значимости труда, трудовые ценностные ориентации), социально-трудовой (потребитель, покупатель, работник) деятельности; знания по экономике и праву; знания в области профессионального самоопределения, в области работы с источниками информации. Показатели деятельностного компонента: умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование структурных компонентов социально-трудовых компетенций расширяет научные представления о содержании компетентностно- ориентированного образования в общеобразовательных учреждениях.

Результаты исследования составят основу для новых представлений о специфике образовательной деятельности общеобразовательного учреждения детей в современной социальной ситуации. Повышению теоретического уровня преподавания в той части, которая относится к способам формирования знаний учащихся о гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, знаний по экономике и праву, знаний в области профессионального самоопределения.

Практическая значимость исследования состоит в его направленности на совершенствование деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию социально-трудовых компетенций учащихся; в разработке научно-методических основ организации компетентностно ориентированного образовательного процесса, в разработке и реализации содержания модульных компетентностно ориентированных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, статья в материалах научно-практической конференции «Вчера.Сегодня.Завтра», в газете «Малая Родина». Материалы обсуждались на заседаниях районного методического объединения учителей биологии и экологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава II 

Современное образование, ставит перед собой целью формирование гармоничной, социально – адаптированной, конкурентно - способной личности. Учебная деятельность каждого учителя направлена на достижение именно этих целей. [28]

    Биология, как важное звено в системе образования, в общекультурной подготовке учащихся, призвана способствовать формированию таких ключевых компетенций, как:

            Информационная – овладение знаниями о природе, методами познания природы, формирования научной картины мира;

            Коммуникативная – формирование биосферного мышления, необходимого для  полноценного функционирования в обществе. Формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

            Личностного самосовершенствования – находить при изучении биологии мотивацию духовного, физического и интеллектуального саморазвития. Предвидеть собственную значимость при решении экологических задач, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

            Социально – трудовая компетенция – с учётом проблем экономики в общественной и практической деятельности, коренным образом менять отношение к труду и творческому отношению к окружающему миру.

 

    Проблемная ситуация на сегодняшний день состоит в том, что человек в силу напряжённого ритма жизни не успевает рассмотреть прекрасный мир. Дети, принимая и выполняя целый комплекс физической и умственной нагрузки, порой недостаточно чётко осознают прямую связь учебного предмета с жизнью.

На уроках биологии при изучении закономерностей и структуры живых объектов совершенно не уделено внимание композиционности, нет модулей по изучению ландшафтного проектирования и дизайна. Тогда как именно здесь можно применить и усовершенствовать биологические знания учащихся.

Актуальность.             

              Образовательная политика региона, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их к учительскому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции развития Российского образования, обуславливающий необходимость существенных изменений в системе образования Оренбуржья.

              В настоящее время в системе образования Оренбургской области происходят изменения. В постановке целей образования, затрагивающие содержание образования.  Кардинальное  изменение приоритетов образования ставит ряд проблем. Эти проблемы, связаны в первую очередь с тем, что учителя имеют самое общее представление о подходах, в основе которых лежит новое понимание целей и результата образования, и, следовательно, не владеют технологиями, позволяющими создать образовательное пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетентностей. [11]

              В концепции модернизация российского образования на период до 2010 года, указывается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержание образования. [20]

              Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, где ставится задача создания “система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. [26]

Самой большой проблемой является самоопределение учащихся относительно профилизации дальнейшего обучения. В условиях малого города эту проблему может взять на себя система дополнительного образования [3], которая способна выявить у учащихся определенные склонности, намерения, способности, ЗУН, а также формировать положительные эмоции при переходе на новую ступень обучения. Для этого возникают условия необходимости создания программы научного сообщества, которое будет эти проблемы.

 

                            Цель эксперимента.

              - разработка и апробация программы научного сообщества.

Задачи эксперимента.

1.   Изучить Концепцию профильного обучения, научно-методическую литературу, опыт коллег работающих по этой проблеме.

2.   Составить образовательную программу Научного общества учащихся, которое позволяет им осуществить образовательный процесс по индивидуальным планам, что поможет выбрать профиль в старшей школе.

3.   Апробировать программу Научного общества учащихся и выявить влияние содержания программы на повышение мотивации учащихся к естественному профилю на формирование ЗУН, которые помогут учащимся поступить на выбранный профиль (успешно сдать экзамены по выбору и формированию портфолио).

4.   Проанализировать результаты апробации программы Научного общества, которая в дальнейшем ляжет в основу курсов по выбору в предпрофильной подготовке и профиля в старших классах.

Задачи эксперимента (тактические):

              1. Повысить уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

              2. Обобщение деятельности учащихся научного общества “Адонис” средней школы №1 г. Абдулино Оренбургской области.

              3. Создание индивидуальной накопительной системы оценки, индивидуального портфеля учебных достижений, для повышения образовательной активности школьников.

              Гипотеза.

              Если создать мотивацию учащихся школы на осуществление экспериментальной  деятельности, обеспечить создание условий для развития экспериментальной деятельности, то это повысит уровень подготовленности их для определения профиля, а также интерес к учебе, основания для зачисления в вуз  на основе личного портфолио учащихся.

              Диагностическим инструментарием эксперимента является решение учащихся о выборе специализированных курсов в естественном профиле, об оценке промежуточных результатов, участие в конференциях различного ранга (школьных, районных, областных и т.д.) наличие почетных грамот, дипломов, личного портфолио учащихся и школы, а также анкеты и интервью.

              II. Критерии оценки ожидаемых результатов.

              Признаки на основании которых производится оценка результативности эксперимента, следующие:

1.   Самоопределение учащихся в выборе определенного профиля предпрофильной подготовке.

2.   Повышение мотивации учащихся к естественному профилю и формированию портфолио НОУ “Адонис” и личного портфолио учащихся (накопление определенного материала: проекты, рефераты...).

              3. Изменение отношения учащихся к экспериментальной деятельности по параметру количества учащихся.

              4. Самоопределение учащихся на определенный уровень эксперимента по фактору самостоятельного выбора уровня эксперимента.

              5. Овладение учащимися основами экспериментальной деятельности учащихся по параметру качества оформления проектов, стендовых докладов и его защиты, т.е. отчетов о его результатах.

              6. Осознание целесообразности и необходимости проведения индивидуальных экспериментов в школе по факту сбора индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений.

Информация о работе Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы