Лекции по "Основам градостроительства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Файлы: 1 файл

001-gorod.docx

— 85.61 Кб (Скачать)

«Здесь жили и работали: Фалес, подытоживший математические и  зстрономичесгае познания древних 
жителей Египта и Двуречья и рассчитавший оптимальную высоту мазка в зависимости от удаления 
кораблей; Анаксимандр, нарисовавший географическую каргу греческого мира, основавший колонию 
Аполлония и сконструировавший гномон для определения солнечной тени; Гекатей - географ 
и путешественник, усовершенствовавший географическую карту греческого мирз; Анаксимен и другие 
философы. К этому перечню следует добавить имя Пифагорз, который жил до своего изгнзния 
в непосредственной близости от Милета на острове Сзмос и который создал теорию числового выражения 
гармонии. Мы не случзйно перечислили здесь именз этих ученых, поскольку они оказали несомненное 
влияние на формировзние градостроительной концепции Гипподзмз, в которой отрзжались философские 
и нзучные представления его времени.» 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА. 
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Возрождение градостроительства в эпоху средневековья в IX—X веках  нашей эры.

Средневековый город начинал  свое развитие:

❖ с остатков римского лагеря, поселения (Флоренция. Милан);

❖ с феодального замка;

❖ на пересечении путей - «с нуля» - новый город средневековья - нередко около хорошо 
защищенного замка феодала, монастыря, которые служат убежищем для окрестного 
населения в периоды частых тогда войн и междоусобиц.

В этот период само возникновение  и развитие города определяются главным  образом его торговой 
функцией, выгодами его расположения как центра рыночного обмена. Рука об руку с торговлей 
идет ремесло; как правило, оно было связано с обработкой сельскохозяйственной продукции — 
ткачеством, виноделием. В тех местах, где происходит добыча полезных ископаемых — меди, 
серебра, олова, получают развитие ремесла, связанные с обработкой металла и т. п.

Радиально-кольцевая планировка средневекового города

Средневековый город в  подавляющем большинстве случаев  приходил к стереотипной 
радиальной форме компактного плана. По мере того как город расширял свои границы, одних 
только радиальных связей становилось недостаточно. Появляются поперечные, кольцевые связи 
(резерв пространства - кольца городских укреплений).

Так было в Париже, Милане. Вене, Москве.

Сравнительно небольшие  размеры средневековых городов  еще больше усиливали 
пространственный эффект естественно складывающейся, органичной моноцентрической 
планировки.

Численность населения европейских  городов XIV—XV веков

❖ 10, 5,2 тыс. человек;

❖ Нюрнберг — один из крупнейших городов Германин - 20 тысяч человек.

❖ Венеция и Флоренция - мировые центры ремесел и торговли - около 100 тысяч чел.

Площадь средневекового города - диаметр в черте стен территории - 1, 2. 3 км.

Крупнейшие русские города Киев, Новгород не уступали по площади  европейским 
столицам, однако их застройка быта менее плотной, на Руси издревле селились более просторно, 
широко.

При таких размерах город  быт удобен для пешеходов, легко  и органично встраивался в 
природный ландшафт и воспринимался как единое архитектурное целое со всех точек — как 
изнутри самого города, так и снаружи.

РЕНЕСС.-ШС.

ИДЕИ ГЕОМЕТРИЗМА. ТЕОРИЯ. ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД

❖ Идеи упорядочения, геометризации городских планов.

❖ О городе писались целые трактаты.

❖ Составлялись проекты идеальных городов.

❖ Рождается идея замкнутой перспективы.

Леон Батиста Альберти (18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля 1472, Рим) — итальянский 
ученый, гуманист, писатель, один из основателей новой европейской архитектуры и ведущий 
теоретик искусства эпохи Возрождения. Первый в истории человечества подлинный теоретик 
градостроительства — подробно описывает, «как делать город», начиная от выбора места и кончая 
его внутренним устройством.

 

Градостроительные проекты  эпохи Возрождения. Идеальный город

Разработаны для новых городов, выстроенных по новым правилам и на чистом месте. Все они 
имеют четкую геометрическую форму крута или многоугольника, вписанного в крут. Характерная 
форма подчеркивается расположением внешних фортификационных укреплений, а центрическое 
расположение главной площади легко объяснить стремлением по возможности удалить ее от 
опасности артиллерийского обстрела. Во всех проектах идеальных городов — а их в XVI—ХУЛ 
веках в одной только Италии появилось немало — прослеживается четкая система планировки 
улиц и главных площадей в местах их пересечения. Сами улицы, как правило, ориентированы, с 
одной стороны, на входные ворота в город, а с друтой — на важнейшие сооружения города, 
расположенные на центральной площади (или площадях).

