Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
НОВЫЕ ГОРОДА XVIII - XIX ВБ.
Создавались в эпоху классицизма
(основные принципы: опора на рациональные
методы
построения композиций, геометризм, простота,
ясность, регулярность, иерархия элементов)
Градостроительные решения
XVIII - XIX вв. опирались на тенденции
в градостроительстве XV -
Х\*11 ее.
ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ НАЧАЛА ХУШ В.
❖ Предварительное составление
генеральных планов стало внедряться
в градостроительную
практику;
❖ Гражданское строительство начало преобладать над церковным;
❖ Развитие благоустройства
городов - мощение улиц не только бревенчатым
настилом, но и торцами
и камнем, устройство кюветов, обсадка
проездов деревьями, ночное освещение
улиц;
❖ Переход к регулярной планировке и застройка городов:
• Перенос регулярности с внешнего контура города в его середину
• идеально прямые улицы, создание геометрических схем.
• отказ застройщиков от правила
строить дом внутри участков и вынос их
на красные линии
улицы (сопротивление).
❖ Кодекс строительных правил
- указы Петра о «красных линиях», о противопожарном
разуплотнении застройки, о развитии каменного
строительства (в Петербурге), распоряжения
о широком
применении зеленых насаждений, о строительстве
набережных, осушительных работах, замощении
и
освещении улиц в ночные часы.
ПРИМЕРЫ
ОСНОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА в XVIII6.
Строительные работы в
Петербурге - под руководством Петра
и Комиссии строений, возглавлявшейся
Ульяной
Сикявиньш.
Закладка 16(27) мая 1703 г. Петропавловской
крепости в дельте Невы — типичной
крепости нового типа,
укрепления которой были выполнены б бревенчато-земляных
конструкциях. Вскоре была заложена первая
церковь —
деревянная, увенчанная шпилем. Под прикрытием
крепости был расположен торговый порт,
близ него на нынешней
Петроградской стороне качал расти посад.
Пергый дом Петра I на нынешней
Петроградской стороне — небольшое рубленое
здание, раскрашенное снаружи под
кирпич и обитое внутри холстом.
В 1704 г. на противоположном
берегу Невы было основано Адмиралтейство,
около которого начала расти Морская
слобода.
Задача: б короткий
срок в открытом обширном пространстве
построить город, который
изначально обладал бы статичным масштабом
и столичной монументальностью
Активное строительство
в Петербурге началось после Полтавской
победы. Был издан указ, запрещающий
каменное
строительство по всей стране,— камень
везли в Петербург. Ранний город был в
основном деревянным, а затем
мазанковым (конструкция по типу фахверка).
Генеральный план.
Ни один из проектов полностью
не был осуществлен, но ряд заложенных
в них идей стал основой
развития Петербурга — города беспрецедентного
по целостности замысла.
♦ Д. Трезини: развитие города
на Васильевском острове (задуманная им
система — три главных
параллельных проспекта и поперечные
«линии», по которым были проложены каналы,—
дошла до
наши?: дней)
♦ Ж.-Б. Леблон: город должен
был иметь правильную овальную форму-
с кольцом укреплений по
периметру. Леблон учел сложившиеся к
тому времени композиционные и функциональные
узлы —
крепость, Адмиралтейство и пр., остальная
территория города была разбита по правильной
геометрической схеме прямыми проспектами,
на пересечениях которых были задуманы
общественные
площади. Недостаток - не предусмотрена
возможность развития города.
Принципы:
❖ Пространство было композиционно
организовано высотными доминантами,
поставленными в
значимых точках города: церкви и колокольни
(Петропавловский собор - Д.Трезини, 122,5м),
общественные здания (Кунсткамера, госпиталь)
и промышленные объекты (Адмиралтейская
и
Партикулярная верфь).
❖ Особо значимые, столичного
ранга, здания — Зимний дворец, Адмиралтейство,
церковь Св.
Исаакия Далматского, Александро-Невская
лавра и др.— были построены на большом
расстоянии друг от
друга образован семантический «каркас»
еше не существующего города. Первой магистралью
стала
«Невская першпектива» - вначале просека,
впоследствии Невский проспект, ведущий
от Адмиралтейства к
лавре.
❖ Трехтучевая система - Невский
проспект, Вознесенский проспект, улица
Гороховая (Петр - идея:
архит. М.П.Еропкин).
❖ Заложена основа иерархической
структуры города, т. е. выделение в нем
главного и
второстепенного, геометрическая правильность
планировки, прямолинейность улиц, нанизывающих
на
себя цепочки кварталов, ритмичность застройки.
