Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Лекция 1
ГОРОД
ТИПЫ ГОРОДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
НАЧАТО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В 1918 г. проф. Б. Сакулин, разрабатывая
«Город будущего», составил план районной
планировки
большой территории, прилегающей к Москве.
Это быт один из первых примеров районной
планировки,
позволившей определить зон}- экономического
влияния Москвы. Такие близлежащие города,
как
Звенигород, Нарофоминск, Подольск, Бронницы,
Люберцы и др., расположенные в зеленом
поясе, было
намечено соединить между- собой кольцевыми
электрифицированными дорогами, а с центром
столицы —
радиальными магистралями. Далее шло первое
кольцо окружной железной дороги экономического
района,
объединяющее 13 городов: Дмитров, Волоколамск,
Можайск, Серпу-хов, Коломну-, Каширу, Александров
и
др. Второе кольцо проходило через города
Ржев, Калугу, Тулу, Рязань, Владимир, Ярославль
и др. и также
объединяло 13 городов. Таким образом, проект
Б. Сакулина предусматривал развитие большого
экономического района, центром которого
быта Москва. Это было, по сути дела, первое
воплощение в
проекте идеи группового расселения.
❖ Проект «Новая Москва». А. Шуе ев (1918-1924 гг.)
В специально организованной
в 1918 г. архитектурной мастерской Моссовета
под руководством
А. Щусева и И. Жолтовского был разработан
генеральный план столицы, получивший
название «Новая
Москва» (1918-1924 гг.). Этот план, рассчитанный
на 25-30 лет, проектировался в пределах
окружной
железной дороги. Обшая идея планировки
основывалась на исторически сложившейся
радиально-
кольцевой структуре с сохранением существующей
системы улиц и большого числа памятников
старины.
В местах пересечения радиальных магистралей
с кольцевыми намечалось создание площадей
и
транспортных развязок. Были разработаны
проекты отдельных городских районов,
намечены работы по
благоустройству окраин.
Центром Москвы оставался
Кремль вместе с системой прилегающих
к нем}- площадей. Кремль
трактовался как музей русской национальной
культуры, открытый для народа. Генеральный
план
предусматривал замыкание полукольца
А. Помимо существующих колец (Бульварного,
Садового и кольца,
проходящего по бывшем}- Камер-Коллежскому
вал}-), предполагалось создать новое кольцо
Г
протяженностью 60 км в виде полосы, застроенной
по принцип}- «города-сада». От зеленой
зоны к центру
города, по мнению авторов, должны были
пройти три зеленых клина. Промышленная
зона отводилась в
юго-восточн}ло часть города и ее дальнейшее
развитие намечалось на основе уже существующей
там
промышленности.
Бережное отношение авторов
к исторически сложившейся
достоинством проекта. Впоследствии именно
этот принцип быт положен в основ}- утвержденного
в 1935 г.
генерального плана реконстр}-кции Москвы.
Вместе с тем в 1935 г. предусматривалась
решительная
градостроительная реконструкция. Совершенно
естественно, что в начале 20-х годов авторы
«Новой
Москвы» еше не могли предвидеть масштабы
развития столицы и намечали лишь ограниченные
реконстр}-ктивные мероприятия.
❖ Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 -1925 гг.)
Инженер С. Шестаков создал
проект «Большой Москвы» (1921-1925 гг.), основывающийся
на
исторически сложившейся радиально-кольцевой
структуре города, обшая территория которого
увеличивалась до 200 тыс. га (территория
Москвы быта в 1912 г. 17,7 тыс. га, в 1929 г. 24,4
тыс. га, в 1933
г. 28,5 тыс. га). Историческое ядро города
опоясывалось системой трех колец. Было
предусмотрено
комплексное развитие целого экономического
района с учетом тяготеющих к столице
городов. Звенигород,
Подольск, Домодедово и др., находящиеся
на расстоянии 40-80 км, составляли пер вое
кольцо.
Волоколамск, Можайск Серпухов и др. на
расстоянии 90-120 км образовывали второе
кольцо. В этом
предложении очевидно влияние идей Б.
Сакулина.
❖ Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
В 1932 г. Моссоветом быт организован
закрытый конкурс на идею генерального
плана Москвы. Н.
Ладовский представил беспрецедентный
проект, в котором впервые быта реализована
идея динамичного
города. Он предложил разорвать радиально-кольцевую
систем}- планировки Москвы в северо-западном
направлении вдоль улицы Горького, Ленинградского
шоссе и далее. Вдоль этой оси жилое пространство
города развивалось, расширяясь, а параллельно
ему по параболе следовали зоны промышленности
и
сельского хозяйства. Идея построения
города по параболе, выдвинутая Лазовским
еше в 1929 г.,
предвосхитила зарубежные прехложения
50-60-х годов (В 50-е годы греческий архитектор
К. Доксиадис
предложил структуру развивающегося города,
по существу продолжая идею Н. Ладовского).
