Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Лекция 1
ГОРОД
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - область
научной и практической деятельности
по планировке и
застройке населенных мест и управлению
их развитием.
Оно охватывает не только отдельные
города и поселки, но и системы
населенных мест, формируя
окружающую человека материально-пространственную
среду.
Иерархия градостроительных
объектов
и видов научно-проектных работ по градостроительству'
Территориальная |
Наименование работ |
Масштаб графических |
Страна |
Генеральная схема расселения |
1:5000000 |
Группа областей, |
Региональная схема (консолидированная схема традостроительного планирования1*) |
1:2500000... 1:500000 |
Область, край, |
Схема районной планировки |
1:300000.. Л: 100000 |
Группа администрати иных административный район |
- внуприоб. шетных районов - административных районок |
1:100000... 1:50000 |
Городские, сельские |
Генеральный план города, |
1:25000... 1:5000 |
Жильте, промышленные районы, центр города, другие функциональные территории Жилые микрорайоны, градостроительные комплексы |
11роекты детальной Проект застройки |
1:5000... 1:2000 |
• Согласно Г рад остро ительному кодексу РФ
ГОРОД
...«Строгое» определение
города не получается — оно
должно включать слишком много
различных признаков, которые варьируются
в самых различных сочетаниях.
Социальные условия
...город — арена общественных
отношений, отражающих
общества. Люди всех возрастов, всех социальных
слоев, всех профессий втянуты в один
гигантский круговорот городского образа
жизни. И каждый из них стремится найти
в городе
нужные ему условия общения и соответствующий
тип пространственного окружения.
' Малоян Г. А. ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Учебное пособие: - М Издательство Ассошканх стрзкте.тьнэд вузов. 2С04 - с. 12
Экономические условия
Город — это развитый
народнохозяйственный комплекс, где
связаны воедино десятки и
сотни самых разных предприятий и производств.
Ежедневно город поглощает тысячи тонн
сырья
и продовольствия, выбрасывает тысячи
тонн промышленных и бытовых отходов.
Инженерные системы, коммуникации
Город — это мощное инженерное
хозяйство, своего рода система жизнеобеспечения
для
больших скоплений населения. ... водопровод,
канализация, энергоснабжение ... электростанции,
котельные, очистные сооружения, бесперебойно
снабжающие население и предприятия всем
необходимым. Система городских коммуникаций
— транспорт, почта, телефонная связь,
радио и
телевидение. Целый громоздкий и хорошо
отлаженный механизм, без которого современный
город распался бы на десятки изолированных
поселков.
Культура
Город — это колыбель
и вершина цивилизации, где всегда
создавались и продолжают
создаваться наиболее выдающиеся образцы
материальной и духовной культуры человечества.
Шедевры мирового искусства, неповторимые
памятники древности, вечные символы
национальной культу-ры, наивысшие достижения
технического прогресса — все это сосредоточено
в городах — главных жизненных центрах
планеты.
Причем ни одна из реальностей
современного города не существует сама
по себе, а
составляет неразделимый сплав со всеми
остальными’.
ТИПЫ ГОРОДОВ
ПРИНЯТО РАЗЛИЧАТЬ:
1. «Исторические города» (например,
русские города, сложившиеся до XVIII в.,
глубоко связанные с традициями патриархальной
Руси - Москва, Кострома, Ярославль и др.);
2. “новые города”, сложившиеся
в эпоху классицизма (ХМП - начало Х1Хвв.),
в число
которых входит, например, С.-Петербург.
3.«Новые города» первой половины XX в. (Магнитогорск)
Исторические города
Всякий большой город рождается дважды:
1. как пешеходное поселение,
укрепленный лагерь, центр обмена, лежащий
на перекрестке
водных и сухопутных дорог, то есть как
исторический город. Столетиями города
росли,
развивались, возвышались и приходили
в упадок, но оставались в принципе тем,
чем быта
раньше, — компактными, соразмерными человеку
поселениями, сохраняли то качество, которое
условно обозначено понятием «исторический
город».
2. Второе рождение города подготавливается
постепенным увеличением его размеров
и
сосредоточением в нем функций промышленного
производства. Теперь город становится
индустриальным центром обширного района,
узлом разветвленной сети железнодорожных
и
шоссейных магистралей — тем, что мы вправе
назвать современным городом. Транспорт
становится насущной необходимостью —
без него не могут быть реализованы важнейшие
функциональные связи внутри разросшегося
города. Развитие транспорта, в свою очередь,
стимулирует захват городом новых территорий.
