Лекции по "Основам градостроительства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Файлы: 1 файл

001-gorod.docx

— 85.61 Кб (Скачать)

Учреждения эпизодического пользования (театры, выставочные залы, административные 
учреждения, крупные утшверсамы, специализированные магазины и т.п.) размешают в центрах городов, а в 
крупных городах и в центрах их планировочных районов, входящих в систему общегородского центра.

ПРИМЕР

В конце 1920-х гг. в СССР в традиционных для России зонах  индустриального освоения: в 
Ленинградской области, Горьковском крае, на Средней Волге, Урале, а также в таких регионах как 
Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский, на севере страны, в Южном Казахстане, Средней Азии, на 
Дальнем Востоке, Северном Кавказе начинается интенсивное возведение комплексов военно- 
промышленных предприятий, традиционно именуемое «индустриализацией». Объекты ВПК размещаются, 
во-первых, в местах, выгодных с точки зрения минимизации затрат на промышленное строительство 
(ровные строительные площадки, наличие проточной воды и т.п.); во-вторых, в местах наиболее 
приемлемых в отношении выработки и снабжения электроэнергией, жизненно необходимой для 
энергоемкой тяжелой промышленности; в-третьих, как можно ближе к местам залегания полезных 
ископаемых: в-четвертых, в зонах, оптимальных с точки зрения формирования макрорегиональных 
транспортных систем; в-пятых, в местах, недосягаемых для бомбовых ударов авиацией вероятного 
противника.

При промышленном предприятии  возводится селитьба, обеспечивающая расселение точно 
подсчитанного количества трудоспособного населения, удовлетворяющего потребности производства в 
рабочих определенных профессий и квалификационного состава. Концептуальное требование 
территориальной привязки к промышленному предприятию расселяемых подле него и специально 
перемещенных сюда трудовых ресурсов, приводит к трактовке социалистического поселения как 
«промышленно-селитебного» комплекса. Причем из этих двух слов ключевым является «промышленный», 
потому, что развитие города определяется в первую очередь производственными задачами, а не 
жизненными потребностями горожан. В условиях советской индустриализации такая концептуально- 
теоретическая трактовка полностью соответствует идеологическим представлениям о формах организации 
жизнедеятельности рабочего населения, все существование которого должно было быть подчинено задаче 
служения социалистическому государству.

В СССР с начала 1930-х гг. градостроительное проектирование обязано обеспечивать реализацию 
доктрины соцрасселения. Любое содержательное сопротивление этой доктрине оказывается невозможным 
в условиях целенаправленного превращения профессии в государственную службу, призванную 
«визуализировать» решения, которые принимаются в иных отраслях деятельности и знания - военной, 
транспортной, энергетической, экономической, промышленной, ресурсодобывающей, идеологической и 
т.п/

Конкурсный проект Магнитогорска. И. Леонидов. 1930 г.

Дезурбанистские принципы линейного расселения, разработанные М. Гинзбургом и М. 
Охитовичем, нашли отражение в конкурсе на проект Магнитогорска в 1930 г. М. Барш, В. Владимиров, Н. 
Соколов, М. Охитович разработали в 1929 — 1930 гг. проект города, получивший название Магнитогорье, 
основной планировочной идеей которого было создание восьми функциональных полос вдоль шоссе, на 
каждом километре которого располагался сектор общественных и культурных учреждений. По идее 
авторов, жилые пояса соединяют промышленность с центрами сельскохозяйственного производства, что, 
по их мнению, могло способствовать ликвидации различий между городом и деревней.

Близко к подобной структуре  решал Магнитогорск б своем проекте И. Леонидов, пытаясь 
соединить в известной мере обе концепции — урбанизма и дезурбанизма. Схему линейного расселения он 
обогащает типично урбанистическими элементами - жилыми башнями. Композиция б виде 
многокилометровой зоны построена на основе четкого ритмического строя геометризоБанных объемов 
жилых домов (малоэтажных из дерева и стекла и многоэтажных стеклянных параллелепипедов), 
размещенных в шахматном порядке среди зелени. Здесь же располагаются ясли, детские сады, площадки 
для игр, бассейны. Пешеходные мосты перекинуты над скоростными магистралями. Протяженная 
многокилометровая зона, предназначенная хля жизни, отдыха, творческого досута, должна была соединить 
два современных индустриальных комплекса — промышленный и сельскохозяйственный. Таким образом, 
расселение б Магнитогорске трактовалось авторами как линейный город-сад, призванный рационально 
решать проблемы взаимодействия труда, быта, отдыха и культурного общения людей.

Генеральный план города Магнитогорска

Первый генеральный план был утвержден в 1940.

Все последующие генпланы города (1947, 1974, 1996) являются фактически корректурой первого. 
1934 - Основополагающий проект планировки Магнитогорска разработан Ленгорстройпроектом. 
Авторы - арх.-худ. Б. Данчич, инж.-экон. В. Попов.

Расчетная численность населения - 300 тыс. чел.