Именно идее замкнутой  уличной перспективы, ясно ведущей  к значимой архитектурной цели, 
предстояло вызвать серьезные сдвиги в практике градостроения, радикально изменить облик 
городов, характер взаимосвязи архитектуры и планировки.

ПРИМЕРЫ

Идеальный город Антонио  Филарете

Антонио ди Пиетро Аверлино (Филарете) (Агйогйо сИ Р'Шго АхегУто) (Рйаге^е) (ок. 1400 - ок. 1469). 
архитектор, скульптор и теоретик архитектуры эпохи Возрождения.

Город представлял собой  в плане восьмиугольную звезд}-, образованию  пересечением под углом 
в 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выстл-пах звезды располагались восемь круглых 
башен, а в «карманах» - восемь городских ворот. Ворота и башни соединялись с центром 
радиальными улицами, часть из которых представляла собой судоходные каналы. В центральной 
части города на возвышении располагались главная, прямолтольная в плане площадь, по коротким 
сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинным - 
судебные и городские учреждения. В центре площади размешались водоем и дозорная башня. К 
главной площади примыкали две другие, с домами наиболее именитых жителей города. На 
пересечении радиальных улиц с кольцевой располагались еще шестнадцать площадей: восемь 
торговых и восемь для приходских центров и церквей.

Идеальный город Биченио Скамоцци (1548 -1616), итальянский архитектор и теоретик 
архитектуры.

По план}- Скамоцци территория города быта окружена двенадцатью бастионами и имела четверо 
городских ворот, от которых шли две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их 
пересечении находилась главная площадь, на которую выходили дворец, собор, университет и 
городские }-чреждения. К главной площади с запада и востока примыкали две торговые площади, 
на севере располагалась биржевая площадь, а на юге - площадь для торговли сеном и дровами. 
Территорию города пересекала река, а ближе к его периферии располагались восемь приходских 
церквей. Планировка города была регулярной.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ 
ГОРОДСКИХ АНСАМБЛЕЙ XV-XVIIIББ.

❖ площадь - не просто незастроенное место, а архитектурно решенный центр пересечения 
нескольких сходящихся улиц, фиксирующнх на себе их осевые перспективы.

❖ четко обозначенная симметрия городской площади.

❖ отсутствие периметральной обстройки площади.

❖ новая трактовка скульптурного монумента как самостоятельного элемента архитектурной 
композиции, не как завершающего акцента, а как своего рода вехи, обозначающей место будущей 
площади.

❖ создание широких, столичного масштаба, прямолинейных улиц-лучей, сходящихся к особо 
важным планировочным узлам — уже существующим или только складывающимся ансамблям 
городских площадей.

улица как архитектурно оформленная  перспектива, имеющая четко фиксированные начало и 
конец.

❖ создание крупномасштабных, торжественных (если не сказать пышных) объемно- 
пространственных композиций - не отдельных сооружений или даже ансамблей, а целых 
градостроительных композиций.

ПРИМЕР

Площадь Капитолия в Риме (30-е гг. XIVв., архит. Микеланджело)

На вершине Капитолийского холма.

В начале Микеланджело поставил посреди будущей площади конную статую Марка Аврелия. 
Впервые скульптурный монумент отделился от архитектурного сооружения и получил 
самостоятельное градостроительное значение.

Главное здание площади - украшенный башней Дворец сенаторов. Его осевое расположение 
подчеркнуто двумя симметричными корпусами Капитолийского музея и Дворца консерватории, 
формирующими трапециевидный план небольшой площади. Основание вытянутой трапеции 
очерчено украшенной скульптурами балюстрадой. Площадь раскрывается прямо в город, 
спускаясь по пологим ступеням лестницы-пандуса, врезанной в зеленый откос Капитолийского 
холма.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.

