Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Работа по формированию социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы

Оглавление

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………..3
параграф 1.1. Исторические предпосылки и современные аспекты деятельности общеобразовательного учреждения по формированию компетенций учащихся …………………………………………….…………5
параграф 1.2. Теоретическая разработка модели формирования социально-трудовых компетенций учащихся в общеобразовательном учреждении ….9
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………17
параграф 2.1 Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе по формированию социально-трудовых компетенций учащихся в средней общеобразовательной школе ………………………………..……...29
параграф 2.2. Экологический проект «Школьный двор – моя страна» …..45
параграф 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся …………….57

Файлы: 1 файл

Социально-трудовая+компетентность+при+работе+на+учебно-опытном+участке+МОУ+СОШ+№1+г.Абдулино.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

              “Портфолио” - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

              Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

              Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

              - поддержать высокую учебную мотивацию школьников;

              - поощрять их активность и самостоятельность,  расширять возможности обучения и самообучения;

              - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

              - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

              - содействовать индивидуализации образования школьников;

              - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

              Описание особенности портфолио делает ее перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

             

             

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 2.1.

Роль учебно-опытного участка в учебно-воспитательном процессе Государственного образовательного учреждения г. Абдулино Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» очень велика. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют  дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.

Средняя образовательная школа №1 имеет свою историю. Второго марта 2008 года наша школа отмечала свой семидесятилетний юбилей. Вот уже много лет год за годом школа выпускает в большую жизнь своих воспитанников. И, конечно же, все ребята должны знать историю своей школы, в которой они проводят более десяти лет. Тем более что история нашей школы очень интересна; у нас много традиций, исторических событий. Все учителя и воспитанники школы были настоящими мастерами, настоящими творцами истории. [Школьный музей]

2 марта 1938 года школа приветливо распахнула двери своим первым ученикам. Здание в то время было лучшим среди всех школьных зданий города – широкие и просторные классы, богатая по оформлению и количеству книг библиотеку, хороший физический кабинет. Работали кружки по интересам учащихся. В 1940 директором школы был назначен Чарыков Александр Федорович. Это были трудные годы для нашей страны: война с белофиннами, польская компания, события  у озера Хал-Хин-Гол.

Война! Школа опустела. Лучшие парни ушли защищать Родину от ненавистного врага. В начале 1942 годов, когда стояли морозы до 40°, школа приняла первых раненных. В нашей школе расположился военный госпиталь. Вместо школьных парт во всех классных комнатах стояли больничные койки, на них выздоравливали и умирали молодые парни и девушки, наши защитники. В самой светлом кабинете была операционная комната (сейчас кабинет биологии), а рядом находился кабинет главного врача госпиталя, а учащиеся вместе с учителями переехали на «новые квартиры»; занимались в здании администрации, здесь обучались восьмые классы; третьи классы с учительницей Моисеевой А.Г. занимались на квартире начальника милиции Шокина И.И.. В комнате не было ни доски, ни парт, сажа заменяла чернильный порошок. Учащиеся четвертого класса занимались в пастбищном хозяйстве (ул. Горная). 5-7 классы проводили занятия в пошивочной мастерской по улице Коммунистической, в вагончиках, которые стояли на рельсах около тупика, а также на квартирах учащихся. И учителям и ученикам приходилось нелегко, не хватало еды, одежды, обуви, все лето учителя вместе с учениками работали в колхозе и на учебно-опытном участке - пропалывали картофель, собирали урожай. На участке отведено место захоронение умерших солдат (в настоящее время стоит памятник павшим солдатам). Было очень трудно. Вместе с учителями ребята посещали госпиталь, у каждого из них были свои подшефные – дети писали письма раненным, ухаживали за ними, ободряли их, показывали им скромные концерты, пели песни. Осенью 1943 года госпиталь эвакуировался, и ученики снова вернулись в свою родную школу.

Жизнь школы, как и всякого учреждения, состоит из выполненных планов, достижений, а также мелких забот и крупных проблем. Главными объектами приложения сил школьников были такие отрасли сельского хозяйства, как растениеводство, овощеводство, выращивание пропашных культур, сортоизучение кормовых, зерновых, овощных и масличных культур, интродукцию лекарственных растений, опыты по изучению влияния органических и минеральных удобрений на растения, выращивали рассаду овощных и цветочных культур. Учебно-опытный участок отвечает организационно-педагогическим и агрономическим требованиям. План работы на УОУ составляется учителями биологии и труда. Планирование, рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

    Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

1.Формировать у учащихся научные взгляды на развитие агроэкосистемы пришкольного участка.

