Внешняя политика России: формирование новых приоритетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:40, реферат

Краткое описание

Я думаю, что не секрет, что Россия, в силу своего географического положения, территориального размера, экономического и военного потенциала, является одной из немногих стран мира, у которых есть те или иные интересы во всех точках Земного шара. Поэтому на тему внешней политики Российской Федерации можно говорить бесконечно, более того существует множество точек зрения должного развития внешней политики современной России.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса Российской Федерации…………………………………………………………...4
3.Российско-американские отношения………………………………………….8
4. Россия и Европейский союз…………………………………………………..12
5. Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения………………16
6. Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии………...17
7.Заключение……………………………………………………………………..21
8. Список литературы и источников……………………………………………23

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии (2) - копия.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Российской Федерации

 

 

СПбГАСУ

 

 

Факультет инженерно-экологических  систем и 

городского строительства

 

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Внешняя политика России: формирование

новых приоритетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 год

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Основные направления и приоритеты  внешнеполитического курса Российской  Федерации…………………………………………………………...4

3.Российско-американские отношения………………………………………….8

4. Россия и Европейский союз…………………………………………………..12

5. Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения………………16

6. Отношения России со странами  Юго-Восточной и Южной Азии………...17

7.Заключение……………………………………………………………………..21

8. Список литературы и источников……………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Я думаю, что не секрет, что Россия, в силу своего географического  положения, территориального размера, экономического и военного потенциала, является одной из немногих стран мира, у которых есть те или иные интересы во всех точках Земного шара. Поэтому на тему внешней политики Российской Федерации можно говорить бесконечно, более того существует множество точек зрения должного развития внешней политики современной России. В данном реферате я решил максимально возможно охватить, на мой взгляд, наиважнейшие направления внешней политики Российской Федерации. Такими направлениями я считаю: отношения России с США, тесные взаимоотношения с Евросоюзом, отношения с быстро развивающимися странами Азии – это Китай и Индия, быстро растущий Китай, нуждающийся в ресурсах в будущем, если он сможет решить свои внутренние проблемы,  может претендовать на доминирование в Евразии и претендовать на богатые восточные земли России. В данном реферате я не буду рассматривать отношения России с нашими ближайшими соседями, такими как: Белоруссия, Украина, Казахстан. Скажу только то, что эти отношения сегодня имеют огромное значение как для России, так и для ее соседей, это отдельная тема, требующая отдельного рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса Российской Федерации

«28 июня 2000 г. президентом В. Путиным была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей развития современного мира, формулируются цели и задачи внешнеполитической деятельности российского государства. В нем отмечается, что Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Указывается, что отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.»1

В концепции констатируется, что современная Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такая система должна обеспечивать надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

Среди приоритетов российской внешней политики на глобальном уровне называется сохранение и усиление регулирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Это предполагает: неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности; рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов; повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств.

         При рассмотрении проблем международной безопасности подчеркивается, что Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Утверждается, что в этих целях Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как российским национальным интересам, так и интересам безопасности других государств. Кроме того, Россия, указывается в документе, подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки. Российская Федерация — твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов включая создание глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, она намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещение ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира.

Россия считает международное  миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН. Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.

Борьба с международным  терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах, представляется, важнейшей внешнеполитической задачей. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Россия считает прямой обязанностью любого государства защиту своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, включая непредставление убежища террористам. Поскольку терроризм часто переплетается с общеуголовной преступностью. Россия, как подчеркивается в документе, будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.

Внешняя политика России в сфере международных экономических отношений должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Для этого необходимо:

  • формировать в стране экономику рыночного типа и получать максимальный экономический эффект от участия Российской Федерации в обновленной внешнеэкономической специализации и международном разделении труда;
  • минимизировать риски при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом обеспечения экономической безопасности страны;
  • способствовать полноправному участию Российской Федерации в международных экономических организациях, защищать в них национальные экономические интересы нашей страны; содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров;
  • содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики; обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом;
  • приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам; формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.

Россия должна быть готова к использованию всех имеющихся экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.