СТРУКТУРА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ

ПРИМЕРЫ

Флоренция (Древний Рим - Возрождение)

Флоренция. «При императоре Юлии Цезаре, на месте сельских предместий этрусского 
города Фьезоле, Суллой была заложена военная колония с пожелательным именем Флорентин, то 
есть «Цветущая». Подъем города начался вместе с общим подъемом Италии в 11-12 вв.»5 
Уьа ТоПа - улица, образованная на фундаментах древнеримского амфитеатра.

Религиозный центр Флоренции - площадь Санта-Мария дель Фьоре, архит. Филиппо 
Брунеллески, 1296—1436 годы

«Арнольфо ди Камбио — так звали архитектора, пожалуй, в наибольшей степени определившего характер 
города еще на рубеже XIII—XIV веков. Он начат постройку грандиозного собора Санта-Мария дель Фьоре. 
Гигантский массив собора и стоящего рядом с ним баптистерия, вместе с колокольней, построенной по 
проект}- знаменитого итальянского художника Джотто, занимает почти всю площадь, которая при немалой 
протяженности (258 метров) кажется очень тесной... Арнольфо ди Камбио не успел завершить 
постройку собора. Увенчать его гигантским куполом выпало на долю другого великого 
флорентийца — архитектора Брунеллески — одной из главных фигур итальянского Возрождения. 
Брунеллески творил уже в XV веке, почти через полтора столетия после ди Камбио. Он 
исповедовал совсем иные архитектурные идеи, чем его далекий предшественник».

Был рассчитан на 90000 чел. - все население Флоренции в  период строительства.

Гражданский центр Флоренции - площадь Синьории

❖ Г алерея Уффици.

❖ Палаццо Веккьо или Дворец Синьории. Это основной памятник гражданской архитектуры 
средневековья. Был построен в ХШ веке. Над дворцом возвышается стройная оашня высотой 94 
метра. По имени архитектора Арнольфо ди Камбьо она называется "башней Арнольфо". Во дворце 
раньше размещалось правительство Флорентийской Республики. С 1872 года - Мэрия Флоренции.

❖ Лоджия дей Ланци

Париж (Средневековье - XIX в.)

' Барбара Боеззс Лор=:-па Лгдаари. Рин Венеок Флорезоих Неаполь. - с 61

7

Планировочной реконструкцией Парижа занялась большая группа специалистов-планировщиков. которую 
возглавляли главный городской архитектор А Альфан и префект департамента Сены барон Осман (с 
1852 по 1870 гг.).

В общих чертах план Османа сводился к «исправлению» исторически  сложившейся планировки 
Парижа путем пробивки и застройки новых широких (следовательно, пригодных для набирающего 
сил}- уличного движения) магистралей, }-вязанных в одну систем}- с уже сложившейся столичной 
осью восток—запад. Помимо чисто градостроительных задач, план Османа преследовал особые 
экономические и даже политические цели. Во-первых, занять на крупномасштабных строительных 
работах имевшиеся в избытке свободные рабочие руки. Во-вторых, облегчить действия полиции 
по контролю за центром Парижа на случай массовых народных выступлений

❖ Ось восток—запад - улица Риволи была проложена далеко на восток и достигла 
Сент-Антуанского предместья.

❖ Диаметр север—юг - составился из трех отрезков — бульваров Севастопольского, 
Страсбургского и Сан-Мишель.

❖ Система кольцевых магистралей - сложившееся к концу ХУШ века в северной 
части парижского центра полукольцо обходных магистралей от площади Согласия до площади 
Бастилии было замкнуто на юге благодаря пробивке нового Сен-Жерменского бульвара.

❖ Второе, внешнее кольцо бульваров - по старым городским заставам, связавшее 
между собой и с центром не только окраинные районы, но и главные парижские вокзалы.

Вновь пробитые магистрали были практически заново обстроены  многоэтажными домами с

характерными парижскими мансардами.

МОСКВА (СРЕДНЕВЕКОВЬЕ -XIX В. -XX В.)

Московское княжество  — средневековое русское государство. Первоначально удел 
великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в 
наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс 
объединения русских земель в единое государство.

С 1330-х до 1480 года московские князья, за редкими исключениями, —  держатели 
ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими 
крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским. С дальнейшим расширением 
земель Московских князей и централизацией власти к концу XV века стало центром единого 
Русского государства. В 1547 году Московский князь Иван IV Васильевич принял титул царя.

❖ Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин

Информация о работе Лекции по "Основам градостроительства"