Лекции по "Основам градостроительства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Файлы: 1 файл

001-gorod.docx

— 85.61 Кб (Скачать)

НОВЫЕ ГОРОДА XVIII - XIX ВБ.

Создавались в эпоху классицизма (основные принципы: опора на рациональные методы 
построения композиций, геометризм, простота, ясность, регулярность, иерархия элементов)

Градостроительные решения XVIII - XIX вв. опирались на тенденции  в градостроительстве XV - 
Х\*11 ее.

ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ НАЧАЛА ХУШ В.

❖ Предварительное составление генеральных планов стало внедряться в градостроительную 
практику;

❖ Гражданское строительство начало преобладать над церковным;

❖ Развитие благоустройства городов - мощение улиц не только бревенчатым настилом, но и торцами 
и камнем, устройство кюветов, обсадка проездов деревьями, ночное освещение улиц;

❖ Переход к регулярной планировке и застройка городов:

• Перенос регулярности с внешнего контура города в его середину

• идеально прямые улицы, создание геометрических схем.

• отказ застройщиков от правила строить дом внутри участков и вынос их на красные линии 
улицы (сопротивление).

❖ Кодекс строительных правил - указы Петра о «красных линиях», о противопожарном 
разуплотнении застройки, о развитии каменного строительства (в Петербурге), распоряжения о широком 
применении зеленых насаждений, о строительстве набережных, осушительных работах, замощении и 
освещении улиц в ночные часы.

 

ПРИМЕРЫ

ОСНОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО  ПЕТЕРБУРГА в XVIII6.

Строительные работы в  Петербурге - под руководством Петра  и Комиссии строений, возглавлявшейся  Ульяной 
Сикявиньш.

Закладка 16(27) мая 1703 г. Петропавловской  крепости в дельте Невы — типичной крепости нового типа, 
укрепления которой были выполнены б бревенчато-земляных конструкциях. Вскоре была заложена первая церковь — 
деревянная, увенчанная шпилем. Под прикрытием крепости был расположен торговый порт, близ него на нынешней 
Петроградской стороне качал расти посад.

Пергый дом Петра I на нынешней Петроградской стороне — небольшое рубленое здание, раскрашенное снаружи под 
кирпич и обитое внутри холстом.

В 1704 г. на противоположном  берегу Невы было основано Адмиралтейство, около которого начала расти Морская 
слобода.

Задача: б короткий срок в открытом обширном пространстве построить город, который 
изначально обладал бы статичным масштабом и столичной монументальностью

Активное строительство  в Петербурге началось после Полтавской победы. Был издан указ, запрещающий  каменное 
строительство по всей стране,— камень везли в Петербург. Ранний город был в основном деревянным, а затем 
мазанковым (конструкция по типу фахверка).

Генеральный план.

Ни один из проектов полностью  не был осуществлен, но ряд заложенных в них идей стал основой 
развития Петербурга — города беспрецедентного по целостности замысла.

♦ Д. Трезини: развитие города на Васильевском острове (задуманная им система — три главных 
параллельных проспекта и поперечные «линии», по которым были проложены каналы,— дошла до 
наши?: дней)

♦ Ж.-Б. Леблон: город должен был иметь правильную овальную форму- с кольцом укреплений по 
периметру. Леблон учел сложившиеся к тому времени композиционные и функциональные узлы — 
крепость, Адмиралтейство и пр., остальная территория города была разбита по правильной 
геометрической схеме прямыми проспектами, на пересечениях которых были задуманы общественные 
площади. Недостаток - не предусмотрена возможность развития города.

Принципы:

❖ Пространство было композиционно организовано высотными доминантами, поставленными в 
значимых точках города: церкви и колокольни (Петропавловский собор - Д.Трезини, 122,5м), 
общественные здания (Кунсткамера, госпиталь) и промышленные объекты (Адмиралтейская и 
Партикулярная верфь).

❖ Особо значимые, столичного ранга, здания — Зимний дворец, Адмиралтейство, церковь Св. 
Исаакия Далматского, Александро-Невская лавра и др.— были построены на большом расстоянии друг от 
друга образован семантический «каркас» еше не существующего города. Первой магистралью стала 
«Невская першпектива» - вначале просека, впоследствии Невский проспект, ведущий от Адмиралтейства к 
лавре.

❖ Трехтучевая система - Невский проспект, Вознесенский проспект, улица Гороховая (Петр - идея: 
архит. М.П.Еропкин).

❖ Заложена основа иерархической структуры города, т. е. выделение в нем главного и 
второстепенного, геометрическая правильность планировки, прямолинейность улиц, нанизывающих на 
себя цепочки кварталов, ритмичность застройки.