2.Работать над осознанием положения человека в природе (конкретно, в искусственно созданном биоценозе).

3.Обеспечить научными знаниями учащихся о проблемах экологии и направлениях их разрешения.

4.Формировать экологическую культуру и экологический стиль мышления.

5.Формировать убеждения в необходимости соблюдения экологических норм в работе на пришкольном участке и готовности пользоваться правилами поведения в рациональном землепользовании.

Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Пришкольный участок нашей школы располагается с южной стороны школы и имеет площадь 0,5 сотки, а также включает дополнительную площадь пришкольных цветников и газонов. Образован участок на прилегающей к школе территории в 1939 году, несколько раз претерпевал изменения. В настоящее время он имеет следующие отделы:  [Приложение с.70]

Цветочно-декоративный отдел. [Приложение с.74-76]

      Участок начальных классов.

      Отдел биологии растений (участок размножения).

      Отдел полевых культур.

Отдел систематики растений. [Приложение с.72-73]

        Плодово-ягодный сад.

Отдел овощных культур. [Приложение с.71]

Каменистые клумбы (ландшафтный дизайн). [Приложение с.74]

      Закрытый грунт.

Ежегодно, кроме учебных занятий по биологии и сельскохозяйственным трудам, ребята 5,6,7 классов, а также начальная школа пятую трудовую четверть проводят на нашем учебно-опытном участке. Обязательная практика слагается из 30 часов, это 10 дней по 3 часа. По графику ребятам разных классов предлагается отработать эти часы в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов.

Основным направлением работы, принятым в 1995 г. является приближение условий жизни растений и др. организмов в агроэкосистеме к условиям естественных экосистем и создание условий для изучения полезных связей между организмами, деятельности почвенных организмов (животных, грибов и микроорганизмов), которые разлагают пожнивные остатки, фиксируют атмосферный азот. Также направление учитывает уменьшение плотности и повышение разнообразия сорных растений, наблюдение за изменением разнообразия насекомых. Важной частью является оживление утерянных за историю земледелия экологических связей на данной территории, сокращение применения минеральных удобрений, отказ от пестицидов и применение разумной агротехники.

На основе проводимых исследований на учебно-опытном участке целью является - сформировать навыки разумного землепользования у учащихся и добиться гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью.

Структурно это выглядит следующим образом:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -  уроки природоведения, уроки сельскохозяйственных трудов, экскурсии на пришкольный участок.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ШКОЛА -  уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, летняя учебная практика, обязательная зоологическая практика, исследовательская работа, конференции школьного научного общества «АДОНИС».

Пропедевтическая работа. Подготовительная работа начинается в начальном звене школы. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур в двухпольном севообороте. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

В целом в курсе биологии и сельскохозяйственных трудов последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает несколько этапов.

На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию объектов природы и явлений живой природы. Здесь зарождается познавательная потребность и интерес к экологии, характер отношения школьников к живой природе: к растениям, животным, природным сообществам в целом, здоровью самого человека; определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций.

На втором этапе необходимо формулировать экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Прогнозируются возможные изменения природных систем на основе деятельности человека как экологического фактора.

На третьем этапе школьниками осознаются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.

На четвертом этапе раскрываются научные основы взаимодействия человека и общества с экологическими системами на основе идей охраны природы. Учащиеся выполняют практические исследования на учебно-опытном участке, активно выступают на городских, районных и областных конференциях, занимают призовые места.

Пятый этап - практический. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами рационального природопользования.

Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, этических категорий, конкретных научных идей, выражающих познавательное отношение человека к природе.

Данным поэтапным изучением мы руководствуемся в изучении курсов биологии и сельскохозяйственных трудов.

Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 5 классе первые два урока мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома.

При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей.

Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников ,виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.). При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на уроках проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по  математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка.

 

Некоторые особенности содержания учебной работы.

В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений:

Информация о работе Формирование социально-трудовой компетенции школьников при работе на учебно-опытном участке в условиях средней городской школы