Их протяженность и неоднородность (тут
и
населенные пункты, и сельские утодья,
и естественные ландшафты) делают город
расчлененным,
неудобным для жизни.
Настает момент, когда требугется
решительное переосмысление всей структуры
городского плана. Город должен получить
новую форму, найти органическое соответствие
своему'
изменившемуся содержанию, для которого
непригодна старая оболочка, одним словом,
родиться
заново.
Новые города
Процесс перерождения исторического
города б современный
начался еще б XIX веке
и
продолжается до сих пор. Медленно, ценой
многих проб и ошибок город обретает свое
новое,
современное качество.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Исторически доподлинный
факт - четыре тысячи лет тому- назад,
за двадцать столетий до
наступления нашей эры, города — и притом
большие города — уже существовали.
НАИБОЛЕЕ РАННИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА -ДВУРЕЧЬЕ
Дур-Шаррукин (ХорсаоаЬ )
город, построенный ассирийским царем
Саргоном II
в 711-707 гг. до н. з. в качестве новой столицы
Градостроительное и одъемно-планиробочное
решение комплекса. Дворец сооружен одновременно
с
городом, построенным по определенному
плану в виде квадрата с прямоугольной
сеткой улиц. Город и
дворец бьши окружены крепостной стеной.
Особенностью планировки
было сооружение дворца на линии городской
крепостной стены таким образом,
что одна его часть оказывалась в черте
города, а другая выходила за его пределы.
К дворцу- со стороны
города примыкал ряд зданий, составлявших
официальную и священную зону, включавшую
храм и другие
сооружения, окруженные собственной крепостной
стеной.
Дворец был возведен на
искусственной насыпи высотой 14 м, площадью
в 10 га, которая состояла из
1300000 м'* наносной земли, облицована многотонными
каменными блоками.
Включал 30 дворов, около 200 помещений.
Входная арка - пролет 4.3 м, высота - 6,46 м.
Планировочное решение дворца,
отличающееся асимметрией композиционного
решения, соответствовало
традиционной для Двуречья планировке
жилого дома: вокруг многочисленны?: открытых
дворов,
соединенных между собой группировались
закрытые помещения, каждый двор с прилегающими
помещениями образовывал как бы отдельную
изолированную ячейку.
Планировка дворца имела
трехчастную структуру: приемная часть,
отличавшаяся богатством декора, жилая
часть, связанная с обслуживающими помещениями
и храмовая часть, включающая храмы и зиккурат
-
высота 40 м. 7 спиралеобразных ступеней-пандусов
с зубцами (с высотой яруса 6 м, с площадью
основания
13x13 м).
Новые города
Процесс перерождения исторического
города б современный
начался еще б XIX веке
и
продолжается до сих пор. Медленно, ценой
многих проб и ошибок город обретает свое
новое,
современное качество.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Исторически доподлинный
факт - четыре тысячи лет тому- назад,
за двадцать столетий до
наступления нашей эры, города — и притом
большие города — уже существовали.
НАИБОЛЕЕ РАННИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ГОРОДА -ДВУРЕЧЬЕ
Дур-Шаррукин (ХорсаоаЬ )
город, построенный ассирийским царем
Саргоном II
в 711-707 гг. до н. з. в качестве новой столицы
Градостроительное и одъемно-планиробочное
решение комплекса. Дворец сооружен одновременно
с
городом, построенным по определенному
плану в виде квадрата с прямоугольной
сеткой улиц. Город и
дворец бьши окружены крепостной стеной.
Особенностью планировки
было сооружение дворца на линии городской
крепостной стены таким образом,
что одна его часть оказывалась в черте
города, а другая выходила за его пределы.
К дворцу- со стороны
города примыкал ряд зданий, составлявших
официальную и священную зону, включавшую
храм и другие
сооружения, окруженные собственной крепостной
стеной.
Дворец был возведен на
искусственной насыпи высотой 14 м, площадью
в 10 га, которая состояла из
1300000 м'* наносной земли, облицована многотонными
каменными блоками.
Включал 30 дворов, около 200 помещений.
Входная арка - пролет 4.3 м, высота - 6,46 м.