❖ Чтобы сразу создать эффект
освоенности огромного пространства,
был выбран прием застройки,
создающей своеобразные «ширмы»: выгораживались
зрительно основные зоны набережных и
оставлялось до времени заполнение оставшихся
за этими ширмами территорий. Такую возможность
давали
здания, вытянутые в линию, и линейные
группы зданий:
«закрыт» громадным зданием
госпиталя (по проекту Д. Трезини) невский
«фасад» Выборгской стороны;
к стрелке Васильевского острова, где
образовалась большая площадь с Гостиным
двором, было
обращено протяженным фасадом здание
двенадцати коллегий, «сплошную фасаду»
получил ряд
набережных, на которых дома ставились
вплотную один к другому.
Уже к концу 1720-х гг. определился
облик Петербурга. Сформировалась застройка
некоторых
участков берегов Невы, где стояли крупные
по размерам и богатые по убранству дворцы:
по малым рекам
расположились загородные усадьбы, были
разбиты первые сады.
Исследователь этой темы Сергей
Семендов постулирует их следующим образом:
регламентация,
регулярность, ансамблевость."
Петропавловская крепость (официальное
название — Санкт-Петербургская, в
1914-1917 гг. —
Петроградская крепость)— крепость в
Санкт-Петербурге расположенная на Заячьем
острове.
Является историческим ядром города, первоначально
крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх,
заложена 16(27) мая 1703 по плану Петра I с
архитектором Ламбер де Гереном: 6 бастионов,
соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк,
первоначально дерево-земляные, в 30 - 40-х
и 80-х
годах Х\*Ш века одеты камнем. Остров соединён
с Петроградской стороной в 1703 году
Иоанновским мостом.
НОВЫЕ ГОРОДА XX В.
В 20—30-е годы сложились
две противоположные теории строительства
—
урбанистическая и дезурбанистнческая.
Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье
в
осеннем Салоне 1922 г. в Париже представил
диораму «Современный город на 3 млн.
жителей», а в 1925 г.—проект реконструкции
центра Парнаса (так называемый «План
Вуазен»), превращавший столицу Франции
в комбинацию небоскребов в сочетании
со
свободными пространствами зелени и сложной
сетью транспортных артерий. В этих
планах была выражена идея города будущего;
ничего общего не имеющего сосложившимися
преимущественно в средние века европейскими
городами.Дезурбанисты шли от теории Э.
Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. в ставшей
всемирно известной книге «Завтра»,—
от его идеи строительства небольших городов-
садов со свободной планировкой, общественным
парком в центре города и
размещенными в зелени административными
и культурного назначения зданиями, с
жилыми домами индивидуального плана,
с не подлежащим застройке кольцом
сельскохозяйственных территорий вокруг
города-сада.
Подобные города с населением
не более 32 тыс. человек должны быта
образовывать
группы вокруг большого города (но не более
60 тыс. человек). Эти «ситэ-жарден»
мыслились как самостоятельные промышленные
рабочие поселки или как большие
жилые комплексы в предместьях больших
городов. Примером может служить комплекс
Да Мюегт в Дранси под Парижем (архитекторы
Эжен Бодуэн и Марсель Лодса, 1930—
1934). Идея городов-садов была особенно
близка английским архитекторам (учитывая
английский вкус, приверженность англичан
к отдельным коттеджам, к непременному
саду при жилье).
Но город-сад на практике
превращался либо в город-спальню,
либо в роскошные виллы
богатых людей. Родились и крайности теории.
Так, немецкий архитектор Б. Таут в
книге «Распад городов» отрицает города
вообще, предлагая взамен поселки в 500—600
человек под лозунгом «земля—хорошая
квартира». В 1930 г. е работе
«Исчезающий
город» американский архитектор Ф. Л. Райт
выдвинул проект идеального поселения,
где на каждую семью приходится акр земли,
главным занятием людей становится
земледелие, а общаются они между собой
благодаря автомобилю. Город как таковой
вообще не нужен, ибо современная техника
дает в распоряжение людей скоростной
транспорт, а дома у каждого есть телевизор
(теория американского архитектора В.
Гоэна). Так, б XX в. одновременно началось,
с одной стороны, прославление
механизированного стандарта быта, а с
другой — борьба с ним.
На протяжении последующих
десятилетий обе теории варьируются
и: несмотря на
противоположность., в чем-то переплетаются.
От дезуроанистических проектов идет,
например, идея разобщения пешеходных
и транспортных потоков, ставшая важнейшим
принципом современного градостроительства.
Еще в 1944 г. первым примером
решения проблемы разуплотнения больших
городов благодаря городам-спутникам
послужил проект «Большого Лондона». Проект
восьми таких городов в радиусе 30—50
км от Лондона принадлежит английскому
архитектору Патрику Аберкромби. Позднее
появились «Большой Париж», «Большой Нью-Йорк»
и т. д. Старые города развивались
от центра к периферии с постепенным снижением
плотности населения к окраине.
Теперь все чаще в центре города остается
лишь административный узел.