В гуманитарной сфере  приоритетной задачей была названа защита  прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

I Приоритетом внешней политики России в регионе будет развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами участниками СНГ. Концепция отмечает равноскоростной и равноуровневый характер интеграции в рамках Содружества, исходя из чего Россия и будет определять параметры своих отношений с каждой из стран СНГ в отдельности. Важнейшее значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - членах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области, в сфере безопасности, в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зон свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов.

Как традиционно  важные рассматриваются в концепции  отношения со странам Европы. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. В связи с этим в документе подробно рассмотрены вопросы взаимоотношений Российской Федерации с важнейшими международными институтами, существующими на европейском континенте— Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом Европы, Европейским союзом, Организацией Североатлантического договора (НАТО). Характеризуется роль каждой организации в формировании новой региональной системы отношений, и оцениваются перспективы развития отношений России с ними. Отмечается, что взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой серьезный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых дел, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с США  приоритетным направлением определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. В концепции отмечается, что это обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, а также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений  с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики — основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача во взаимовыгодном сотрудничестве с Китаем — приведение масштабов экономического взаимодействия наших стран в соответствие с уровнем политических отношений. Россия также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе.

В концепции дается обзор  тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.

Таким образом, внешняя  политика России сохраняет свой глобальный характер. Среди ее приоритетов по-прежнему находятся отношения с большинством стран и регионов современного мира.

Российско-американские отношения

 

Отношения между  Москвой и Вашингтоном, как это  ни парадоксально, постепенно нормализуются: как известно, Соединенные Штаты ведут торговые войны именно со своими ближайшими союзниками, а за все годы холодной войны между СССР и США не было ни одной торговой войны.

В данной связи  следует обратить внимание на то обстоятельство, что в последние годы целый  ряд базовых отраслей российской экономики, а также некоторые сектора ВПК, определяющие научно-технический прогресс в Российской Федерации (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика), вышли на американский рынок. Определенных успехов достигло и научно-техническое сотрудничество двух стран: достаточно упомянуть такие перспективные научно-технические проекты, как «Морской запуск», Международная космическая станция, продажа в США российских ракетных двигателей РД-180 и др.

«Улучшение общего политического климата в российско-американских отношениях открывает благоприятные перспективы для развития сотрудничества России и США в сфере экономики и высоких технологий. Существуют большие возможности для взаимодействия сторон в сфере энергетики, о чем свидетельствует осуществление нефтегазовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Каспийского нефтяного консорциума, строящего трубопроводы для экспорта нефти. Развивается сотрудничество двух стран в научно-технической сфере: многие американские компании, такие как «Локхид», «Боинг», «Интел», «Ай-би-эм», вложили достаточно большие средства в высокотехнологический сектор российской экономики. Есть перспективы в развитии двустороннего сотрудничества в нефтепереработке, автомобилестроении и др.»2 Однако масштабы российско-американского торгово-экономического и научно-технического сотрудничества все еще далеко отстают от потенциальных возможностей обеих стран и не всегда являются взаимовыгодными (поскольку наиболее серьезные инвестиции вкладываются исключительно в нефте- и газодобывающую отрасли). Как сказал президент американо-российского делового совета Ю. Лоусон, страны с таким потенциалом, как США и Россия, должны иметь в 3-4 раза больший объем двусторонней торговли. Успех этого сотрудничества будет зависеть и от готовности Москвы и Вашингтона ликвидировать стоящие на его пути препоны внеэкономического характера. Кроме того, американским партнерам придется привыкнуть к тому, что в отличие от 1990-х гг. Российская Федерация не нуждается больше в экономической помощи со стороны Запада. Официальный Вашингтон неоднократно использовал этот рычаг на протяжении прошедшего десятилетия для того, чтобы добиться политических уступок от российской стороны. Сегодня Россия заинтересована во взаимовыгодной торговле и инвестициях, в решении проблемы советского долга, во вступлении в ВТО и признании рыночного характера российской экономики. Очевидно, что американской политической и деловой элите придется адаптироваться к этим переменам в формате двустороннего взаимовыгодного диалога по экономическим проблемам.

Информация о работе Внешняя политика России: формирование новых приоритетов