Проектом определялось четкое функциональное зонирование правобережной  территории. Основным 
селитебным образованием города становилась правобережная часть. Жилые кварталы располагались 
параллельно берету- водохранилища, вдоль которого намечался развитый парк. Поперечные бульвары 
раскрывали выход застройки на акваторию водохранилища. Зона лесопарковых насаждений, охватывая 
город с севера, запада и юга и сливаясь с зоной парка, должна была защищать селитебную территорию от 
неблагоприятных господствующих ветров и вредного воздействия ММК. Зона промышленности 
располагалась к северу от селитебной территории и соединялась с транспортной зоной. В другом крупном 
районе Магнитогорска - Левобережном южном городе проектировались жилые кварталы средней 
этажности, одногтзжные с приусадебными участками, квартал коммунальных сооружений, а така» 
значительное число общественных зданий. По проекту- планировки к числу небольших селитебных 
образований относились поселки: Железнодорожный, Аварийный (пос. Березки), Агаповский - при 
известково-доломитовых карьерах

Война внесла изменения в  развитие города. Возникла необходимость  корректуры генплана.

1947 Совмином РСФСР утвержден  новый генеральный план, разработанный  Ленгипрогором (арх. 
Ю. Киловатов, А. Тидеман, М. Белый, М. Соколов, М. Дудин, инж. Г. Ситко, Л. Беляев).

Расчетная численность населения - 275 тыс, чел.

Новый генеральный план значительно  увеличивал территорию правобережной  части города. Протяженный 
заводской пруд являлся основной осью композиции, на него ориентированы и промышленная и жилые зоны. 
Между ними - две основные транспортные связи - мостовые переходы. В правобережной части по оси 
переходов формировались планировочные центры, определяющие композицию всего жилого образования.

1974 Ленгипрогор завершил разработку нового Г. п. Магнитогорска и в октябре того же года 
Совмин РСФСР утвердил Г. п. развития города до 2000г. с расчетной численностью населения в 
500 тыс. чел. (арх. А. Синявер: И. Тарушкин).

В левобережной части - достройка  ответственных в архитектурно-планировочном плане узлов, создание 
магистральных улиц в новых поселках, в связи с резким непредусмотренным ростом населения в 50-60-е 
годы, вызванным расширением производственной мощности меткомбината.

Легобережная часть города рассматривалась как единая промышленно-складская зона. Все жилые поселки, 
кроме Соцгорода, подлежали сносу. Предусматривался перенос всех лечебных учреждений, предприятий 
местной пишеЕой промышленности в правобережную часть. Концепция развития правобережной части - 
развитие селитебной зоны в южном направлении вдоль заводского пруда. Резервная территория - западный 
район. Правобережная и левобережная прибрежные зоны - сеть парков и «херов, включая территорию пос.

Старая Магнитка, который подлежал сносу, а на его месте предусматривалась парковая зона с 
этнографическим музеем под открытым небом.

1996 институтом Урбанистики (бывший Ленгипрогор) завершена работа по новом}- генеральному 
плану с расчетным сроком - 2015 и численностью населения - 450 тыс. чел. (арх. И. Гришечкина, 
инж. С. Епишкина, Е. Шеховцова).

НОВЫЕ ГОРОДА XX ВЕКА. 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. КОМПОЗИЦИЯ

Бразилиа (1958-1960 гг.)

Л.Коста, О.Нимейер

Оскар Нимейер Суарис Фильу родился 15 декабря 1907года 6 Рио-де-Жанейро

Бразилиа создана в  духе Афинской хартии «идеального города». 
Государственно-частная компания «Новакап», созданная для строительства новой столицы, организовала в 
своей структуре крупный проектный отдел, творческим руководителем которого был назначен Нимейер.

1974 Ленгипрогор завершил разработку нового Г. п. Магнитогорска и в октябре того же года 
Совмин РСФСР утвердил Г. п. развития города до 2000г. с расчетной численностью населения в 
500 тыс. чел. (арх. А. Синявер: И. Тарушкин).

В левобережной части - достройка  ответственных в архитектурно-планировочном плане узлов, создание 
магистральных улиц в новых поселках, в связи с резким непредусмотренным ростом населения в 50-60-е 
годы, вызванным расширением производственной мощности меткомбината.

Легобережная часть города рассматривалась как единая промышленно-складская зона. Все жилые поселки, 
кроме Соцгорода, подлежали сносу. Предусматривался перенос всех лечебных учреждений, предприятий 
местной пишеЕой промышленности в правобережную часть. Концепция развития правобережной части - 
развитие селитебной зоны в южном направлении вдоль заводского пруда. Резервная территория - западный 
район. Правобережная и левобережная прибрежные зоны - сеть парков и «херов, включая территорию пос.

Старая Магнитка, который подлежал сносу, а на его месте предусматривалась парковая зона с 
этнографическим музеем под открытым небом.

1996 институтом Урбанистики (бывший Ленгипрогор) завершена работа по новом}- генеральному 
плану с расчетным сроком - 2015 и численностью населения - 450 тыс. чел. (арх. И. Гришечкина, 
инж. С. Епишкина, Е. Шеховцова).