14
Территориальное планирование
по районам, освоение больших пустых
территорий для
городов-спутников вызывает к жизни множество
новых проблем: сохранение
природных богатств, выбор прокладки трасс
и др.7
ПОИСКИ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА. ИДЕЯ «ГОРОДА-САДА»
На карте мира, и особенно
нашей страны, возникло много совершенно
новых городов, с самого
начала построенных по новым, современным
градостроительным правилам: Магнитогорск,
Запорожье. Ангарск и Братск, Шевченко
и Навои, Набережные Челны и Тольятти.
Все они построены на основании
теории градостроительства и новых
градостроительных
принципов, сформулированных к первой
половине XX в.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
СЛОЖИВШИЕСЯ К ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
Поточно-функциональная схема планировки
города. Н. Милютин. 1930 г.
В 1930 году, уже после выхода
постановления «О работе по перестройке
быта», Н. Милютин
выступил с идеей зонального города. Он
справедливо отмечал, что важнейшей проблемой
в расселении
является прежде всего равномерное размещение
производительных сил по всей стране с
учетом природных
ресурсов и потребностей народного хозяйства.
Предложенная им поточно-функциональная
система
построения города четко разграничивает
все функции зонального города, где «наиболее
разумно,
рационально, целесообразно располагаются
и увязываются между собой его основные
части:
промышленное и сельскохозяйственное
производство, транспорт, энергетика,
управление, быт, воспитание,
учеба» (Милютин Н. Проблемы строительства
социалистических городов. Основные вопросы
рациональной планировки и строительства
населенных мест СССР. М. Л., 1930.). Совершенно
очевидна
связь с предыдущим этапом поисков его
идеи создания жилой зоны, размешенной
параллельно
производственной, между которыми проходит
широкая полоса зелени — не менее 500 м.
Все функции
зонального города четко разграничены
в определенном порядке: 1) территория
железнодорожных шлей; 2)
территория производственных и коммунальных
предприятий, складов, станционных сооружений,
а также
связанных с ними научных и технических
учебных заведений; 3) зеленая паюса (защитная
зона) с
шоссейной магистралью; 4) жилая зона, где
в свою очередь, будут расположены: а) полоса
учреждений
общественного пользования (столовые,
диспансеры, помещения горсельсовета
и т.п.); б) полоса жилых
зданий; в) детская полоса, т. е. ясли, детские
сады, интернаты; 5) парковая зона с учреждениями
для
отдыха, площадками для физкультуры, водными
бассейнами и т. п.; 6) зона садовых и молочно-огородных
совхозов (поля орошения, фермы и тому
подобные сельскохозяйственные предприятия)
Милютин Н.
Проблемы строительства социалистических
городов. -М.-Л., 1930.).
Разработка Н. Милютиным
принципов зонального города, несомненно,
была вкладом в теорию
градостроительства. На основе этой схемы
в принципе можно проектировать реальный
город с учетом
всего своеобразия конкретных условий
(климат, рельеф, природный ландшафт, профиль
производства,
транспортные связи и т. Д.). В последующие
годы идеи зонального города Н. Милютина
нашли
воплощение в реальной практике градостроительства.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ
И ПЛАНИРОВОЧНАЯ
СТРУКТУРА ГОРОХА
Одним из основных принципов
рациональной территориальной организации
города является его
функциональное зонирование. Это означает
дифференциацию территории города по
характеру и типу ее
использования. В основе функционального
зонирования - стремление создать наиболее
эффективные
условия реализации основных форм жизнедеятельности
городского населения - труда, быта и отдыха
-
предъявляющих специфические требования
к организации городского пространства.
С учетом преимущественного
функционального использования
территория города, согласно
нормам и правилам планировки и застройки
городов, укрупненно подразделяется на
селитебную,
производственную и ландшафтно - рекреационную.
СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
Общим принципом построения
территориально - планировочной структуры
сетей и центров
обслуживания является критерий частоты
пользования культурно- бытовыми учреждениями,
а.
следовательно, и минимизации затрат времени
на их доступность. Чем чаше посещаются
учреждения,
тем ближе к месту жительства целесообразно
их располагать.
Объединение культурно-бытовых
учреждений в составе сетей и
центров обслуживания в
соответствии с принципом частоты пользования
дифференцирует их по так называемым ступеням
обслуживания, соотносящимся со структурными
членениями селитебной территории, а значит,
определяет
и радиусы обслуживания учреждений и время,
затрачиваемое на их посещение.
Учреждения повседневного
пользования (детские дошкольные учреждения,
общеобразовательные школы, продовольственные
и промтоварные магазины повседневного
спроса,
приемные пункты предприятий бытового
обслуживания, клубные помещения и т.п.)
размещают в
микрорайонах с радиусом доступности
до 500 м
У чреждения периодического
пользования (кинотеатры, универсамы,
клубы, библиотеки,
спортивные сооружения и т.п.) размешают
в жилых районах в пределах пешеходной
доступности до 1200
.и или затрат времени на проезд на общественном
транспорте (включая подход к остановке)
не более 15
мин.