Управление автоматизированными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:49, курс лекций

Краткое описание

Закрытые системы – системы, изолированные от внешней среды. Такая изоляция весьма условна в силу всеобщей взаимосвязанности процессов природы и общества, но в ряде случаев принимается, что данная система настолько слабо связана с окружающей ее средой, что этим можно пренебречь. Следовательно, при рассмотрении закрытой системы можно принять, что входы и выходы у нее отсутствуют либо их состояния неизменны во времени.

Файлы: 1 файл

Управление и АСУ ( Азарова заочн.2009).doc

— 1.55 Мб (Скачать)

 

В зависимости от  оптимизации  процесса управления АСУ делится  на 3 части:

    1. АИС
    2. АСОД
    3. АСУ

АИС – автоматизированная информационная справочная система (в память ЭВМ занесены все объекты, которые выполняет одна организация и все данные по объектам).

АСОД – автоматизированная система обработки данных, в рамках которой автоматизируется процесс решения задач, с помощью традиционного выполнение этой задачи без использования новых методов.

АСУ – процесс сбора, обработки информации для оптимизации процесса управления.

 

Основные задачи АСОУ (в отличии от АСУТП) является обеспечение оптимального функционирования объекта управления как единого целого за счет правильного выбора целей, путем достижения наилучшего распределения задания между отделами и обеспечения их четкого взаимодействия.

Значение АСУ заключается  в том, что с:

  • Помощью математических моделей и технических средств появляется возможность быстрее найти и всесторонне оценить оптимальное для данных условий решение.
  • Обеспечить четкое взаимодействие между элементами системы.
  • Появляется возможность организовать четкий учет хозяйственной деятельности предприятия. Проводить анализ производственных процессов в данной организации и оценивать, насколько они результативны, эффективны и адаптивны.
  • Более точно определять и оценивать технико-экономические показатели деятельности организации.
  • На основании информации осуществлять вопросы, связанные с прогнозированием.

В отличие от АСУТП АСОУ никогда не смогут быть автоматическими т.к.:

    • В этих системах (АСОУ) постоянно изменяются цели и критерии в управлении – это может осуществить только человек.
    • Внесение творческого элемента в поиск наилучшего сбора достижения поставленной цели.
    • Окончательный выбор решения также осуществляется человеком
    • На сегодняшний день, какие бы специалисты не работали, все равно все автоматизировать не удастся

 

      1. Основные принципы проектирования АСУ.

 

Принципы построения АСУ.

АСУ в России начали внедряться в 1962-1965 гг.

        1. Принцип новых задач говорит о том, что необходимо в первую очередь автоматизировать новые задачи, которые дадут максимальный эффект для работы организации. Набор задач в каждой отрасли.
        2. Принцип комплексного системного подхода к проектированию АСУ, т.е. проектирование АСУ должно основываться на анализе объекта управления и системы управления в организации. На основании анализа должны быть определены цели и критерии оценки достижения цели. После этого можно системно подойти к определению комплекса задач, которые включаем в АСУ. Например, цель – перенести работу предприятий, которые действуют по принципу работы конвейера, на деятельность строительной организации.
        3. Принцип первого руководителя. Руководитель организации выполняет многое. Получается, что этот специалист отвечает только за определенные функции. За все должен отвечать только руководитель, а не привлекать вторых специалистов. При создании АСУ организация заключает контракт с другими организациями, которые лучше это знают. Заказчик самостоятельно или с помощью консультантов формулирует цели, критерии, концепции, определяет очередность решений задач и принимает участие в подготовке информационной базы, особенно в части согласования выходных результатов.
        4. Принцип максимально разумной минимизации проектных решений. Организация, после произведения декомпозиции задач на комплекс задач, должна проанализировать, какие задачи будет сама разрабатывать, а какие можно приобрести. Но возникают проблемы:
          • При приобретении чужих задач, необходимо ее привязать к своей спецификации. Сделать это сложно, т.к. она была разработана для другой организации.
          • При эксплуатации приобретенных пакетов их необходимо привязать к своей деятельности.
        5. Принцип непрерывного развития системы. За время разработки АСУ в организации происходят изменения и разработчики не успевают за изменениями, поэтому рекомендуется потратить больше времени на рассмотрения, анализа и прогнозирования системы.

 

 

 

 

        1. Принцип автоматизации документооборота.

 

 

На основе программы на объекте  составляются графики, контролируется изменения. Только если нужна корректировка, обращаются к органу управления. Большое значение этот принцип имеет для строительных организаций.