В
Генеральном плане Москвы 1971 г. без труда
обнаруживается та же идея разрыва радиально-кольцевой
системы в юго-западном направлении.
❖ Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г.
Ле Корбюзье, который в начале
20-х годов уже быт широко известен своими
работами по
организации современного города, тоже
не обошел проблем развития Москвы. Он
полагал, что
средневековая радиально-кольцевая структ}-ра
плана не способна вместить новое содержание
растущего
города и предлагал оставить лишь наиболее
выдающиеся памятники русского зодчества,
прежде всего
Кремль с его ансамблями, Красную площадь,
а Москву построить как огромный город-сад
из небоскребов,
у подножия которых среди зелени парков
будет располагаться все необходимое
для жизни и отдыха
человека. Осуществление такой концепции
несомненно, как впрочем и некоторых предложений
наших
урбанистов и дезурбанистов, означало
бы уничтожение Москвы.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ. 1931-1935 ГГ.
В 1931-1933 гг. б системе Московского
Совета для разработки Генерального плана
Москвы и
регулирования текущей застройки, были
созданы проектно-планировочные мастерские.
Работа по генплану
проходила под общим руководством архитекторов
Б. Семенова, С. Чернышева и инженера А.
Страментова.
Проектирование генплана
велось комплексно, различные варианты
планировочной стр}-кт}-ры
города подвергались архитектурному,
инженерном}- и экономическом}-
анализ}-. Одновременно с этим
производились подробные разработки кр}тшых
инженерно-технических проектов, таких
как метрополитен,
обводнение города, реконстр}-кпия наземного
транспорта, строительство мостов и т.д.
В процессе такой
комплексной работы перспективные расчеты
и предложения сопоставлялись с реальными
потребностями
текущего строительства. В 1935 г. работы
над Генеральным планом Москвы были закончены.
ЦК ВКП(б) и
Совет народных комиссаров СССР приняли
развернутое постановление «О Генеральном
плане
реконстр}-кции г. Москвы».
Генеральный план реконструкции
Москвы имел под собой твердую
материально-техническ}то и
финансовую баз}-, он входил в государственные
планы развития народного хозяйства СССР,
и за его
выполнением быт установлен требовательный
государственный контроль.
К моменту утверждения генерального плана по нему уже велись крупные градостроительные
работы:
❖ завершение в 1935 г. первой очереди метрополитена
❖ 1935-1937 г - проектные и строительные
работы по сооружению канала им. Москвы,
соединившего
Москву с пятью морями и одновременно
решившего кардинальным образом крайне
важную для Москвы
проблем}- водоснабжения.
Основополагающие идеи Генерального плана Москвы:
❖ регулирование численности населения города в соответствии с развитием его промышленности;
❖ сохранение исторически сложившейся
планировочной структуры города с решительной
ее
реконстр}-кцией в соответствии с требованиями
современного развивающегося транспорта,
благоустройства и инженерно-технического
оборудования;
❖ коренное решение проблемы
водоснабжения; обводнение города и создание
вокруг Москвы
мощного лесопаркового пояса для оздоровления
воздушного бассейна столицы;
❖ озеленение города за счет
развития парковых массивов, создания
зеленых клиньев, соединяющих
центр с лесопарковой зоной, и озеленения
жилой застройки;
❖ осуществление застройки
города большими кварталами (9-15 га) с организацией
обязательной сети
культурно-бытового обслуживания населения
в составе предприятий торговли, детских
дошкольных
учреждений, школ, клубов, поликлиник и
т. п.
Развитие города намечалось
прежде всего в юго-западном направлении,
свободном от
промышленных предприятий, навстречу
здоровым господствующим ветрам. В постановлении
было особо
отмечено значение художественно-образного
решения столицы.
1931 - 1941 г. (период второй
и третьей пятилеток)
реализации Генерального плана Москвы:
❖ строительство первой и второй очереди метрополитена,
❖ реконструкция основных магистралей
города-улицы Горького, Можайского шоссе
(ныне
Кутузовский проспект). 1-й Мещанской улицы
(ныне проспект Мира), Калужской улицы
(ныне Ленинский
проспект),
❖ реконструкция центра города,
❖ создание девяти новых речных мостов через Москву-рек}- и Яру и реконструкция их набережных.
Реконструкция основных радиальных
магистралей была пригнана первоочередным
мероприятием. Развитию
городского транспорта препятствовали
узкие и зачастую кривые московские улицы.
Важнейшие радиальные магистрали:
*!♦ улииа Горького (Тверская)
— только в отдельных местах достигала
18м ширины, имела булыжную
мостовую.