Планировочное решение дворца,
отличающееся асимметрией композиционного
решения, соответствовало
традиционной для Двуречья планировке
жилого дома: вокруг многочисленны?: открытых
дворов,
соединенных между собой группировались
закрытые помещения, каждый двор с прилегающими
помещениями образовывал как бы отдельную
изолированную ячейку.
Планировка дворца имела
трехчастную структуру: приемная часть,
отличавшаяся богатством декора, жилая
часть, связанная с обслуживающими помещениями
и храмовая часть, включающая храмы и зиккурат
-
высота 40 м. 7 спиралеобразных ступеней-пандусов
с зубцами (с высотой яруса 6 м, с площадью
основания
13x13 м).
Вавилон VI в., до к. э.
Планировка города.
Расположенный по обоим берегам
Ефрата. Вавилов представлял собой совершенный
квадрат, обнесённый
мощным комплексом иг четырёх зубчатых
стен толщиной 25 метров и высотой до 100
метров из
обожжённого кирпича. На стенах высились
250 башен с сотней медных ворот. По свидетельству
Геродота,
длина внешней стены составляла 18 километров.
Попасть в город можно
было через 8 ворот-бастионов, посвяшённых
рагным Божествам. Прямые улицы,
начинавшиеся от ворот, чётко делили город
на большие кварталы построек из сырцового
кирпича.
ГИППОДАМОВА СИСТЕМА - АНТИЧНАЯ
ГРЕЦИЯ
(на примере планировки города Милет)
«Возникновение регулярной
планировки греческих городов обыкновенно
связывают с именем
уроженца города Милета архитектором
и математиком Гипподамом, который жил
и работал в V в, до н, э,
Однако данные современной археологии
убеждают нас в том, что многие города,
построенные
в конце VI в. до н. э., уже имели регулярные
планы, кроме того, элементы регулярного
градостроительства
известны были и другим народам бассейна
Средиземного моря, например этрускам
и финикийцам.
...В Греции вместо
в плане кварталы возникли интересные
градостроительные концепции, основанные
на регулярном начале,
но пронизанные новыми функциональными
и эстетическими принципами.
3
Эта качественно новая
ступень в развитии городской
планировки, несомненно, обязана своим
происхождением Гипподаму.» *
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫГИППОДАМОВОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДА :
Ф Зонирование городской территории.
В Милете четко выделяются три зоны:
торговый центр, примыкавший
к военной Львиной гавани; общественный
центр, тяготевший к Театральной
бухте;
два крупных жилых района.
Ф ориентация главных улиц.
В Милете главные улицы были
ориентированы с юго — запада на северо
— восток, причем отклонение
от меридиана было 22°
Ф пропорции кварталов
Если б регулярных городах, построенных
до Гипподама, жилые кварталы имели тянутую
конфигурацию,
как например, кварталы Олинфа, имевшие
соотношение ширины к длине 1: 2, 5, то в Милете
пропорции
кварталов в плане были более гармоничными
7:6; 7: 4.
Ф соотношение ширин улиц
в городах, спланированных Гипподамом
Второстепенные улицы имели ширину около
3,5 м, главные улицы в Милете около 7 м, а
ведущая улица -
дорога в Пирее - 15м, т. е. ширина улиц последовательно
удваивалась.
Ф улицы, площади и крупные
общественные здания органически вписывались
в планировочную решетку плана, и это вписывание
носило не механический, а эстетический
характер
Центр Милета развивался вдоль двух пространственных
координат, организующих всю планировку
города. Вдоль одной из них располагались
гимнасий со стадионом и городской парк,
вдоль другой -
торговые и общественные площади. Эти
площади состояли из Южной агоры, предназначенной
для
торговли, славками, расположенными по
периметру, и портиками, Южная агора имела
три входа,
ее размер быт 166 х 128 м. Северная
агора, значительно меньших размеров,
предназначалась для торговли
предметами роскоши. Между Северной и
Южной агорами располагался гражданский
центр городской
общины. Сюда выходил булевтерий, т. е.
здание, где заседат городской совет. Перед
булевтерием
находился атгарь для принятия присяги
гражданами общины. Поблизости располагался
еще один
гимнасий.
Ф Отражение в кониепции
городского плана общих философских и
научных
представлений.
Милет быт не только крупнейшим
матоазийским торговым городом, насчитывавшим
100 -тысячное
население, но и крупнейшим в греческом
мире центром античной науки и философии.