        1. Принцип создания единой информационной базы. Появился с созданием базы данных, а до этого составляли информационные массивы по каждой задаче отдельно, а далее составляли в рамках подсистемы. Сейчас создается концептуальная модель организации.
        2. Принцип минимизации ввода, вывода информации в АСУ. Необходимо свести до минимума операции по вводу информации.
        3. Принцип совмещения подготовки первичных документов. Первичный документооборот должен быть спроектирован так, чтобы он являлся входным, и в то же время оставался как готовый бланк для многоразового использования.

 

Понятие документооборота

Под документооборотом понимается процесс последовательного выполнения операций над документами с момента их издания и получения и до момента их отправки или исполнения (использования).

Документопоток-направление движения документов и количество документов, обрабатываемых в единицу времени или в подразделении или в организации в целом. Основная характеристика – интенсивность. Она определяется количеством документов, обрабатываемых в единицу времени. В зависимости от этого организации делятся на категории:

        1. Более 100 000 документов в год
        2. 25 000 - 100 000
        3. 10 000 - 25 000
        4. Менее 10 000

В каждом документе содержится определенное количество показателей (реквизитов). Реквизитами называют обязательные данные, которые в соответствии с установленными требованиями должны содержаться в документе.

Совокупность расположенных в  определенном порядке реквизитов образуют форму документа.

Информация – совокупность сведений и сообщений, определяющих меру знаний о явлениях, событиях.

Документ – информационная совокупность, которая имеет смысловое значение и характеризуется полным набором реквизитов и показателей.

Реквизиты:

Основание – характеризует количественные признаки (количественные свойства объекта информации, вес детали, цена)

Признаки – характеризуют качественные свойства объектов информации (фамилия работника, наименование детали)

При обработке информации над основанием проводятся арифметические операции, над признаками – логические.

Показатель – это основание (которые определяются количественными признаками и являются реквизитами) с относящимся к нему признаком, образующие информационную совокупность с минимальным составом, достаточным для обрабатывания документов.

 

Документ должен быть зафиксирован на материальном носителе в соответствии с правилами, и иметь юридическую  силу.

 

Унифицированные системы  документирования.

Был разработан ГОСТ, который предъявляет требования по составу и формам документов:

  • Единообразие построение форм
  • Сопряжение унифицированных документов с единой системой классификации и

     кодирования технико-экономической информации (ЕСККТЭИ)

  • Единство применяемой терминологии обозначений в документах
  • Минимальное количество форм документов
  • Согласование с Госстандартом и другими организациями.

При проектировании документа, его  название должно быть напечатано типографским способом и его название должно быть согласовано с классификатором. Унифицированный документ должен быть удобен для машины.

Основные части унифицированного документа:

  • Заголовочная (реквизиты) – должна содержать реквизиты, которые дают полное представление о виде документа.
  • Содержательная (текст или цифры) – может быть текстовой или табличной.
  • Оформляющая – наименование должностного лица, подпись, число.

 

3. Основные стадии и этапы работ, выполняемые при проектировании АС.

 

Стадии работ

Этапы работ

Предпроектная стадия (1, 2)

1. Формирование требований к  АС

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка концепции (замысел)

1.1. Обследование объекта и обоснование  необходимости создания АС.

1.2. Формирование требования пользователя  к АС (критерии)

1.3. Оформление отчета о выполненной  работе и заявки на разработку  АС (бизнес-план)

 

2.1.Изучение объекта.

2.2.Проведение необходимых научно-исследовательских  работ.

2.3.Разработка вариантов концепции  АС и выбор вариантов концепции  АС, удовлетворяющего требования  пользователя

2.4.Оформление отчета о выполнении  работ.

Техническое задание (3, 4)

3. ТЗ

 

 

4. Эскизный проект.

3.1. Разработка и утверждение  ТЗ на создание АС.

 

4.1.Разработка предварительных  проектных решений по системе  и ее частям.

4.2. Разработка документации на  АС и ее части.

Начало проектирования (5, 6)

5. Технический проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рабочая документация.

5.1. Разработка проектных решений  по АС и ее частям.

5.2. Разработку документации на  АС и ее части.

5.3. Разработка и оформление документации  на поставку изделий для комплектования  АС или ТЗ на их разработку.

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях объекта автоматизации.

 

6.1.Разработка рабочей документации  на систему и ее части.

6.2.Разработка или адаптация  программы.