❖ Чтобы сразу создать эффект освоенности огромного пространства, был выбран прием застройки, 
создающей своеобразные «ширмы»: выгораживались зрительно основные зоны набережных и 
оставлялось до времени заполнение оставшихся за этими ширмами территорий. Такую возможность давали 
здания, вытянутые в линию, и линейные группы зданий:

«закрыт» громадным зданием  госпиталя (по проекту Д. Трезини) невский «фасад» Выборгской стороны; 
к стрелке Васильевского острова, где образовалась большая площадь с Гостиным двором, было 
обращено протяженным фасадом здание двенадцати коллегий, «сплошную фасаду» получил ряд 
набережных, на которых дома ставились вплотную один к другому.

Уже к концу 1720-х гг. определился  облик Петербурга. Сформировалась застройка  некоторых 
участков берегов Невы, где стояли крупные по размерам и богатые по убранству дворцы: по малым рекам 
расположились загородные усадьбы, были разбиты первые сады.

Исследователь этой темы Сергей Семендов постулирует их следующим образом: регламентация, 
регулярность, ансамблевость."

Петропавловская крепость (официальное  название — Санкт-Петербургская, в 1914-1917 гг. — 
Петроградская крепость)— крепость в Санкт-Петербурге расположенная на Заячьем острове. 
Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, 
заложена 16(27) мая 1703 по плану Петра I с архитектором Ламбер де Гереном: 6 бастионов, 
соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 - 40-х и 80-х 
годах Х\*Ш века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году 
Иоанновским мостом.

НОВЫЕ ГОРОДА XX В.

В 20—30-е годы сложились  две противоположные теории строительства  — 
урбанистическая и дезурбанистнческая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в 
осеннем Салоне 1922 г. в Париже представил диораму «Современный город на 3 млн. 
жителей», а в 1925 г.—проект реконструкции центра Парнаса (так называемый «План 
Вуазен»), превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со 
свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. В этих 
планах была выражена идея города будущего; ничего общего не имеющего сосложившимися преимущественно в средние века европейскими городами.Дезурбанисты шли от теории Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. в ставшей 
всемирно известной книге «Завтра»,— от его идеи строительства небольших городов- 
садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и 
размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с 
жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке кольцом 
сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада.

Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны быта образовывать 
группы вокруг большого города (но не более 60 тыс. человек). Эти «ситэ-жарден» 
мыслились как самостоятельные промышленные рабочие поселки или как большие 
жилые комплексы в предместьях больших городов. Примером может служить комплекс 
Да Мюегт в Дранси под Парижем (архитекторы Эжен Бодуэн и Марсель Лодса, 1930— 
1934). Идея городов-садов была особенно близка английским архитекторам (учитывая 
английский вкус, приверженность англичан к отдельным коттеджам, к непременному 
саду при жилье).

Но город-сад на практике превращался либо в город-спальню, либо в роскошные виллы 
богатых людей. Родились и крайности теории. Так, немецкий архитектор Б. Таут в 
книге «Распад городов» отрицает города вообще, предлагая взамен поселки в 500—600 
человек под лозунгом «земля—хорошая квартира». В 1930 г. е работе «Исчезающий 
город» американский архитектор Ф. Л. Райт выдвинул проект идеального поселения, 
где на каждую семью приходится акр земли, главным занятием людей становится 
земледелие, а общаются они между собой благодаря автомобилю. Город как таковой 
вообще не нужен, ибо современная техника дает в распоряжение людей скоростной 
транспорт, а дома у каждого есть телевизор (теория американского архитектора В. 
Гоэна). Так, б XX в. одновременно началось, с одной стороны, прославление 
механизированного стандарта быта, а с другой — борьба с ним.

На протяжении последующих  десятилетий обе теории варьируются  и: несмотря на 
противоположность., в чем-то переплетаются. От дезуроанистических проектов идет, 
например, идея разобщения пешеходных и транспортных потоков, ставшая важнейшим 
принципом современного градостроительства. Еще в 1944 г. первым примером 
решения проблемы разуплотнения больших городов благодаря городам-спутникам 
послужил проект «Большого Лондона». Проект восьми таких городов в радиусе 30—50 
км от Лондона принадлежит английскому архитектору Патрику Аберкромби. Позднее 
появились «Большой Париж», «Большой Нью-Йорк» и т. д. Старые города развивались 
от центра к периферии с постепенным снижением плотности населения к окраине. 
Теперь все чаще в центре города остается лишь административный узел.