НОВЫЕ ГОРОДА XX ВЕКА. 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. КОМПОЗИЦИЯ

Бразилиа (1958-1960 гг.)

Л.Коста, О.Нимейер

Оскар Нимейер Суарис Фильу родился 15 декабря 1907года 6 Рио-де-Жанейро

Бразилиа создана в  духе Афинской хартии «идеального города». 
Государственно-частная компания «Новакап», созданная для строительства новой столицы, организовала в 
своей структуре крупный проектный отдел, творческим руководителем которого был назначен Нимейер.

Схема генерального плана, очертания  которого напоминают взлетающую птицу, совмещает жесткость 
функционального зонирования и современность решения транспортной проблемы (с разделением и 
развязками движения и подземными пешеходными переходами) с классицистической парадностью, 
строгостью и динамичной симметрией осевого построения. Жилая зона вытянута вдоль автомагистрали, 
изогнутой б соответствии с рельефом, а перпендикулярно к ней вдоль гребня полуострова полого спускается 
к водохранилищу грандиозная лестница плошадей, окруженная правительственными и важнейшими 
общественными зданиями. Средокрестие, в транспортный узел которого включен автовокзал с видовыми 
площадками, отмечено вертикалью телевизионной башни.

В центральной части города Нимейер в 1960-1970-х года?: построил большое число общественных зданий 
самого разнообразного объема и назначения, в том числе многоэтажную гостнннпу «Наснонал», 
окружную больницу - оба здания вновь с солнцезащитными поворотными ребрами ка продольных фасада?:. 
Под руководством и, возможно, по эскизу Нимейера построено его сотруднш:ом Г. Кампелу здание 
муниципалитета Бразилиа - дворец Бурити. В банковском секторе столицы Нимейер запроектировал 
высотное здание Национальной металлургической компании с оригинальной висячей конструкцией, которое 
должно было носить также символическое наименование - дворец Развития.

Бразилиа по праву считается  чудо-городом. Совершенная планировка, передовые технологии и 
потрясающая архитектура позволили ЮНЕСКО признать Бразилиа частью всемирного наследия. Строился 
город в 1950-е годы по плану гениального архитектора Лусну Коста. В 1960 году Бразилиа вступила в права 
как столица, сменив на этом поприще Рио-де-Жанейро.

Идея строительства столицы  в глубине страны была предложена еще в 1789 году. Наконец власти пришел 
одержимый мечтой о пропветашш страны президент - Жуселину Кубичек ди Олшзейра. Благодаря его 
энтузиазму, а также таланту двух тзкго: выдающихся архитекторов, как Оскар Нимейер и Лусну Коста, 
родился этот потрясающий город.

Нимейер изучал архитектуру  в Национальной Школе Искусств, в  Рио-де-Жанейро, то есть был в большей 
степени художником, чем строителем. В 1934 году он начал работать в мастерской Л. Косты, который был 
признанным лидером модернистского движения е бразильской архитектуре. Нимейер вместе с Костой с 
1937 до 1943 года разрабатывали проекты здания для Министерства просвещения. Бразильского Павильона 
для Нью-Йоркской Всемирной ярмарки (1939-1940). Ннмейеру принадлежит план застройки района 
Памплуны, нового пригорода города Белу-Оризонги.

Город лежит в истоках  рек Токантина, Параны, Сан-Франциску и Корумбы, в 1000 километрах от 
побережья. Пассагкиры самолета, пролетая над ним, не могут не прильнуть к иллюминаторам - еще бы, не 
каждый день удается видеть белоснежный город, спроектированный в форме самолета! Окруженный 
огромным искусственнь:м озером Пантаналом, которое не позволяет прорваться в город жаркому ды?:анию 
рагнин и служит естественным водозабором во гремя паводков, город выстроен вдоль двр: пересекаюши?:ся 
магистралей: в центре города Площадь Тре?: Властей, где расположены основные административные и 
общественные здания. Ее с севера на юг пересечет главная транспортная артерия, а с запада на восток 
Монументальная ось.

В западном конце Монументальной оси высятся правительственные  здания (Национального Конгресса  с куполом и 
водоемом-«блюдцем», башни-близнецы президентской администрации), в восточном конце, вокруг Площади Трех 
Властей, построены здания для исполнительных, судебных и законодательных органов. Поистине, надо быть не 
художником, а философом, законодателем для того, чтобы настолько логично разместить все ветви власти в 
идеальном государстве, достойном пера Платона.

Железнодорожные магистрали и воздушные трассы связывают  столицу с остальными частями  Бразилии.

Бразилиа - скорее правительственный, чем индустриальный центр. В городе представлены все отрасли 
промышленности, там находятся штаб-квартиры многих транснациональных компаний и ассоциации. И 
конечно, это культурный центр, где расположены Национальный Театр, имеющий сцены для 
драматических, симфонических и оперных постановок Музей Бразилии и экспозиция Института Истории. В 
столице множество увеселительных заведений ночных клубов и ресторанов.

Информация о работе Лекции по "Основам градостроительства"