Ввод в действие (7, 8)

7. Ввод в действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Сопровождение АС

7.1.Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие.

7.2.Подготовка персонала.

7.3.Комплектация АС поставляемыми  изделиями 

7.4.СМР.

7.5.Пуско-наладочные работы.

7.6.Проведение предварительных  испытаний.

7.7.Проведение опытной эксплуатации.

7.8.Проведение приемочной комиссии.

 

8.1.Выполнение работ в соответствии  с гарантийными обязательствами.

8.2.Послегарантийное обслуживание.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды обеспечения.

 

Структура АСОУ.

 

Обеспечивающая  часть АСУ создает условия для нормального функционирования функциональной части АСУ, и реализует сам процесс автоматизации функций управления.

        1. Подсистема информационного обеспечения АСУ

Совокупность единой системы классификации  и кодирования технико-экономической  информации, унифицированных систем документации и массивов информации. Информационное обеспечение АСУ делится не 2 части:

  • Внутреннее информационное обеспечение (то, что мы сформировали – функции и т.д., но не СУБД, т.к. она включает средства управления).
  • Внешнее информационное обеспечение (нормативы для решения задач, системы кодирования, классификация).
      1. Лингвистическое обеспечение – совокупность научно-технических терминов и др. языковых средств, используемых в АСУ, а также правила формализации естественного языка, включая метод сжатия и развертывания тексов в целях повышения эффективной машинной обработки информации и обеспечения общения человека с ЭВМ.
      2. Техническое обеспечение – включает комплекс технических средств необходимых для обеспечения работы АСУ, оно является основной частью АСУ, которая в значительной степени определяет уровень автоматизации задач организационного управления. Необходимо включать в состав технического обеспечения следующие виды работ:
  • Технические средства для обеспечения сбора информации о ходе строительства объекта.
  • Технические средства для передачи этой информации в трест.
  • Тех. Средства, которые расположены в тресте для обработки информации.
  • Тех. Средства для выдачи информации
  • Тех. Средства для размножения.
        1. Математическое обеспечение.

Включает те модели и алгоритмы, которые используются для решения задач и обработки информации с применение ЭВМ.

        1. Программное обеспечение.

Включает совокупность программ для  реализации целей и задач АСУ  и обеспечивающих функционирование комплекса технических средств  АСУ. Туда же входит СУБД.

      1. Эргономическое обеспечение – совокупность средств и методов для оптимизации взаимодействия  человека с техникой и создания благоприятных условий для его работы.
      2. Организационное обеспечение – включает методы и средства функционирования и порядок взаимодействия АСУ с другими подразделениями.
      3. Правовое обеспечение – совокупность нормативных документов, определяющие права и обязанности.

 

Функциональная часть  АСУ – часть АСОУ, представляющая совокупность подсистем, в которых с помощью технических программных и др. средств осуществляется решение задач планирования, учета, контроля, касающиеся деятельности организации.

Функциональная часть АСУ включает 3 подсистемы:

  1. Функциональная подсистема, где мы автоматизируем общие функции управления.
  2. Производственно-ресурсная подсистема – автоматизируем функции, с помощью которых управляем процессом обеспечения ресурсами.
  3. Структурные подсистемы – мы выделили задачи для управления конкретным подразделением.

 

5. Методы декомпозиции АСУ на подсистемы. Основные задачи и назначение подсистем АСУ строительных организаций.

 

Необходимость декомпозиции на подсистемы обусловлена тем, что они относятся  к классу больших систем, которые  невозможно исследовать без разбиения  на элементы.

При проектировании АСОУ, например, АСУ  треста, объект проектирования – трест, но  в этом строительном тресте 2 подсистемы: объект и аппарат, следовательно эффективность спроектированной системы управления будет зависеть от сложности модели не только объекта управления, но и процесса управления. Возникает проблема «о необходимости информационной увязки двух моделей систем», т.е. о создании единой, общей модели системы управления адекватно отображающей все аспекты ее функционирования.

Подсистема (по ГОСТу) – часть автоматизированной системы управления, выделенная по какому-то признаку (функции, структура),  отвечающая конкретным целям и задачам.

Подсистема определяется как часть системы, выделенная по признаку общности входящих в нее элементов и имеющая собственные цели и критерии, которые произведены от целей и критериев, в в которую она входит.

Пользователи подсистем являются подразделения организации.

Выделение подсистем предусматривает  однородность элементов, включенных в  нее, т.е. функциональную однородность.

Информация о работе Управление автоматизированными системами