Управление автоматизированными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:49, курс лекций

Краткое описание

Закрытые системы – системы, изолированные от внешней среды. Такая изоляция весьма условна в силу всеобщей взаимосвязанности процессов природы и общества, но в ряде случаев принимается, что данная система настолько слабо связана с окружающей ее средой, что этим можно пренебречь. Следовательно, при рассмотрении закрытой системы можно принять, что входы и выходы у нее отсутствуют либо их состояния неизменны во времени.

Файлы: 1 файл

Управление и АСУ ( Азарова заочн.2009).doc

— 1.55 Мб (Скачать)

Под функционированием понимают процесс реализаций функций управления в работе.

Независимо от того какую организацию  мы взяли общие функции одни и  те же.

Специальные функции зависят от производственных процессов, продукции  и  являются конкретными для каждой организации.

Функции управления распределяются по ступеням  управления, по звеньям на каждом уровне управления.

 

Классификация функций управления.

  • Общие
  • Специальные
  • Функции метауправления.

 

Общие.

По элементам процесса управления:

  • Принятия решения
  • Функция учета
  • Контроль

 

По этапам процесса управления:

  • Маркетинга и контрактации
  • Планирования
  • Регулирования
  • Анализа
  • Активизации (стимулирования)

 

По продолжительности  процесса управления: 

  • Перспективное
  • Текущее
  • Оперативное

 

Специальные.

По процессам связанным с  выпуском продукции:

  • Управление процессом проектирования
  • Процесс подготовки производства
  • Процесс сдачи объекта в эксплуатацию
  • Процесс Строительно-монтажных работ (СМР)
  • Процесс материально-технического снабжения
  • Процесс управления автотранспортом
  • Процесс управления работой механизмов

 

По подсистемам объекта  управления

  • Организационные
  • Техническая
  • Социальные
  • Экономическая

 

По связи

  • Внутренние
  • Внешние

 

По направлениям.

  • Функционирование
  • Развитие

 

Функции метауправления – это виды управленческой деятельности, которые осуществляются органом управления по отношению к самому себе.

  • Общие
  • Специальные

 

  1. Закономерности и принципы управления.

Закономерности управления – объективные, устойчивые и необходимые отношения, которые определяют закономерности развития и функционирования систем управления.

Закономерности:

  1. Целенаправленность – выражает отношения между целью организации и её деятельностью по достижению этой цели. Цели управления должна быть подчинена вся деятельность, необходимая для её реализации.

Для эффективного управления необходимо правильно определить цель; определить средства и методы её достижения; ясно выразить цель; направить деятельность организации на её достижение.

Цель управления –  основная категория управления, она определяет качественный состав и изменения, происходящие в системе управления. Исходя из цели управления, определяются: структура организации, методы работы и управления, и функции организации.

Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние системы. Возможное - т.к. в цели должно быть только достижимое в рамке данной организации. Необходимое – без достижения этого продукция будет не кондиционной.

Цель реализуется с помощью  «дерева целей» - этот документ строиться  на основе деятельности организации  и продукции, производимой этой организацией. Но, при построении этого документа, организация исходит также из взаимодействий с другими участниками выпуска её продукции (поставщики и т.д.)

 

Интересы инвесторов – вкладывают в деятельность предприятия финансы и требуют сохранения предприятия и выплаты процентов, поэтому цели предприятия должны предусматривать такой уровень доходов, который бы покрыл вложения.

Интересы сотрудников (персонала) – хотят получить отдачу за их усилия по производству.

Интересы поставщиков – они поставляют сырьё, материалы и т.д. и хотят, чтобы с ними вовремя и в полной мере рассчитывались.

Интересы потребителей – предприятия должно учитывать их интересы.

Интересы государства – обеспечивает правовой порядок, и хочет получить налоги и отчисления.

Предприятие должно не наносить ущерб  окружающей среде, должно применять такие технологии, которые не вредны для окружающей среды.

Основная цель предприятия – получение максимальной прибыли и ликвидность (способность платить по долгам).

Цели подразделяются на: производственные, экономические и социальные.

Для правильного определения цели необходимо правильно определить миссию данного предприятия.

 

 

 

Миссия организации  – это предназначение организации. (Например: Удовлетворение потребительского спроса на рынке жилищно – коммунальных услуг.)

Ошибки, допускаемые при формулировке миссии предприятия:

  1. Миссия не является целью организации.
  2. Очень часто миссию организации формулируют очень узко.
  3. Очень часто организация формулирует свою миссию исходя из внутренних

 потребностей организации без привязки к внешней среде.

  1. Организация формулирует его миссию правильно, но потом эта миссия не

 поддерживается в процессе создания дерева целей. Миссия должна

 поддерживаться системой целей и стратегий их достижения.

 

После определения миссии, определяются цели организации.

При построении дерева целей нужно учитывать свойства целей:

  • соподчиненность целей – это соподчинение крупным целям мелких;
  • развертываемость целей – разбиение на более мелкие цели;
  • соотносительная важность целей – это вклад данной цели к достижению главной цели (все вместе 1 – 100%).