*!♦ Можайское шоссе
было обстроено
тротуарами. Узкая проезжая часть Калужской
улицы тоже была замощена булыжником,
тогда как по плану она
должна была превратиться в магистраль,
связывающую центр города с обширными
территориями новой застройки.
Магистрали спрямлялись
и расширялись до 60 м и более,
устраивались широкие тротуары, производилось
озеленение, булыжные покрытия менялись
на асфальтовые, вдоль магистралей прокладывались
тоннели коллекторов,
объединявших инженерные коммуникации.
Магистрали застраивались многоэтажными
зданиями. При реконструкции
улицы Горького впервые в практике градостроительства
не подлежащие сносу ценные здания передвигались
в
глубину кварталов.
Работы по реконструкции центра столицы.
Он трактовался в виде
обширного расчлененного
Красной, Революции, Свердлова, проспекта
Маркса (бывш. Охотный ряд) и площади им.
50-летия Октября
(бывш. Манежная). Эго обширное пространственное
образование было органически связано
с основными
радиальными направлениями городского
плана. Пространства соединенных площадей
— 50-летия Октября,
Революции и Свердлова — становились
как бы аванзалами идеологического центра
города — Красной площади с
Мавзолеем В. И. Ленина. Кроме того, центр
Москвы получая достаточно выраженную
пространственную ось, которая
вопреки концентрической форме плана
намечала движение на Ленинские горы.
В настоящее время эта
композиционная ось получает все более
определенное выражение. Таким образом,
выдвинутая в 20-6 годы Н.
Ладовским идея разрыва концентрической
планировочной структуры города получила
здесь свою реализацию, но в
совершенно преобразованном виде и е другом
направлении.
Городская застройка.
Формирование нового центра
Мссзхы потребовало больших работ. Были
снесены постройззт старого
Охотного ряда (антисанитарное скопище
торговых ларьков, лавок, складов). На освободившемся
месте были
построены гостинииа «Москва» (А. Щусев.
Л. Савельев. О. Стапран) и монументальное
здание Дома Совета Труда
и Обороны (А. Лангман). Снесены были постройки,
затеснявшие выход с улицы Горького нз
Манежную площадь.
Убрана хаотичная застройка конца XIX —
начала XX в. у собора Василия Блаженного
со стороны Москвы-реки.
Проведенные реконструктивные мероприятия
дали впечатляющий художественный результат.
Набережные.
Новые высокие незатопляемые
набережные обшей протяженностью 52
ки. облицованные гранитом, со
спусками, парапетами или чугунными решетками,
были закончены к 1937 г. Б период с 1936 по
1938 г. в Москве были
не только сооружены девять новых, но и
реконструированы три старых моста. Это
были сложные технические
работы, пролеты мостоб доходили
до 168 м при ширине проезжей части не
менее 40 м. Новые мосты принадлежали к
числу крупнейших е Европе. Они строились
с таким расчетом, чтобы пропускать большие
волжские суда, поскольку 1
мая 1937 г. уже вошел в строй канал им. Москвы.
Обводнение волжской водой системы рек
и злналов столицы,
создание мощных водохранилищ в ее окрестностях
не только обеспечило город водой хтя
промышленных и питьевых
целей, но и способствовало улучшению
микроклимата города.
Озеленение города.
Идея генерального плана
состояла в том, чтобы превратить
насере:з:ные Москвы-реки и Лузы в зеленые
артерии, развить зеленые клинья вдоль
радиальных магистралей — вплоть до центра
города, крупной зеленой полосой
пройти от Манеззюй площади до Лужников
на соединезше с зеленью Ленинских гор.
Осуществление этих планов
началось путем создания Центрального
парка культуры и отдыха им. \{. Горького
на месте первой Всероссийской
сельскохозяйственной выставки 1922—1923
гг. Проектировазгае парка было поручено
коллективу архитекторов под
руководством А. Власова — мастера садово-парковой
архитезстуры. Работа над прсезгтом детальной
плазшровзси этого
парзса проводилась в 1934-1936 гг. Одновременно
проводилась разбзЕз:а парзса. Его размеры
не огразтачились
территорией бывшей выставзси, они увеличились
до 560 га, взслзочая Нескучзый сад. В композзшии
парз:а авторы
предусмотрети открытые пространства
хтя проведения массовых мероприятий,
в зоне отдыха была предусмотрена
живописная плазшровзса.
Большие работы были начаты
по созданию нового зеленого массива
на северо-западе столицы для открытой
в 1939 г. новой Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки. В результате образовался крупнез'ппий
массив зелени,
вобравппш в себя Парк з:ультуры и отдыха
им Дзержинсзюго, а впоследствии — парк
«Останкино* и Главный
ботанический сад.