14

Территориальное планирование по районам, освоение больших пустых территорий для 
городов-спутников вызывает к жизни множество новых проблем: сохранение 
природных богатств, выбор прокладки трасс и др.7

ПОИСКИ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА. ИДЕЯ «ГОРОДА-САДА»

На карте мира, и особенно нашей страны, возникло много совершенно новых городов, с самого 
начала построенных по новым, современным градостроительным правилам: Магнитогорск, 
Запорожье. Ангарск и Братск, Шевченко и Навои, Набережные Челны и Тольятти.

Все они построены на основании  теории градостроительства и новых  градостроительных 
принципов, сформулированных к первой половине XX в.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЛОЖИВШИЕСЯ К ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. 
Поточно-функциональная схема планировки города. Н. Милютин. 1930 г.

В 1930 году, уже после выхода постановления «О работе по перестройке  быта», Н. Милютин 
выступил с идеей зонального города. Он справедливо отмечал, что важнейшей проблемой в расселении 
является прежде всего равномерное размещение производительных сил по всей стране с учетом природных 
ресурсов и потребностей народного хозяйства. Предложенная им поточно-функциональная система 
построения города четко разграничивает все функции зонального города, где «наиболее разумно, 
рационально, целесообразно располагаются и увязываются между собой его основные части: 
промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, энергетика, управление, быт, воспитание, 
учеба» (Милютин Н. Проблемы строительства социалистических городов. Основные вопросы 
рациональной планировки и строительства населенных мест СССР. М. Л., 1930.). Совершенно очевидна 
связь с предыдущим этапом поисков его идеи создания жилой зоны, размешенной параллельно 
производственной, между которыми проходит широкая полоса зелени — не менее 500 м. Все функции 
зонального города четко разграничены в определенном порядке: 1) территория железнодорожных шлей; 2) 
территория производственных и коммунальных предприятий, складов, станционных сооружений, а также 
связанных с ними научных и технических учебных заведений; 3) зеленая паюса (защитная зона) с 
шоссейной магистралью; 4) жилая зона, где в свою очередь, будут расположены: а) полоса учреждений 
общественного пользования (столовые, диспансеры, помещения горсельсовета и т.п.); б) полоса жилых 
зданий; в) детская полоса, т. е. ясли, детские сады, интернаты; 5) парковая зона с учреждениями для 
отдыха, площадками для физкультуры, водными бассейнами и т. п.; 6) зона садовых и молочно-огородных 
совхозов (поля орошения, фермы и тому подобные сельскохозяйственные предприятия) Милютин Н. 
Проблемы строительства социалистических городов. -М.-Л., 1930.).

Разработка Н. Милютиным принципов зонального города, несомненно, была вкладом в теорию 
градостроительства. На основе этой схемы в принципе можно проектировать реальный город с учетом 
всего своеобразия конкретных условий (климат, рельеф, природный ландшафт, профиль производства, 
транспортные связи и т. Д.). В последующие годы идеи зонального города Н. Милютина нашли 
воплощение в реальной практике градостроительства.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВОЧНАЯ 
СТРУКТУРА ГОРОХА

Одним из основных принципов  рациональной территориальной организации  города является его 
функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее 
использования. В основе функционального зонирования - стремление создать наиболее эффективные 
условия реализации основных форм жизнедеятельности городского населения - труда, быта и отдыха - 
предъявляющих специфические требования к организации городского пространства.

С учетом преимущественного  функционального использования  территория города, согласно 
нормам и правилам планировки и застройки городов, укрупненно подразделяется на селитебную, 
производственную и ландшафтно - рекреационную.

СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

Общим принципом построения территориально - планировочной структуры  сетей и центров 
обслуживания является критерий частоты пользования культурно- бытовыми учреждениями, а. 
следовательно, и минимизации затрат времени на их доступность. Чем чаше посещаются учреждения, 
тем ближе к месту жительства целесообразно их располагать.

Объединение культурно-бытовых  учреждений в составе сетей и  центров обслуживания в 
соответствии с принципом частоты пользования дифференцирует их по так называемым ступеням 
обслуживания, соотносящимся со структурными членениями селитебной территории, а значит, определяет 
и радиусы обслуживания учреждений и время, затрачиваемое на их посещение.

Учреждения повседневного  пользования (детские дошкольные учреждения, 
общеобразовательные школы, продовольственные и промтоварные магазины повседневного спроса, 
приемные пункты предприятий бытового обслуживания, клубные помещения и т.п.) размещают в 
микрорайонах с радиусом доступности до 500 м

У чреждения периодического пользования (кинотеатры, универсамы, клубы, библиотеки, 
спортивные сооружения и т.п.) размешают в жилых районах в пределах пешеходной доступности до 1200 
.и или затрат времени на проезд на общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 
мин.

Информация о работе Лекции по "Основам градостроительства"