Правила построения дерева целей:

  1. Цели должны быть чётко и ясно сформулированы и не допускать разных толкований.
  2. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было оценить.
  3. Каждая цель верхнего уровня должна быть разукрупнена на цели следующего уровня. На самом нижнем уровне находятся те действия, которые должны сделать исполнители, реализация которых даёт возможность достичь цель вышестоящего уровня.
  4. Цель вышестоящего уровня определяется руководством предприятия.

Таким образом, дерево целей  является аналитическим инструментом, позволяющим определить и оптимизировать взаимосвязь миссии организации  со стратегией её реализации.

Стратегия достижения целей  – это совокупность тех направлений действий для достижения целей.

Таким образом, по каждой цели мы имеем  подцели, стратегии, результаты.

 

Миссия – Цель- Стратегия  – Проект – Мероприятие

 

В зависимости от того какая цель в данной организации, бывают следующие виды управления:

  1. Ситуационное управление, в основе процесса управления лежит сложившаяся ситуация. Самая не эффективная система управления. Система и процесс управления ориентированы на производство.


 

 

 

 

 

  1. Программное управление – этот вид управления основан на том, что руководство разработало конкретное задание по всей системе управления, и каждый знает, что ему делать, когда и в какой последовательности. Управление идёт по отклонениям от графика.

 

 

 

 

 

 

  1. Целевое управление состоит в том, что в зависимости от целей организации, определяется последовательность и состав производственных процессов, и что хотим получить на выходе. Вся система управления подчинена достижению цели. В соответствии с целью перестраивается и сама система управления.


 

 

 

 

 

 

  1. Программно-целевое управление возникает, когда взаимодействуют не подчинённые друг другу предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оптимальность управления – выражает отклонение между результатами т.е. целью управления и затратами на их достижение. Оптимальным управление будет, если достижение целей с минимальными затратами, в соответствии с выработанными критериями оптимизации, при соответствующих ограничениях. Оптимизация процесса управления достигается за счёт правильного определения решений.

 

  1. Управляемость – выражает отношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления (управляющая способность органа управления должна соответствовать сложности объекта управления). Управляемость нормируется с помощью норм управляемости, в которых установлено каким количеством структурных подразделений производства или специалистов, может эффективно управлять соответствующий орган управления. Из этой закономерности вытекают следующие следствия:
    • нельзя с помощью простых органов управления управлять сложными объектами.
    • Т.к. накладные расходы составляют значительную часть расходов предприятия, то при планировании управления надо правильно определить количество уровней управления и количество звеньев на каждом уровне.
  2. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем, если произошли изменения на объекте управления, они тут же должны найти отражения в структуре управления.
  3. Пропорциональность производства и управления. Закономерность должна соблюдаться внутри объекта управления, внутри аппарата управления, между органом и объектом управления.

 

Принципы управления  - это правила, которым должно следовать предприятие в процессе управления (обязательны к применению)

  1. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления – каждое предприятие представитель какой-то отрасли и одновременно находиться на какой-то территории.

Отраслевой орган определяет требования к качеству и условиям производства продукции. Каждое предприятие находиться на определённой территории и на этой же территории находятся и другие предприятия, людям работающим на данном предприятии и на данной территории территориальные органы должны обеспечить социальные аспекты.

Это правило говорит, что каждое предприятие в процессе своей  деятельности взаимодействует и  подчиняется требованиям территориальных  и отраслевых органов.

  1. Принцип единоначалия, вне зависимости от организационной структуры за принятие решения отвечает руководитель предприятия.
  2. Принцип научности, решения должны приниматься обоснованные наукой.
  3. Принцип демократического централизма, заключается в том, что процесс принятия решения должен быть равно распределён по всей структуре управления.

 

  1. Типы структур управления

 

Структура системы – ее организация из отдельных элементов и их взаимосвязей, которые определяются поставленными перед системой целями.

1. Линейная – образуется в результате построения аппарата управления только из-за взаимоподчиненности органов в виде иерархической лестницы. Специалисты, находящиеся на низших уровнях управления находятся в непосредственном подчинении только одного руководителя. Через этого руководителя связаны с руководителем организации.

Реализуется принцип единоначалия. Используется только на самых нижних уровнях управления, начиная от бригады  – мастер – прораб – начальник  участка (оперативный план, как он выполняется, качество).

 

 

2. Линейно-штабная – отличия: при линейном руководстве создается штабной орган: специалисты, специализирующиеся на определенных функциях управления (общих, специальных). Штабной орган не имеет право без линейного руководителя отдавать распоряжения исполнителям. Этот тип структуры первая попытка специализации процесса управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функциональная

Каждый функциональный руководитель имеет право давать распоряжения всем исполнителям по вопросам, которые входят в его компетенцию. Эта структура отличается тем, что произошла полная специализация (каждый руководитель специализируется на своей функции).

Информация о работе Управление автоматизированными системами